Михаил Афанасьевич Булгаков
«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя»
(Из письма И. В. Сталину, март 1930 г.)
Дом на Воздвиженской № 10 в Киеве, где родился Булгаков
Своё медицинское образование
он скрывал до конца жизни
«Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну».
(Из книги «Записки на манжетах»)
«Роковые яйца» (1924)
Сюжет повести прост и нагляден. Учёный Персиков
открыл некий «красный луч», в случае облучения которым,
все живые организмы с немыслимой быстротой размножаются
и укрупняются. Аппарат попадает в руки невежд. И по ошибке
были облучены «роковые яйца», т.е. змей и крокодилов.
Они наползают на Россию, их невозможно победить. Только
внезапно нагрянувший моро3 в 18 градусов истребляет эти чудовища.
«Собачье сердце» (1925)
На первом плане – эксперимент гениального учёного-медика
Преображенского и его ассистента Борменталя.
Пересадив в чисто научных целях собаке человеческие семенные
железы и гипофиз мозга, Преображенский получает из собаки… человека.
Роман «Белая гвардия» (1925)
начинается с замечательной словесной, патетической увертюры:
«Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918,
от начала же революции второй. Был он обилен летним солнцем,
а зимою снегом, и особенно высоко стояли две звезды:
звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.
ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР 28 марта 1930 г. Москва Михаила Афанасьевича Булгакова (Москва, Б. Пироговская, 35-а, к. 6 )
Я обращаюсь к правительству со следующим письмом:
После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:
Сочинить «коммунистическую пьесу» (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать как преданный идее коммунизма писатель-попутчик. Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.
Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.
Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.
Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298.
Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни…
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо...
Я прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой.
Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
Если же и то, что я написал, неубедительно и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.
Я именно точно и подчеркнуто прошу о КАТЕГОРИЧЕСКОМ ПРИКАЗЕ, О КОМАНДИРОВАНИИ, потому что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен в СССР, как исключительно квалифицированный специалист, потерпели полное фиаско. Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили ИСПУГ, несмотря на то, что в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними вместе и директорам театров, отлично известно мое виртуозное знание сцены.
Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства специалиста, режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских пьес и вплоть до пьес сегодняшнего дня.
Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр — в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены.
Если же и это невозможно, я прошу советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, — нищета, улица, гибель.
М. Булгаков.
Из телефонного разговора Булгакова и Сталина:
Сталин: Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами.
Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А,
может быть, правда, вас пустить за границу? Что,
мы вам очень надоели?
Булгаков: Я много думал в последние годы, может ли
русский писатель жить без родины, и мне
кажется, что не может…
Сталин: Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите
работать? В Художественном театре?
Булгаков: Да, я хотел бы, но я говорил об этом, мне
отказали.
Сталин: А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что
они согласятся. Нам бы нужно встретиться,
поговорить с вами…
"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга..."
«Мастер и Маргарита»