Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29) 624440, Свердловская область, г.Краснотурьинск, ул. Чапаева,10 электронный адрес [email protected] телефон 834384(32277) сайт https://29kt.tvoysadik.ru/
Мини – проект
в логопедической группе № 7
«Ромашки»
«Юный пешеход»
Составитель:
воспитатель Пономарёва Ю.А.
г. Краснотурьинск, 2024 г
Содержание
Актуальность - стр. 3
Цель и задачи - стр. 3
Ожидаемые результаты - стр. 3
Перспективный план работы в рамках мини - проекта «Юный пешеход» - стр. 5
Результат проекта - стр. 8
Список использованной литературы - стр. 8
Приложение 1 - Беседа «Улица нашего города» - стр. 9
Приложение 2 - Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт» - стр. 11
Приложение 3 - Стихотворения - стр. 13
Приложение 4 - Игра - викторина «Что? Где? Когда?» по ПДД - стр. 16
Приложение 5 - Анкета для родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения - стр. 20
Приложение 6 – Мониторинг индивидуального развития детей по ПДД - стр. 21
Приложение 7 - Консультация для родителей «Как научить ребёнка соблюдать правила дорожного движения» - стр. 22
Приложение 8 - Консультация для родителей «Безопасность детей в наших руках - стр. 24
Приложение 9 - Консультация для родителей «Дети на дорогах»- стр.26
Приложение 10 - Буклеты для родителей и детей - стр. 28
Приложение 11 - ФОТО - стр. 30
Название проекта: «Юный пешеход».
Проблема: отсутствие навыков правильного поведения на дороге, знания правил дорожного движения и дорожных знаков. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Актуальность: зачастую причиной дорожно - транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров - детей. Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.
Тип проекта: информационно - познавательный, групповой.
Сроки реализации: краткосрочный (неделя – с 16.09 по 20.09.2024 г.).
Участники проекта: дети логопедической группы № 7 (5 - 7 лет), педагоги, инструктор по физической культуре, родители.
Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице и дороге, знание правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно - указательными.
- Познакомить детей с правилами дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.
- развивать знания детей о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Ожидаемые результаты: сформированные навыки правильного поведения на улице и дороге. Знания о правилах поведения в общественном транспорте. Развитая ориентировка в пространстве. Сформированные личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях. Расширенные знания детей о работе сотрудников ГАИ. Знания назначения дорожных знаков. Систематизированные знания детей о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Обеспечение проекта: беседы по ПДД; дидактические игры по ПДД: дорожные знаки - развивающая игра, лото - дорожные знаки, домино - дорожные знаки, «Знаки на дорогах» - детский проект «Школа пешехода», обучающие карточки - безопасность на дороге, ПДД – развивающая игра; наборы по ПДД (открытки, слайды, иллюстрации, плакаты); детская литература по ПДД; аудиоаппаратура, ноутбук; настольные игры по ПДД; презентации; консультации и буклеты для родителей и детей в иллюстрациях; игровой настольный макет «Улица и машины на дорогах».
Итоговое мероприятие: игра - викторина «Что? Где? Когда?» по ПДД. Выставка плакатов о ПДД и детских рисунков, совместно с родителями; коллективной аппликации «Дома и машины на нашей улице». Экскурсия по городу «Наши улицы и дороги», «Пешеходный переход».
Ответственный за итоговое мероприятие: воспитатели группы, инструктор по физической культуре.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подбор методической литературы, интернет - ресурсов. Разработка перспективного плана мероприятий с детьми по ПДД. Организация развивающей среды в группе - оформление центра безопасности. Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей. Организация выставки плакатов и рисунков по ПДД. Мониторинг по ПДД.
2 этап: Выполнение проекта.
3 этап - заключительный: выставка детских работ «Мы изучаем ПДД» (рисунки, аппликация).
Раздел программы | Формы и методы работы. |
Игровая деятельность | Игры: дидактические игры по ПДД: дорожные знаки - развивающая игра, лото - дорожные знаки, домино - дорожные знаки, «Знаки на дорогах» - детский проект «Школа пешехода», обучающие карточки - безопасность на дороге, ПДД - развивающая игра; «Кто больше назовет автомобилей», «Выбери нужный путь», «Найди пешехода нарушителя». Подвижные: «Ловкий пешеход», «Ловишки со знаками», «Подбрось - поймай», «Мы шоферы», «Светофор». Сюжетно - ролевые: « Семья на остановке», « Моя улица», «Цветные автомобили», «Автосалон». |
Познавательное развитие | Беседы: «О чем разговаривает улица». «Обязанности пешеходов». «Наша улица». «Что я знаю об автомобилях?». Игра - викторина «Что? Где? Когда?» по ПДД. Экскурсия по городу: «Наши улицы и дороги», «Пешеходный переход». |
Речевое развитие | «Путешествие колобка по улице». Работа с сюжетной картиной. «Пешеходный переход». «Сравнение и описание предметов (транспортные игрушки)» Беседа: «Улицы нашего города». Загадки. С. Маршака «Если свет зажегся красный». Н. Калинина «Как ребята переходили через улицу», А. Усачев «Правила дорожного движения...». Сергей Михалков «Дядя Стёпа». |
Продуктивная деятельность | Аппликация (коллективная): «Дома и машины на нашей улице», Рисование «Моя улица». Рисование с натуры светофора. |
Работа с родителями | Изготовление плакатов по ПДД. Проведение анкетирования. Совместные рисунки детей и родителей. |
Перспективный план работы
в рамках мини - проекта «Юный пешеход»
Таблица
| Мероприятия | Срок реализации | Исполнители |
