Технологическая карта урока
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тема урока: «Милосердие, забота о слабых , взаимопомощь».
Тип урока: открытие новых знаний
Место урока в системе уроков 3 триместр 27 урок
Цель: | сформировать осмысление понятия «милосердие», «сострадание», «взаимопомощь» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. |
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | 1)Познакомить школьников с нравственные понятиями «милосердие», «сострадание», «взаимопомощь»; учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания. 2)Развивать нравственные качества и творческие способности; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям. 3)Воспитывать способность сопереживать другим людям и милосердное отношение в общении с окружающими |
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Личностные УУД: | Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о культуре России и других стран . Обеспечение управления познавательной и учебной деятельности , коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования Обеспечение сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения. Включение действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных и межличностных отношениях. |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | предметные• познакомить с ценностями человеческой жизни, с основными понятиями: «милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня »; развивать установку личности поступать по совести; • познакомить с духовными традициями народов России. метапредметные • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций; • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; Личностные: совершенствование способности самоопределяться в жизненных ценностях; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Основные понятия: | милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня. |
Межпредметные связи: | Литературное чтение ,изобразительное искусство.Литературное чтение ,окружающий мир |
Ресурсы: основные дополнительные | толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В.И. Даля; карточки для групповой работы; интерактивная доска, мультимедийный проектор; авторская презентация . |
Интернет-ресурсы | School-collection.edu.ru , pravoslavie.ru/news/page_1210.htm , ru.wikipedia.org/wiki |
Этап урока | Содержание заданий(для обучающихся) | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
Предметные | Виды УУД, характеристики |
1.Организацион ный момент. | -Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно ! | Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой. | Создание благоприятного психологического климата. | Личностные УДД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха , Доверия. Коммуникативные УДД Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
2.Актуализа ция знаний. | -Ребята, что такое притча? Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре На партах лежат сердечки разного цвета объединитесь по группам. - У вас на столах лежат листы с притчами. Вам сейчас нужно вспомнить какие чувства должны быть в каждом добром сердце. И из своей притчи выделить качество ,которое помогает стать добрее! | Групповая Деление на группы по цвету (синие, белые ,зелёные) Названия групп соответственно: «Синие сердца», «Зелёные сердца», «Белые сердца». Обсуждение в группах . (работа с притчами) Учащиеся знакомятся с текстами .Затем обсуждают ответы. (выбор притчи по жребию) Приложение 1. План работы над притчами. 1.Краткий пересказ текста притчи. 2.Кто и какое качество проявляет по отношению к другому? | Знать: что такое притча Уметь: работать с притчей, в группе | Регулятивные УУД Работа над развитием рефлексивности учащихся –взаимоконтроль Создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. |
3.Постановка учебной задачи | Ребята, сформулируйте тему урока . На доске появляется слово « милосердие». -Часто ли вы слышите это слово? -А как часто видели вы милосердие в реальной жизни? -Чему бы вы хотели научиться, что нового узнать? -Почему необходимо проявлять заботу о слабых? -Как в школе «выручает» взаимопомощь? | Ответы на вопросы учителя « Милосердие, забота и взаимопомощь» Формулируют цель: Нужно ли быть милосердным по отношению к другому, заботиться о слабых. | Знать : тему урока. Уметь : ставить перед собой цель урока. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации |
4 «Открытие нового знания» | Работа со словарями. - Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие». В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия. Милостыня – подаяние нищему. -А какие синонимы можно подобрать к слову “милосердие”? | Работа со словарями С.И.Ожегова и В.И.Даля. (Ученики находят значение слов в словаре, которые зараннее принесены учителем на урок, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.) Каждая группа выбирает слово по загадке. Приложение 2 Добро – милосердие Мама – забота Друг - взаимопомощь (Обсуждение ответов) (отвечают все ученики) Из набора слов надо выбрать уч-ся слова –синонимы (гуманность, самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…) Вариант ответа детей: Потому что без трёх составляющих человека нельзя назвать добрым, отзывчивым…милосердным. Вариант ответа детей: Потому что без трёх составляющих человека нельзя назвать добрым, отзывчивым…милосердным. | Знать и уметь: взаимоконтроль выпонения задания в парах. Контролируют правильность выполнения задания. При необходимости исправляют ошибки | Личностные УУД –оценивание усвоения содержание учебного материала и своего отношения к услышанномую Взаимоконтроль выпонения задания в парах. Контролируют правильность выполнения задания. При необходимости исправляют ошибки |
5.Физми нутка | – На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных. Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (Так говорят,когда просят о чем-то). В наше время – редко обращаются к людям с такими словами. -Я предлагаю вам проверить, насколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»! – Будьте добры встаньте. – Повернитесь налево. – Будьте добры повернитесь направо – Будьте добры улыбнитесь. – Будьте добры присаживайтесь. – Спасибо, ребята вы очень внимательны. | | Уметь быть терпеливым и толерантным в общении. | |
