СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифологический метод в литературоведении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мифологический метод в литературоведении»

Мифологический  метод в литературоведении Подготовила студентка историко-филологического факультета группы МПРЛ-20 Лушина Т.А.

Мифологический метод в литературоведении

Подготовила студентка

историко-филологического

факультета

группы МПРЛ-20

Лушина Т.А.

Мифопоэтика - это часть поэтики, в которой исследуют не отдельные мифологемы, усвоенные художником, а целостную мифопоэтическую модель мира и его мифосознание, реализованное в системе символов и других поэтических категорий. Ритуально-мифологические исследования (мифопоэтика) основывается на открытиях мифологической школы, которая принадлежит к числу академических школ литературоведения. Истоками мифопоэтики считаются труды по фольклористике братьев Гримм, работы по изучению славянской мифологии М. Костомарова, исследования о первобытной культуре Э. Б. Тайлора, статьи о поэтических воззрениях славян на природу А. Афанасьева.

Мифопоэтика - это часть поэтики, в которой исследуют не отдельные мифологемы, усвоенные художником, а целостную мифопоэтическую модель мира и его мифосознание, реализованное в системе символов и других поэтических категорий.

Ритуально-мифологические исследования (мифопоэтика) основывается на открытиях мифологической школы, которая принадлежит к числу академических школ литературоведения. Истоками мифопоэтики считаются труды по фольклористике братьев Гримм, работы по изучению славянской мифологии М. Костомарова, исследования о первобытной культуре Э. Б. Тайлора, статьи о поэтических воззрениях славян на природу А. Афанасьева.

Э.Б. Тайлор М. Костомаров Братья Гримм А. Афанасьев

Э.Б. Тайлор

М. Костомаров

Братья Гримм

А. Афанасьев

Мифопоэтика изучает:   Скрытые аналоги, которые связывают литературные образы, жанры, сюжетные ситуации, тропы с ритуалами, обрядами и архетипами. Авторскую мифологию – созданное в художественном мире писателя представление о бытие. (например, Р. Якобсон изучал мифопоэтику А. Пушкина, В. Иванов – мифопоэтику Ф. Достоевского, А. Ханзен-Леве исследовал мифопоэтику символизма, В. Топоров – Петербурга).

Мифопоэтика изучает:

  • Скрытые аналоги, которые связывают литературные образы, жанры, сюжетные ситуации, тропы с ритуалами, обрядами и архетипами.
  • Авторскую мифологию – созданное в художественном мире писателя представление о бытие. (например, Р. Якобсон изучал мифопоэтику А. Пушкина, В. Иванов – мифопоэтику Ф. Достоевского, А. Ханзен-Леве исследовал мифопоэтику символизма, В. Топоров – Петербурга).
Мифологическая школа стремится систематизировать символы по форме выражения и по происхождению. По происхождению символы могут быть культурно-историческими и индивидуально-творческими. Культурно-исторические символы делятся на: Заимствованные из готовых систем знаний, мифологем (например, Прометей, Марс из античной мифологии) Библейская символика (новозаветная, ветхозаветная, апокалиптическая) Изотерическая (алхимия, хиромантия, нумерология, астрология) Не оккультная (антропософия, теософия). Индивидуально-творческая символика – символика, сознательно созданная самим художником (символ Софии, миф о России).

Мифологическая школа стремится систематизировать символы по форме выражения и по происхождению. По происхождению символы могут быть культурно-историческими и индивидуально-творческими.

Культурно-исторические символы делятся на:

  • Заимствованные из готовых систем знаний, мифологем (например, Прометей, Марс из античной мифологии)
  • Библейская символика (новозаветная, ветхозаветная, апокалиптическая)
  • Изотерическая (алхимия, хиромантия, нумерология, астрология)
  • Не оккультная (антропософия, теософия).
  • Индивидуально-творческая символика – символика, сознательно созданная самим художником (символ Софии, миф о России).
В современном литературоведении мифологическая школа имеет следующие направления: Этимологическое, где акцент делается на смысловые пласты образов, слов; Мифопоэтическое (здесь миф рассматривается как художественный прием); Этнографическое (культурологическое); Классическая герменевтика (истолкование мифа как типа лексического сознания).

В современном литературоведении мифологическая школа имеет следующие направления:

  • Этимологическое, где акцент делается на смысловые пласты образов, слов;
  • Мифопоэтическое (здесь миф рассматривается как художественный прием);
  • Этнографическое (культурологическое);
  • Классическая герменевтика (истолкование мифа как типа лексического сознания).