Почему растения называют уникальными фабриками?
Органические вещества (глюкоза)
?
Обмен веществ – взаимосвязанные процессы поступления, превращения и выделения веществ и энергии в живых организмах.
№ 1
В
А
Б
Дайте название рисунку
Что такое питание?
Питание – это процесс поглощения из окружающей среды и усвоения необходимых для жизни веществ.
органические вещества
минеральные вещества
Питание растений
Питание
Питание
органические вещества
Воздушное
Воздушное
минеральные вещества
Почвенное
Почвенное
7
Тема урока?
Что такое почвенное питание?
Почвенное (минеральное) питание – это процесс поступления в организм растения минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
?
?
№ 2
7
Что такое почвенное питание?
Почвенное (минеральное) питание – это процесс поступления в организм растения минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
У большинства растений – с помощью корня
И воду сосет , И камень грызет, А у самой вершинки- Нежные пушинки.
Зоны корня
4
3
2
1
Почвенное питание растений
связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.
№ 3
Каково значение корневых волосков?
Почвенное питание растений
связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.
Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа
№ 4
Расположите в правильной последовательности предложения
- С помощью корней растение извлекает из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами.
- Затем они поступают в клетки проводящей ткани – сосуды.
- Они работают как маленькие насосы.
- В этом процессе особо важную роль играют корневые волоски в зоне всасывания.
- По ним минеральные вещества транспортируются через стебель в листья.
- Минеральные вещества поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня.
Расположите в правильной последовательности предложения
1. С помощью корней растение извлекает из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами.
4. В этом процессе особо важную роль играют корневые волоски в зоне всасывания.
3. Они работают как маленькие насосы.
6. Минеральные вещества поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня.
2. Затем они поступают в клетки проводящей ткани – сосуды.
5. По ним минеральные вещества транспортируются через стебель в листья.
Почему вода поднимается вверх?
От чего зависит корневое давление?
№ 5
Какой водой надо поливать комнатные растения?
Практика
Для роста растений
Для скорейшего созревания плодов
Для лучшего оттока органических веществ от листьев к корням
Элементы питания растений
Макроэлементы
(нужны в большом количестве)
Микроэлементы
(нужны в малых количествах)
- Медь
- Бор
- Марганец
- Цинк
- Молибден
- Кобальт
№ 6. Установи соответствие:
А) азот
1) для лучшего оттока органических веществ от листьев к корням
Б) калий
2) для быстрейшего созревания плодов
В) фосфор
3) для усиления роста растений
Недостаток азота
Пожелтевшие нижние листья у табака
Недостаток фосфора
Листья томата.
Недостаток калия
Появление бурых пятен на листьях, отмирание листвы
Как помочь растениям?
Удобрения
Органические
- навоз
- птичий помет
- торф
- перегной
- компост
Минеральные
Комплексные
Микро удобрения
Простые
Калийные
Азотные
Фосфорные
Практика: определи для каких целей используют эти удобрения
Сульфат калия
Суперфосфат
?
Мочевина (карбамид)
?
?
Практика: Как подкормить комнатные растения?
Практика: Посадка колеуса в плошку
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Гидропоника
это способ выращивания
растений без почвы.
Особые способы питания растений
Плотоядные растения
Растения-паразиты: заразиха
Растения-паразиты: повилика
Ответьте на вопросы:
- Какова роль корневых волосков в почвенном питании растений?
- Почему вода с минеральными веществами поднимается вверх по стеблю?
- Почему на поля вносят различные виды удобрений?
- Как восполняет недостаток азота росянка?
- Как питаются растения-паразиты?
Домашнее задание:
- повторить п.18;
- прочитать п.19;
- Презентации:
«Растения-хищники»
или
«Растения-паразиты»
по желанию
Решите задачу:
Какие удобрения и в каком количестве нужно внести в почву под посевы пшеницы на площади 4 га, если известно, что растения пшеницы поглощают 40 кг азота, 20 кг фосфора и 25 кг калия на 1 га?
А) 150 кг азотных, 80 кг фосфорных 100 кг калийных
- А) 150 кг азотных, 80 кг фосфорных 100 кг калийных
Б) 120 кг азотных, 60 кг фосфорных 125 кг калийных
В) 160 кг азотных, 80 кг фосфорных 100 кг калийных
Г) 120 кг азотных, 40 кг фосфорных 25 кг калийных
- Б) 120 кг азотных, 60 кг фосфорных 125 кг калийных В) 160 кг азотных, 80 кг фосфорных 100 кг калийных Г) 120 кг азотных, 40 кг фосфорных 25 кг калийных
Стр.99 учебника
По результатам анализа графика производства удобрений завода "Биопольза" можно сделать вывод, что наибольшее количество выпускается азотных удобрений. В процессе последних семи лет производство азотных удобрений постепенно растет, увеличиваясь с 7564 в 2010 году до 9455 в 2016 году. Производство калийных удобрений изменяется каждый год. Минимальное количество калийных удобрений было произведено в 2012 году (6682), а максимальное количество - в 2014 году (8441). Завод также занимается производством фосфорных удобрений. В 2013 году производство данной продукции снизилось, а в 2015 и 2016 годах наблюдался подъем.
Задание
Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) Атмосферное 2) вода 3) корень 4) корневое
5) побег 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) стебель
2347.
Минеральное питание растений
Топунова Елена Николаевна, учитель биологии МОУ СШ №87 г.Ярославля
Ярославль, 2025