1 | Тематические беседы с детьми. Рассматривание иллюстраций, картинок по теме ПДД. Беседа: «О чем разговаривает улица». Задача: углублять знания детей о дорожных знаках. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность. Индивидуальная работа по Р.Р. Дидактическая игра «Продолжи предложение» на тему «ПДД». Ситуативный разговор: «Что я видел на улице, когда шел в детский сад». Задача: развивать внимание, наблюдательность, речь ребенка при составлении рассказа. Внести в познавательный центр иллюстрации по теме «ПДД». Прогулка: Наблюдение за движением машин на перекрёстке. Задача: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение). Подвижные игры: «Ловкий пешеход» «Светофор». Задача: согласовывать движения друг с другом. Пополнять знания о светофоре на перекрестке. С/р. игра «Автосалон». Задача: учить детей оставлять описание машин, пользуясь планом, предложенным воспитателем, воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь. Чтение Н. Мигунова «Друг светофор». Задача: познакомить детей со стихотворением Н. Мигунова «Друг светофор». Дядя Стёпа – милиционер. Сергей Михалков. Просмотр мультфильмов по ПДД. Загадки о транспорте. | 16.09. 2024. Понедельник | Учитель - логопед, Воспитатели группы |
2 | Аппликация (коллективная): «Дома и машины на нашей улице» и дидактические игры. Задача: учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации. Беседа «Что я знаю об автомобилях?». Цель: составление рассказов детьми по теме» Автомобили». Музыкально - подвижная игра: «Колёсики». Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом. Пальчиковая гимнастика: «Автобус, машина, троллейбус, трамвай». Цель: развитие мелкой моторики рук. Сюжетно ролевая игра «Семья на остановке». Задача: помочь детям развить сюжет. Подобрать атрибуты. Индивидуальная работа по Р.Р. : проговаривание чистоговорок о ПДД. Задача: знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук «ж», «ш». Дидактическая игра «Кто больше назовет автомобилей». Задачи: расширять знания детей о классификации машин (грузовые, легковые, спецназначения). Развивать внимательность. Дидактическая игра «Чего не стало». Задача: развивать память, внимание, знание дорожных знаков. Д/И: Лото - дорожные знаки, домино - дорожные знаки, «Знаки на дорогах» - детский проект «Школа пешехода», обучающие карточки - безопасность на дороге, ПДД - развивающая игра. | 17.09.2024. Вторник | Учитель - логопед, Воспитатели группы, родители |
3 | Чтение стихотворений. Разучить стих С. Михалкова. «Если свет зажёгся красный». (Приложение № 3). Игра: игровой настольный макет «Улица и машины на дорогах». Задача: учить обыгрывать ситуацию на преддомовой территории. Игра – викторина «Что? Где? Когда?» по ПДД в ДОУ с инструктором по физической культуре. Цель: закрепление и совершенствования знаний правил дорожного движения, умений и навыков юных участников дорожного движения. Закрепление навыков безопасного поведения на дорогах. Воспитание безопасного поведения на дорогах. Развивающая игра «Азбука дорог и дорожные знаки». Цель: развитие логического мышления, внимания. Чтение отрывков из книги А. Дорохова «Зеленый… Желтый… Красный…» («Улица», «Перекресток»). Угадай транспорт. Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. | 18.09.2024. Среда | Учитель - логопед, Воспитатели группы Инструктор по физической культуре |
4 | Рисование «ПДД», «Моя улица» и дидактические игры. Р.Р. «Путешествие колобка по улице» Задача: дать представление об «Островке безопасности», закреплять полученные знания в рисовании. Расширять знания об улице (уметь находить сходства и различия между улицей и дорогой); упражнять в умении проводить горизонтальные линии. Познавательное: Беседа: «Улицы нашего города». Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина . Сюжетно - ролевая игры « Моя улица», «Цветные автомобили». Задачи: создать условия для игровой обстановки, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. | 19.09.2024. Четверг | Учитель - логопед, Воспитатели группы |
5 | Экскурсия по улицам нашего города и подвижные игры. Экскурсия: «Пешеходный переход» - закреплять знания детей о правилах дорожного движения; уточнить у детей знания сигналов светофора; воспитывать стремление знать и соблюдать правила дорожного движения. Беседа: «Обязанности пешеходов» Цель: формирование умения детей правилам перехода улиц и перекрестков. Закреплять знания о переходе и островке безопасности. Наблюдение за пожарной машиной. Задача: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность. Подвижные игры: « Ловишки со знаками», «Подбрось - поймай». Задача: развивать самостоятельность в организации подвижных игр. Подвижная игра «Мы - шоферы», Задача: продолжать развивать двигательную активность детей; поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых. Наблюдение: Поучительная сказка « Как у наших у ворот очень важный знак живёт». Задача: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике.(Приложение № 2). Игровая ситуация: «Играть на улице нельзя», «Бабушка на другой стороне улицы». Задача: пополнять знания детей о ПДД. Атрибуты для игровой ситуации: дорожные знаки, светофор, пешеходная дорога, жезл, полицейский. | 20.09.2024. Пятница | Учитель - логопед, Воспитатели группы, родители |
Результат проекта:
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируется в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Перспектива: в перспективе разработать карту - схему по ПДД с микрорайоном на магнитной доске. Район Чапаева, Попова, Ленина. ГО Краснотурьинск.
Список литературы:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс. 2009.
Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.
Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.