СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миграции населения и их основные направления. Урбанизация.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема занятия:  Миграции населения и их основные направления. Урбанизация.

Цель занятия:  Ознакомиться с типологией миграции жителей и урбанизацией

Просмотр содержимого документа
«Миграции населения и их основные направления. Урбанизация.»

Технологическая карта занятия

  1. Тема занятия: Миграции населения и их основные направления. Урбанизация.

Цель занятия: Ознакомиться с типологией миграции жителей и урбанизацией

  1. Вид занятия: лекция

  1. Тип урока: Урок изучения нового материала(УИНМ);

  1. Методы обучения: словесный, наглядный, самоконтроль

  1. Формы организации работы: беседа, устная и письменная работа, обсуждение.

Межпредметные связи: (экономика, история, основы права, культурология, информатика.)

  1. Оборудование: мультимедиа, проектор, презентация, учебник Баранчиков Е.В., практикум по географии О.А. Петрусюк, Е.В. Баранчиков, атлас, контурная карта.

Макет конспекта занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Примечания

  1. Орг. момент

Добрый день, прошу всех занять свои места.

Проверка отсутствующих.

  1. Сообщение темы и цели занятия

Тема нашего занятия: Миграции населения и их основные направления. Урбанизация.


Вы должны закрепить и развить следующие умения:

систематизировать полученные знания из различных источников географической информации, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность; сравнивать и анализировать различные статистические материалы для выполнения поставленных задач; искать нужную информацию и представлять ее в нужной графической форме



  1. Мотивация учебной деятельности

Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – … город

Именно про них мы коснемся на нашем уроке

С городом этим
Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся …

(Столица.)


.

  1. Актуализация опорных знаний студентов

Вы уже изучали в школьной программе 9 го класса понятие урбанизации. Сегодня мы углубим ваши знания в этом понятии. И разберем особенности размещения населения


  1. Работа по теме урока в соответствии с его видом

Размещение крайне неравномерно. Свыше 70 % мирового населения сосредоточено на 7 % площади обитаемой суши (исключая Антарктиду), при этом около половины этой площади заселено исключительно редко, а 15 % — вообще не заселено (пустыни, высокогорья и северные территории). Около 4/5 мирового на селения проживает на равнинах (28 % площади обитаемой суши), там проще вести с/х. Немногим более 1 /2 мирово­го населения концентрируется в 200-километровой приморской полосе, из них около 1/3 — в полосе, удален­ной от морского побережья не более чем на 50 км (12 % площади обитаемой суши). Наконец, 86 % мирового насе­ления проживает в Северном полу­шарии и только 14 % — в Южном.

Важнейшим показателем, характе­ризующим размещение населения по какой-либо территории, является сред­няя плотность населения.

На размещение населения боль­шое влияние оказывают миграции (от лат. migration — переселение) на­селения. Они различаются по месту (внутренние и внешние) и по времени (безвозвратные, временные, сезон­ные и маятниковые). Внутренние миграции осуществляются внутри одной страны, внешние — за преде­лы страны. Безвозвратные, как вид­но из названия, осуществляются на­всегда, временные — на несколько лет, сезонные — на один сезон года (например, для сбора урожая или вы­паса скота на сезонных пастбищах), маятниковые — в течение суток (по­ездки жителей пригородов на работу в город). Бывают внешние маятнико­вые миграции (наиболее широко рас­пространены в Европе — например, жители Лихтенштейна работают как в Швейцарии, так и в Австрии, поэ­тому дважды в течение суток пересе­кают их границы). Такие мигранты называются фронтай лерами.

Внешние миграции подразделяют­ся на эмиграцию (выезд из какой-либо страны) и иммиграцию (въезд в какую-либо страну). Причиной внеш­них миграций может быть либо физи­ческое принуждение, либо матери­альная нужда. К миграциям, обуслов­ленным физическим принуждением, относят вывоз рабов.

Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — триединое понятие, вы­ражающееся в росте доли городского населения, росте численности населе­ния городов и увеличении роли горо­дов в жизни страны.

«Ложная» урбанизация — процесс искусственного роста доли городского населения и численности населения городов, который обуслов­лен неконтролируемой миграцией в город сельских жителей (как прави­ло, сельской бедноты).

Субурбаниза­ция — процесс миграции жителей центральной части города на его окра­ину или в пригород, в так называемую субурбию.

Рурбанизация — процесс распростра­нения городского образа жизни на сельскую местность. В настоящее вре­мя в развитых странах практически любой сельский житель имеет доступ ко всем тем благам цивилизации, ко­торые доступны жителю города.

Чтение текста учебника Е.В. Баранчиков с 54-56

Мегалополис — крайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде стран, в которых имеются регионы с большими масштабами урбанизации.

С 58 учебника выписать крупные мегалополисы

Европейский. Протянулся от Ли­верпуля, Манчестера и Лидса в Вели­кобритании до Милана, Турина и Генуи в Италии. Численность населе­ния — около 100 млн человек;

  • Приатлантический, или Севе­ро-Восточный (США ). Протянулся от Бостона до Вашингтона (по этой причине получил неформальное на­звание «БосВаш»). Крупнейший го­род — Нью-Йорк. Численность насе­ления — 60 млн человек;

  • Токайдо (Япония). Протянулся от Токио до Осаки — Кобе. Числен­ность населения — 55 млн человек;

  • Приозерный (США). Протя­нулся от Чикаго до Питтсбурга (или «ЧиПиттс»). Численность населе­ния — 40 млн человек;

Тихоокеанский9 или Калифор­нийский (США). Протянулся от Сан-Франциско до Сан-Диего (или «СанСан»). Крупнейший город — Лос-Анджелес. Численность населе­ния — 25 млн человек.


  1. Обобщение и систематизация знаний

Миграция – исторический процесс. Миграционные потоки характерны для эпохи Великих Географических открытий. Мощные потоки мигрантов покидали Европу в период конца XVIII – начала XIX веков: следствие развития капитализма. Чуть позже очагом эмиграции стали Китай и Индия. Очагами иммиграции стали Россия, США, Канада, Бразилия, Аргентина, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия.

Первая и Вторая мировые войны стали причинами миграций населения в ХХ веке. Во второй половине ХХ века большую роль в миграции оказали экономические условия – трудовые миграции сформировали так называемый «миграционный взрыв».

Основной поток трудовых миграций направляется из развивающихся в развитые страны.

Для второй половины ХХ века характерна форма миграций «утечка мозгов». Если вначале эта форма миграций проявлялась в оттоке высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы в США, то после распада СССР усилились процессы «утечки мозгов» из России и других стран, входивших в Советский Союз. Большой отток специалистов осуществляется и из развитых стран.

Войны в отдельных регионах вызывают отток населения из «горячих» точек планеты. Беженцы из стран Африки, Юго-Западной Азии перемещаются в страны Западной Европы.


  1. Итоговая часть занятия

Мы сегодня изучили с вами новые термины и определения.

В завершающей части нашего урока ответьте на вопросы

Каковы основные закономерности размещения мирового населения?

Каковы основные направления современных миграционных потоков рабочей силы?

Почему в развивающихся странах численность и доля городского населения, численность населения городов-миллионеров и «сверхгородов» растут более бы­стрыми темпами, чем в развитых странах?

Какие мегалополисы сформировались и формируются в США?