Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский государственный ГУМАНИТАРНО-педагогический университет»
Микроисследование на тему
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЙ РАБОТЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ КОЛЛЕГ
(практическая часть)
Работу выполнила:
студентка ZM612 группы
Уросова Нина Сергеевна
Преподаватель:
Профессор, доктор педагогических наук
Гитман Елена Константиновна
Пермь
2019
Для соответствия девизу «Новой школе – новый учитель» учителям постоянно необходимо учится, и совершенствовать свои навыки; в том числе и информационную компетентность. Молодое поколение учителей в большинстве случаев уже владеет этими навыками, но про старшее поколение часто забывают, и считают, что они априори должны это уметь.
Не все педагоги могут работать с компьютером и интернетом, а некоторым нужна серьёзная помощь.
В начале исследования я уже понимала, что не все педагоги старшего возраста умеют обращаться с компьютером, но думала, что это будет половина старшего поколения, т.к. в школе я работаю полтора года, я знала нескольких педагогов, которые имеют эту проблему; и предложила им свою помощь. Реакции на предложение были самые разнообразные от негативного: «зачем МНЕ: это нужно?!» до положительного «Конечно! Спасибо, мне это нужно!».
В микроисследовании принимало участие три педагога старше 45 лет: две женщины и один мужчина. Для выявления более истинных результатов микроисследования, я обратилась к коллеге, которая раньше занималась социологическими исследованиями и проходила курсы подготовки.
Собрав педагогов, имеющих трудности, я провела анкетирование, и поняла, что трое из четырёх педагогов умеют пользоваться только некоторыми функциями Microsoft Word и Power Point, т.к. они в основном и требуются при работе в школе, а четвёртый педагог имеет слабые представления о работе с компьютером. Текст анкетирования прикреплён в приложении (Приложение 1).
Моей задачей стало помочь освежить знания в головах старших коллег и научить их новым знаниям по использованию ИКТ по результатам анкетирования. После анализа анкет (результаты первичного анкетирования в Приложении 2) я составила план занятий:
Чему бы хотели научиться?(1 занятие)
«Привет!» или «Здравствуй!» компьютер. (3 занятия)
Программы корпорации Microsoft. (5 занятий)
«Я в интернете!» (6 занятий):
Поисковики, почта, МЭШ, Портфолио школьника;
Google-диск, Google-карты, Google-календарь;
Plickers;
Brainoom…).
Всего было проведено 15 занятий и 8 индивидуальных консультаций.
На самом деле было очень трудно, коллеги из-за большого потока информации за одно занятие, переставали запоминать и думать. Появлялись ошибки, а в результате и срывы. Приходилась подбадривать и налаживать контакт снова и снова. Один из педагогов, в результате занятий, принял решение, что «новые технологии не для меня, раньше справлялась и сейчас справлюсь!». Далее она обучение не проходила, никакие уговоры мне вернуть её не помогли.
Как положительный результат своей работы я рассматриваю следующие ситуации:
Н.М. самостоятельно начала работать с компьютером (создавать презентации, заполнять портфолио детей, печатать документы, перекачивать файлы с компьютера и на него…), а так же с новыми цифровыми лабораториями, которые только привезли к нам в школу.
В.Г. на уроках стал активно использовать Smart-доску и купил себе сенсорный телефон.
Т.А. теперь включает компьютер самостоятельно, скачивает с интернета нужные файлы и научилась обрабатывать фото в графическом редакторе, создавать свои тесты в школьной системе Brainoom, а также создавать презентации, которые она никогда не умела делать.
Е.А. же тоже овладела первоначальными навыками при работе с компьютером (создает презентации, работает в Word и Excel, загружает файлы на компьютер и скачивает их с него), но к сожалению проходить обучение дальше она отказалась, ссылаясь на нехватку времени и сил.
Мне было приятно делать что-то полезное для школы и для коллег, администрация предложила мне создать курсы и для остальных коллег для работы в Plickers, Google - диске, Google – формах. Ещё большее удовольствие для меня было получить признание от коллег, а ещё я получила от них множество дельных советов по преподаванию и планированию времени.
На следующий год я планирую создать курс и для других коллег.
Данная работа открыла во мне ключ к терпению, а так же к знанию, что «практика-это лучший помощник в деле обучения». На мой взгляд я справилась с поставленной задачей, используя приёмы и средства обучения, я помогла освоить компьютер коллегам старшего возраста, может не так как хотелось, но результат стал заметен.
Мне понравилась данная работа: «я обучала и меня обучали». Именно от сюда и идёт личностный рост и постоянное самосовершенствование.
Приложение 1
Анкетирование педагогов
1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств):
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
2. Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.):
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как):
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить):
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word):
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
6. Вывод на печать текстовых документов:
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint):
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint:
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
10. Создание электронных таблиц (работа в программе типа Microsoft Office Excel):
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
11. Основные представления о сети Интернет:
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
12. Переходы по гиперссылкам и сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком:
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
13. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов:
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
14. Основы поиска информации в Интернет:
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
15. Понятие портал, сайт, визитка:
Конечно, знаю и могу научить (показать)
Сяду за компьютер - вспомню
Представляю в общих чертах
Ничего не могу сказать
Результаты:
Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла
Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла
Представляю в общих чертах – 1 балл
Ничего не могу сказать – 0 баллов
0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);
15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);
30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).
Приложение 2
Результаты анкетирования: