СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Милосердие, забота о слабых , взаимопомощь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет разбудить в детях милосердие.

Просмотр содержимого документа
««Милосердие, забота о слабых , взаимопомощь».»

Технологическая карта урока

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Тема урока: «Милосердие, забота о слабых , взаимопомощь».

Тип урока: открытие новых знаний

Место урока в системе уроков 3 триместр 27 урок



Цель:

сформировать осмысление понятия «милосердие», «сострадание», «взаимопомощь» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:


Образовательные:



Развивающие:



Воспитательные:



1)Познакомить школьников с  нравственные понятиями «милосердие», «сострадание», «взаимопомощь»; учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания.

2)Развивать нравственные качества и творческие способности; развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

3)Воспитывать способность сопереживать другим людям и милосердное отношение в общении с окружающими

УУД:

Предметные УУД:


 Регулятивные УУД:




Коммуникативные УУД:



Познавательные УУД:




Личностные УУД:
 


Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о культуре России и других стран .

Обеспечение управления познавательной и учебной деятельности , коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования

Обеспечение сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать собеседника, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения.

Включение действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. 

Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных и межличностных отношениях.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Предметные результаты в области ИКТ:

Метапредметные результаты:



Личностные результаты:

предметные• познакомить с ценностями человеческой жизни, с основными понятиями: «милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня »;

развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

Личностные:

совершенствование способности самоопределяться в жизненных ценностях;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Основные понятия:

милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.

Межпредметные связи:

Литературное чтение ,изобразительное искусство.Литературное чтение ,окружающий мир

Ресурсы: основные

 дополнительные

толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В.И. Даля; карточки для групповой работы; интерактивная доска, мультимедийный проектор; авторская презентация .

Интернет-ресурсы

School-collection.edu.ru , pravoslavie.ru/news/page_1210.htm , ru.wikipedia.org/wiki



Этап урока

Содержание

заданий(для

обучающихся)

Виды

деятельности

учащихся

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД,

характеристики

1.Организацион

ный момент.

-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно !

Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.


Создание благоприятного психологического климата.

Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха ,

Доверия.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Актуализа

ция знаний.


-Ребята, что такое притча?

Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре


На партах лежат сердечки разного цвета объединитесь по группам.

- У вас на столах лежат листы с притчами. Вам сейчас нужно вспомнить какие чувства должны быть в каждом добром сердце.

И из своей притчи выделить качество ,которое помогает стать добрее!


Групповая

Деление на группы по цвету (синие, белые ,зелёные)

Названия групп соответственно: «Синие сердца», «Зелёные сердца», «Белые сердца».

Обсуждение в группах .

(работа с притчами)

Учащиеся знакомятся с текстами .Затем обсуждают ответы.

(выбор притчи по жребию)

Приложение 1.

План работы над притчами.

1.Краткий пересказ текста притчи.

2.Кто и какое качество проявляет по отношению к другому?

Знать: что такое притча

Уметь: работать с притчей, в группе


Регулятивные УУД

Работа над развитием рефлексивности учащихся –взаимоконтроль

Создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

3.Постановка учебной задачи

Ребята, сформулируйте тему урока .

На доске появляется слово « милосердие».

-Часто ли вы слышите это слово?

-А как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

-Чему бы вы хотели научиться, что нового узнать?

-Почему необходимо проявлять заботу о слабых?

-Как в школе «выручает» взаимопомощь?

Ответы на вопросы учителя

« Милосердие, забота и взаимопомощь»



Формулируют цель:

Нужно ли быть милосердным

по отношению к другому, заботиться о слабых.


Знать : тему урока.

Уметь : ставить перед собой цель урока.

Познавательные УУД


Поиск и выделение необходимой информации

4 «Открытие нового знания»

Работа со словарями.

- Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».



  • Что такое милосердие?

  • Из каких же слов рождено это слово?

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия. Милостыня – подаяние нищему.

-А какие синонимы можно подобрать к слову “милосердие”?


Работа со словарями С.И.Ожегова и В.И.Даля. (Ученики находят значение слов в словаре, которые зараннее принесены учителем на урок, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.)

Каждая группа выбирает слово по загадке.

Приложение 2

Добро – милосердие

Мама – забота

Друг - взаимопомощь

(Обсуждение ответов)

(отвечают все ученики)

Из набора слов надо выбрать уч-ся слова –синонимы

(гуманность, самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…)

Вариант ответа детей:

Потому что без трёх составляющих человека нельзя назвать добрым, отзывчивым…милосердным.


Вариант ответа детей:

Потому что без трёх составляющих человека нельзя назвать добрым, отзывчивым…милосердным.

Знать и уметь: взаимоконтроль

выпонения задания в парах.

Контролируют правильность

выполнения задания. При необходимости

исправляют ошибки




Личностные УУД –оценивание усвоения содержание учебного материала и своего отношения к услышанномую

Взаимоконтроль

выпонения задания в

парах.

