СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михайло Васильевич Ломоносов /стенд для оформления кабинета химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой стенд для оформления предметной среды в кабинете химии, или для оформления газеты  при проведении предметной недели 

Просмотр содержимого документа
«Михайло Васильевич Ломоносов /стенд для оформления кабинета химии»

В истории каждого народа есть великие личности, столетиями с неослабной силой привлекающие к себе внимание. В русской истории - это выдающийся ученый и писатель, инженер и художник, историк и педагог, общественный деятель и пламенный борец за национальное достоинство России - М.В. Ломоносов, человек, имя которого составляет целую эпоху в летописи человеческого разума, его обширный гениальный ум обнимает и озаряет многие области знания.

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого

столетия. Звездою первой величины явилась слава

Михаила Ломоносова» Б. Шергин


« Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей.

Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…»

А.С.Пушкин

М. В. Ломоносов родился в 1711г. В Архангельской губернии в семье простого крестьянина - помора.

М ихайло сам освоил грамоту, его первыми учебниками были учбники -«Арифметика Магницкого» и «Славянская грамматика».

Ж ажда знаний тянула его и с рыбным обозом пешком без средств, Ломоносов уехал в Москву, где представившись сыном разорившегося дворянина, был зачислен в славяно-греко-латинскую академию, было ему тогда, в 1731 году- 21 год.


В ноябре 1735 года, в числе 12-ти лучших учеников академии он был отправлен в Петербургскую академию наук.

О дно из важнейших направлений своей деятельности Ломоносов считал Х И М И Ю


Открыл первую химическую лабораторию в России

  • Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс

  • Разработал принципы новой науки «Физической химии»

«Физическая химия - есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит при химических реакциях.» Этой наукой он хотел подвести теоретическую базу под химию , объяснив, протекающие процессы с точки зрения физических процессов.

Он изучал сцепление частиц в различных телах , прочность тел, вязкость и капиллярные свойства жидкостей, процессы растворения, кипения и кристаллизации веществ, физико- химические процессы при низких температурах ,охлаждение и застывание жидких тел, преломление лучей в телах разной твердости, действие « электрической силы» на тела, и другие вопросы, связанные с использованием разных веществ и их химических превращений.

Теория о строении вещества

1. все тела состоят из корпускул ( молекул)

2. между молекулами существуют силы притяжения и отталкивания

3. молекулы хаотично двигаются .

Каждое из этих положений в настоящее время доказано опытным путем.



Первым крупным русским астрономом можно смело назвать М.В. Ломоносова

он первым оборудовал в России обсерваторию, где провел цикл наблюдений за планетой Венера и обнаружил у нее плотную атмосферу.

Он был решительным сторонником идеи бесконечности Вселенной и обитаемости других миров в ней. Одним из первых занялся вопросом о физических свойствах небесных тел , изучал кометы , высказал догадки о строении Солнца . Это имело огромное значение для развития астрономии.


















  • Р А Б О Т Ы П О Т Е П Л О Т Е

В труде « Размышления о природе теплоты и холода» Ломоносов объяснил причины теплого и холодного тела молекулярным движением, это было выдающимся достижением. Раньше считалось, что в телах содержится теплород, если тело теплое , то в нем много теплорода , а холодном теле его меньше. Он же объяснил, что теплота объясняется движением какой -то материи, то есть молекул.

Трактовка теплоты как движения молекул позволила Ломоносову объяснить 1. механизм перехода вещества при нагревании из твердого состояния в жидкое или газообразное

2 . ввести в науку понятие о предельно низкой температуре ,об абсолютном нуле
«…должна существовать наибольшая и последняя степень холода, которая объясняется полным прекращением движения частиц в теле»

3 .сделать вывод , « что высшей степени холода на нашем земном шаре не существует «

4. объяснить процесс передачи тепла от нагретого тела к холодному « более быстрые частицы нагретого тела ускоряют движение частиц холодного тела»

На конференции Академии наук в январе 1745г, его теорию великий математик, физик и астроном Эйлер дал работе Ломоносова высокую оценку, ометив: « что она не только хорошо и превосходно изложена, но и основательно доказана».




З А К О Н С О Х Р А Н Е Н И Я М А Т Е Р И И и Д В И Ж Е Н И Я


« Все изменения ,происходящие в природе, совершаются таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимется от другого. Так сколько прибавится к одному телу вещества , столько же отнимется от другого.

Этот закон природы является настолько всеобщим, что простирается и на правила движения: тело возбуждающее толчком к движению другое , столько же теряет своего движения ,сколько отдает этого движения другому телу».


Закон сохранения массы : масса веществ вступивших в реакцию равна массе веществ образовавшихся в ходе реакции

Закон сохранения энергии : энергия не исчезает бесследно и не возникает из ничего ,она только превращается из одного вида в другой

Закон сохранения импульса : в замкнутой системе сумма импульсов всех тел остается неизменной , какой импульс отдает одно тело, такой импульс принимает другое тело.



И З У Ч Е Н И Е « Э Л Е К Т Р И Ч Е С К О Й С И Л Ы»


С деятельностью Ломоносова и его друга Рихмана неразрывно связано возникновения в России науки об электричестве ,что позволило в последующих столетиях исследовать атмосферное электричество .

Ломоносов и Рихман изучали электрическую природу грозы . Благодаря опытам которые они проводили было изучено:

1. Разные виды электрических разрядов (положительные и отрицательные)

2 Электричество в атмосфере при отсутствии грозы.

3 Формы и цвета электрических искр

Итогом исследований был доклад

«Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» Домашняя лаборатория Рихмана, рис. М. В. Ломоносова

Главные идеи этого доклада таковы:

1 возникновение гроз объясняется восходящими воздушными потоками.

2 электричество может образовываться только посредством трения частиц воздуха в восходящих вертикальных и нисходящих воздушных потоках, что приводит к их электризации и порождает молнию.

3 заряд облака распределен посредством мельчайших капелек по всему объему , и в атмосфере воздушных заряженных частиц в облаке огромно.

Трагическая гибель Рихмана

Т Р У Д Ы В ГЕОГРАФИИ НАВИГАЦИИ ГЕОЛОГИИ

на пользу мореплавания

1….Ломоносов сконструировал секстант с искусственным горизонтом - прибор для определения места корабля в море.

2..разработал способ определения местного времени и широты места, наблюдая за хронометром в момент, когда две звезды находятся в одной вертикальной плоскости.

3..для предложил проект морской обсерватории.

4..для показания времени на первом меридиане разработал морской хронометр.

5..для прокладывания пути корабля Ломоносов изобрел 6 приборов, большой компас, самопишущий компас - первый в мире курсограф.

6..им созданы также клизеометр- прибор для определения сноса корабля ветром ( дрейф), циматометр- устройство , учитывающее движение корабля под действием килевой качки ,приборы для определения направления течения.



  • составил «Полярную карту»;

  • разработал приборы для морского кораблевождения;

  • доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);

  • доказал возможность Северного морского пути в Индию
















  • Первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых.

  • Составил каталог минералов России

  • Создал теорию возникновения минералов и металлов

  • Написал труд о причине землетрясений


















Л

Когда бы смертным столь высоко

Возможно было возлететь ,

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло прибизившись воззреть ,

Тогда со всех открылся стан

Горящий вечно Океан ,

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся ,

Борющих множество веков;

Там камни , как вода кипят ,

Горящи там дожди шумят.



омоносов литератор и поэт


Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. В своем учебнике «Российская грамматика», в предисловии он написал : «Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

  • Л омоносов поставил задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. Для него он взял все самое ценное из славянского и русского языка.

  • Создал теорию «трех штилей»

  • Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа стихосложения.

  • ...Значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка. Ломоносов положил начало нашему точному научном языку, без которого теперь никто не может обходиться.

  • М. В. Ломоносов впервые ввёл в русский язык и науку множество новых научных терминов, которые большей частью закрепились и в бытовой жизни.










Ломоносов художник


Н еукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками — художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.



Портрет Петра 1 , выполнен рукой великого гения.


РОДИНА ЧТИТ СВОЕГО ВЕЛИКОГО ГРАЖДАНИНА

1 .В 1940 году основанному Ломоносовым Московскому университету присвоено его имя.

2. В 1925году первому в России фарфоровому заводу

3.В 1947 году учрежден Музей М. В. Ломоносова

4. Открыт дом – музей на его родине в селе Ломоносово Архангельской области

5.В 1948 гду город Ораниенбаум переименовали в город Ломоносов ,именно там оносновал фабрику цветного стекла

6.Один из кратеров на обратной стороне Луны носит его имя.

7.В 1951 гду учреждена Золотая медаль им. Ломоносова , присуждаемая российским и иностранным ученым за выдающиеся научные работы.


Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.










Краткая хронология

1730 — 7 декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.

1730 — 15 (?) декабря отправился пешком в Москву.

1731 — 15 января зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.

1731—1735 — учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии.

1734 — учёба в Киево-Могилянской академии.

1736 — 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.

1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.

1736—1739 — обучался в Марбургском университете.

1737 — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.

1739 — в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.

1739 — 8 ноября родилась дочь; 9 ноября — крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета.

1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.

1740 — 26 мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.

1740 — в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.

1741 — 8 июня вернулся в Санкт-Петербург.

1741 — 22 декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.

1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.

1745 — 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.

1746 — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.

1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.

1748—1757 — проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.

1749 — 21 февраля родилась дочь Елена.

1752—1753 — в химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.

1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.

1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.

1757 — назначен советником Академической канцелярии.

1758 — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии.

1760 — 30 апреля Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.

1763 — 10 октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).

1764 — 17 (?) апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института.

1765 — 4 апреля скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке.

1765 — 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.