6.Совместное «открытие» знаний | - Какая выгода нам от мидосердия? -Прочитайте небольшой отрывок из рассказа на слайде и постарайтесь ответить на вопросы. -Хорошо ли это? Что здесь плохого? -Почему так делать нельзя? Вывод: Только та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие, бескорыстная помощь. -Мы узнали ,что такое милосердие в нашей жизни. - А теперь узнаем : как разные религии учат милосердию и помощи людям. Христианство (комментированное чтение) -Что такое милосердие в христианстве? -Можно ли научиться милосердию? -А надо ли учиться милосердию? Зачем? -Как стать милосердным? -Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? -Хотел бы ты иметь такую профессию? «Это интересно» -Как вы поняли смысл притчи о Страшном Суде? Ислам -Что такое милосердие в исламе? -Что такое «милостыня по внезапному побуждению»? Закят – это материальная помощь ближнему. Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия. -Какой обычай существует в каждой семье иудеев ? -Что такое мандала в буддизме? -Как используют это блюдо? -Милосердие и помощь нуждающимся входит в культуру буддизма? (Да) -Следует отметить, что подавать милостыню призывает и Христианство. Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - дай». | Приложение 3 (Ответы детей) Дети читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому «….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» Приложение 4 Работа над текстом учебника на с.72. Обсуждение ответов в группе, один от группы учащийся отвечает на поставленные вопросы после обсуждения Ученики читают тексты на распечатанных листах «Об отношении к милосердию у иудеев» и «О милосердии в буддизме». Приложение 5 В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. | Знать и уметь составлять план дальнейших действий как в группе так и индивидуально. | Регулятивные УУД Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные УУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
7. Физкультминутка | Музыка -релакс спокойная Переключение внимания | | | |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Беседа о взаимопомощи. Вопросы и задания для беседы: - Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что бы вы ответили? - Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? - Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде. - Кто из вашей семьи чаще всего приходит вам на помощь? Вывод: 1. Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой! 2. Игра «Помоги другу». Прослушивание отрывка из песни «Маленькое сердце». Приложение 7 - Бывают ли у вас дни, когда на душе очень грустно? -Чего вам больше всего хочется в такие дни? - Придумайте как можно больше слов-утешений для своего товарища. 3. Правила взаимопомощи в классе. - В чем, в первую очередь, заключается взаимопомощь в классе? - Расскажите о том, как вы помогаете своим одноклассникам. - Что доброго могут сделать мальчики для девочек? - А что девочки могут сделать для мальчиков? Вывод: 2. Спеши делать добро! - Ребята ,а теперь я вам хочу предложить игру «Собери пословицу». -Перед вами конверты, в них слова, составьте пословицы и объясните их смысл. | Отвечают на поставленные вопросы . Высказывают свое мнение, доказывают выдвинутое предположения,делают выводы .подбирают антонимы к слову «милосердие» Раскрыть смысл пословиц Оценить работу в группах Ученики работают в группах Приложение 8 1. Одно рукой узла не завяжешь. 2. Кто добро творит, тому бог отплатит. 3.Материнская молитва со дна моря достанет | Знать и уметь: как работать над пословицами .объяснять их смысл, связывать с жизненным опытом. | Познавательные УУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать других Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия Общеучебные универсальные действия Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные УУД Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – (личностные УУД) |
9.Рефлексия деятельности | Теперь вернёмся к цели нашего урока. Что мы должны были узнать? -Почему люди разных национальностей и ре-лигий должны быть милосердны? -Мы достигли цели урока? -Дадим оценку уроку и вашей работе на нём. Для этого обратимся к цветным сердцам, ко-торые лежат у вас на столе. -Каждое сердце имеет цвет и значение, то ка-чество которое считаете важным прикрепите на лист, перед этим напишите на сердце вы-бранного цвета ,какие чувства у вас сегодня проявились на уроке. - Пусть эти сердца символизируют дружбу людей одной религии или национальности, как и в нашем мире, где живут разные народы, у каждого из которых есть чему поучиться. Пусть эти сердца будут символом дружбы и взаимопонимания между народами. -А какая группа была наиболее активной… | (Как разные религии учат милосердию) (Чтобы лучше понимать друг друга). Да! У каждого ученика на парте лежат два бумажных сердца, заранее вырезанные из цветных листов бумаги). (жёлтый – милосердие, красный – забота, оранжевый – взаимопомощь.) Дети выходят по очереди и прикрепляют их к листу. Дети сами оценивают себя и работу каждой группы | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Общеучебные универсальные действия Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
10.Итог урока | 1. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? -Наш урок подходит к концу. Что вы поняли из сегодняшнего урока. -Я хочу раздать вам памятки « Жизненных правил», надеюсь ,что урок задержится в ваших сердцах на долгое время! | -ответы детей. -Что нужно быть милосердными Приложение - Чтение детьми правил. 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, дру-зей . 2.Умей видеть достоинства людей, ценить их. 3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на по-мощь в нужный момент. 7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. (вклеивают в тетради) | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
11.Домашнее задание | -Приведите примеры и подготовьте рассказ милосердных дел в истории религий России. | Запись домашнего задания. | | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ;- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в творческой форме. |
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):ОРКСЭ (ОМРК)
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
2.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – Чебоксары, 2010.