Контролируют правильность

выполнения задания. При необходимости

исправляют ошибки





5.Физми

нутка

– На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных.

Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (Так говорят,когда просят о чем-то). В наше время – редко обращаются к людям с такими словами.

-Я предлагаю вам проверить, насколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!

– Будьте добры встаньте.

– Повернитесь налево.

– Будьте добры повернитесь направо

– Будьте добры улыбнитесь.

– Будьте добры присаживайтесь.

– Спасибо, ребята вы очень внимательны.


Уметь быть терпеливым и толерантным в общении.


6.Совместное «открытие» знаний


- Какая выгода нам от мидосердия?

-Прочитайте небольшой отрывок из рассказа на слайде и постарайтесь ответить на вопросы.

-Хорошо ли это? Что здесь плохого?

-Почему так делать нельзя?





Вывод: Только та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие, бескорыстная помощь.



-Мы узнали ,что такое милосердие в нашей жизни.

- А теперь узнаем : как разные религии учат милосердию и помощи людям.

Христианство

(комментированное чтение)

-Что такое милосердие в христианстве?

-Можно ли научиться милосердию?

-А надо ли учиться милосердию? Зачем?

-Как стать милосердным?

-Какую профессию ты считаешь милосердной, почему?

-Хотел бы ты иметь такую профессию?

«Это интересно»

-Как вы поняли смысл притчи о Страшном Суде?

Ислам

-Что такое милосердие в исламе?

-Что такое «милостыня по внезапному побуждению»?

Закят – это материальная помощь ближнему. Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.

-Какой обычай существует в каждой семье иудеев ?

-Что такое мандала в буддизме?

-Как используют это блюдо?

-Милосердие и помощь нуждающимся входит в культуру буддизма? (Да)

-Следует отметить, что подавать милостыню призывает и Христианство. Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - дай».

Приложение 3

(Ответы детей)

Дети читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»



Приложение 4

Работа над текстом учебника на с.72.



Обсуждение ответов в группе, один от группы учащийся отвечает на поставленные вопросы после обсуждения

























Ученики читают тексты на распечатанных листах «Об отношении к милосердию у иудеев» и «О милосердии в буддизме». Приложение 5

В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует.

В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям.

Знать и уметь составлять план дальнейших действий как в группе так и индивидуально.

Регулятивные УУД

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.








7. Физкультминутка


Музыка -релакс

спокойная

Переключение внимания




8.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Беседа о взаимопомощи.

Вопросы и задания для беседы:

- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что бы вы ответили?

- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим?

- Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде.

- Кто из вашей семьи чаще всего приходит вам на помощь?

Вывод: 1. Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!

2. Игра «Помоги другу».

Прослушивание отрывка из песни

«Маленькое сердце». Приложение 7

- Бывают ли у вас дни, когда на душе очень грустно?

-Чего вам больше всего хочется в такие дни?

- Придумайте как можно больше слов-утешений для своего товарища.

3. Правила взаимопомощи в классе.

- В чем, в первую очередь, заключается взаимопомощь в классе?

- Расскажите о том, как вы помогаете своим одноклассникам.

- Что доброго могут сделать мальчики для девочек?

- А что девочки могут сделать для мальчиков?

Вывод: 2. Спеши делать добро!

- Ребята ,а теперь я вам хочу предложить игру «Собери пословицу».

-Перед вами конверты, в них слова, составьте пословицы и объясните их смысл.

Отвечают на поставленные вопросы .





















Высказывают свое мнение, доказывают выдвинутое предположения,делают выводы .подбирают антонимы к слову «милосердие»

















Раскрыть смысл пословиц





Оценить работу в группах





Ученики работают в группах

Приложение 8

1. Одно рукой узла не завяжешь.

2. Кто добро творит, тому бог отплатит.

3.Материнская молитва со дна моря достанет

Знать и уметь: как работать над пословицами

.объяснять их смысл, связывать с жизненным опытом.

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать других





Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия

Общеучебные универсальные

действия

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные УУД




Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – (личностные УУД)

9.Рефлексия     

деятельности

Теперь вернёмся к цели нашего урока. Что мы должны были узнать?

-Почему люди разных национальностей и ре-лигий должны быть милосердны?

-Мы достигли цели урока?

-Дадим оценку уроку и вашей работе на нём. Для этого обратимся к цветным сердцам, ко-торые лежат у вас на столе.

-Каждое сердце имеет цвет и значение, то ка-чество которое считаете важным прикрепите на лист, перед этим напишите на сердце вы-бранного цвета ,какие чувства у вас сегодня проявились на уроке.

- Пусть эти сердца символизируют дружбу людей одной религии или национальности, как и в нашем мире, где живут разные народы, у каждого из которых есть чему поучиться. Пусть эти сердца будут символом дружбы и взаимопонимания между народами.

-А какая группа была наиболее активной…

(Как разные религии учат милосердию)

(Чтобы лучше понимать друг друга).

Да!



У каждого ученика на парте лежат два

бумажных сердца, заранее вырезанные из цветных листов бумаги).

(жёлтый – милосердие,

красный – забота,

оранжевый – взаимопомощь.)





Дети выходят по очереди и прикрепляют их к листу.

Дети сами оценивают себя и работу каждой группы

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Общеучебные универсальные действия

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером.



Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

10.Итог урока

1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

-Наш урок подходит к концу. Что вы поняли из сегодняшнего урока.

-Я хочу раздать вам памятки

« Жизненных правил», надеюсь ,что урок задержится в ваших сердцах на долгое время!




-ответы детей.







-Что нужно быть

милосердными

Приложение

- Чтение детьми правил.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, дру-зей .

2.Умей видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте

повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на

место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие,

сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на по-мощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих

близких.

(вклеивают в тетради)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

11.Домашнее задание

-Приведите примеры и подготовьте рассказ милосердных дел в истории религий России.

Запись домашнего задания.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ;- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в творческой форме.


Наименование учебно-методического комплекта (УМК):ОРКСЭ (ОМРК)

1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

2.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –    Чебоксары, 2010.











Приложение 1.

1.Шли осёл и лошадь с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги — осёл устал, кряхтит, еле дышит. — Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осёл взмолился: — Мне уже невмоготу! Помоги! Но лошадь только ушами прядёт. Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь: — Помоги! —Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться. Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал. — Вставай, вставай, милый! — умолял хозяин, но осёл не мог подняться. Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих… 

2.Филун Джарин

  Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос:
- Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?
- Я это понимаю, как помощь старикам и детям, - первым подал голос Шин.
- А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил Вэй-Минь.
- А для меня, - серьёзный голос Гуана, заставил всех повернуться к нему, - это 
промолчать,понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
- Правильно, - одобрил Учитель притихших учеников. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную.
Но знайте, что самое большое сострадание, в умении не отвернуться, а выслушать чужую скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело.
А это удел только очень сильной личности.

 

 

 

3. «Морская звезда»

Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.

— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:

— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!

Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. А надо не ждать, а учиться проявлять милосердие в мелочах. 

 

 

 

 

 

 

 

 









Приложение 2

 

1.Его не скушаешь, но вкус его сладок!

Его не видишь, но вид его приятен!

Оно может быть близко, если ты веришь в это!

Оно рядом, но его не потрогаешь!

Ответ: Добро  (милосердие)

 

2.Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?

Ответ: Мама  (забота)

 

3.Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...

Ответ: друг  (взаимопомощь)

 

 



Приложение 3

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»

 

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»

 

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»

 

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»

 

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»

 

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»

 







 

 

 

Приложение 4

 

 

 

Приложение 5

 

Об отношении к милосердию у иудеев.

Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается словом «цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не прёосто милостыня, а акт справедливости. Цдака – обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому.

О милосердии в буддизме

В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Также на пожертвования живут буддийские монахи, которые отказались от семьи и имущества и посвятили свою жизнь учению Будды. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир.

 





Об отношении к милосердию у иудеев.

Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается словом «цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не прёосто милостыня, а акт справедливости. Цдака – обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому.

О милосердии в буддизме

В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Также на пожертвования живут буддийские монахи, которые отказались от семьи и имущества и посвятили свою жизнь учению Будды. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир.

 

 

 

                                  



           Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

милосердие

 

забота

 

взаимопомощь

  

Приложение 7

О песне: Автор музыки и слов - Аника Далински.

Маленькое сердце… Кто его полюбит?
Нежно приголубит, тихо позовет.
Маленькое сердце эту ночь разбудит
Трепетным дыханьем. Ах, как оно поет!
Припев:
Но этот день придет, и ты забудешь страх,
Забудешь боль, ты забудешь про все.
Растает вечный лед, и озарит сиянием, 
Любовь, вновь тепло принесет.
Маленькое сердце обнимало лето
И роняло слезы на полночный свет.
Маленькое сердце радовалось небу,
Целовало звезды - холодные, как снег.
Припев:
Но этот день придет, и ты забудешь страх,
Забудешь боль, ты забудешь про все.
Растает вечный лед, и озарит сиянием, 
Любовь, вновь тепло принесет.
Но этот день придет, и ты забудешь страх,
Забудешь боль, ты забудешь про все.
Растает вечный лед, и озарит сиянием, 
Любовь, вновь тепло принесет.

  

Приложение 8

 

Одной

рукой 

узла

не

завяжешь.

 

Кто

добро

творит,            

тому

бог

отплатит.

 

Материнская

молитва

со

дна

моря

достанет.

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей .

2.Умей видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

 

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей .

2.Умей видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

 



 



Основная часть