Приложение 1.
1.Шли осёл и лошадь с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги — осёл устал, кряхтит, еле дышит. — Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осёл взмолился: — Мне уже невмоготу! Помоги! Но лошадь только ушами прядёт. Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь: — Помоги! —Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться. Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал. — Вставай, вставай, милый! — умолял хозяин, но осёл не мог подняться. Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих…
2.Филун Джарин
Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос:
- Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?
- Я это понимаю, как помощь старикам и детям, - первым подал голос Шин.
- А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил Вэй-Минь.
- А для меня, - серьёзный голос Гуана, заставил всех повернуться к нему, - это
промолчать,понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
- Правильно, - одобрил Учитель притихших учеников. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную.
Но знайте, что самое большое сострадание, в умении не отвернуться, а выслушать чужую скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело.
А это удел только очень сильной личности.
3. «Морская звезда»
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. А надо не ждать, а учиться проявлять милосердие в мелочах.
Приложение 2
1.Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не видишь, но вид его приятен!
Оно может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не потрогаешь!
Ответ: Добро (милосердие)
2.Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
Ответ: Мама (забота)
3.Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный... |
Ответ: друг (взаимопомощь) |
Приложение 3
«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» | «….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» |
«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» | «….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» |
«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» | «….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» |
| |
| |
| |
Приложение 4
Приложение 5
Об отношении к милосердию у иудеев. Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается словом «цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не прёосто милостыня, а акт справедливости. Цдака – обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому. О милосердии в буддизме В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Также на пожертвования живут буддийские монахи, которые отказались от семьи и имущества и посвятили свою жизнь учению Будды. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир. |
Об отношении к милосердию у иудеев. Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается словом «цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не прёосто милостыня, а акт справедливости. Цдака – обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому. О милосердии в буддизме В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Также на пожертвования живут буддийские монахи, которые отказались от семьи и имущества и посвятили свою жизнь учению Будды. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир. |
Приложение 6
милосердие
забота
взаимопомощь
Приложение 7
О песне: Автор музыки и слов - Аника Далински.
Маленькое сердце… Кто его полюбит?
Нежно приголубит, тихо позовет.
Маленькое сердце эту ночь разбудит
Трепетным дыханьем. Ах, как оно поет!
Припев:
Но этот день придет, и ты забудешь страх,
Забудешь боль, ты забудешь про все.
Растает вечный лед, и озарит сиянием,
Любовь, вновь тепло принесет.
Маленькое сердце обнимало лето
И роняло слезы на полночный свет.
Маленькое сердце радовалось небу,
Целовало звезды - холодные, как снег.
Припев:
Но этот день придет, и ты забудешь страх,
Забудешь боль, ты забудешь про все.
Растает вечный лед, и озарит сиянием,
Любовь, вновь тепло принесет.
Но этот день придет, и ты забудешь страх,
Забудешь боль, ты забудешь про все.
Растает вечный лед, и озарит сиянием,
Любовь, вновь тепло принесет.
Приложение 8
Одной | рукой | узла | не | завяжешь. |
Кто | добро | творит, | тому | бог | отплатит. |
Материнская | молитва | со | дна | моря | достанет. |
Приложение 9
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей . 2.Умей видеть достоинства людей, ценить их. 3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. | 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей . 2.Умей видеть достоинства людей, ценить их. 3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. |
| |
Основная часть