Паспорт педагогического проекта
Тема: «Зимние забавы».
Актуальность проекта.
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей раннего возраста.
Руководитель проекта: Савоськина Юлия Валерьевна — воспитатель.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, педагоги, родители воспитанников.
Возраст воспитанников: 2 года 6 мес. - 3 года 6 мес.
Особенности проекта:
- по характеру создаваемого проекта - игровой
- по количеству создателей - парный
- по количеству детей, вовлечённых в проект - групповой
- по продолжительности - краткосрочный (1 неделя)
- по типологии — исследовательско - творческий
- по уровню контактов — на уровне образовательного учреждения
Цель проекта: формировать у детей раннего возраста представлений о зимнем времени года, зимних играх и забавах.
Задачи проекта:
- Расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе.
-Формирование представлений детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.
- Повышение интереса детей к участию в зимних забавах и экспериментов со снегом.
- Развитие речи, памяти, творческих способностей детей раннего возраста.
- Воспитание бережного отношения к природе, умение замечать красоту зимней природы;
- Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально –коммуникативное развитие».
Методы и приёмы, используемые на проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация сюжетных картинок, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение стихотворений, заучивание наизусть потешек.
Игровой метод: подвижные игры, игры-забавы, дидактические игры, пазлы.
Результат деятельности педагогов: систематизация работы по разрабатываемой теме.
Результат деятельности детей.
Обогатятся и расширятся знания детей о зиме и зимних забавах, природных явлениях зимой. У детей сформируются знания правил безопасности зимой. В ходе проекта дети научаться экспериментировать со снегом и узнают много нового о снеге. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе.
Обобщение проектной деятельности: Создание и показ презентации
«Зимние игры и забавы».
Ресурсное обеспечение:
Материальные: сюжетные картинки, альбомы на тему проекта; подборка художественной литературы, изобразительный материал для творчества детей, удиозапись детских песенок о зиме и зимних забавах, игровой материал для игр на прогулке. Трудовые: подбор информации и оформление материала по теме проекта; рисование, лепка. Игровые: Д/и:«Снежинки», «Собери снеговика», П/и: ««Снег кружится», пазлы, дыхательная гимнастика «Снежинки и ветер», «Подуй на снежинку», игры забавы на улице.
Для решения поставленных задач проект был разделён на три этапа:
подготовительный — подбор и изучение литературы, слушание песен о зиме, подготовка атрибутов для игр, занятий, анкетирование родителей;
основной — проведение НОД, игровых ситуаций, дидактических игр, опытов со снегом, использование игр- забав на прогулке, показ презентации, работа с родителями (консультации, индивидуальные беседы по теме проекта);
заключительный —полученные результаты.
1 этап « Подготовительный»
Изучение литературы.
1«Забавы для малышей», М. Ю. Картушина, изд. Москва, 2005г.
2.«Развивающие игры с малышами до трёх лет» (Составитель Т.В.Галанова);
3 С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»;
4.Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»;
5. «Комплексные занятия впервой младшей группе детского сада. » по программе М.А.Васильевой;
6.«Циклы игровых комплексов» ФГОС, О. Е. Белова, изд. Волгоград 2014г.
7. «Комплексные занятия ФГОС по программе от рождения до школы», Н. Е. Вераксы, изд. Волгоград, 2014г.
8. «Интересные прогулки осенью и зимой». Издательство Ранок. 2014 год.
9. Козак О.Н. «Зимние игры для больших и маленьких»
10.Материалы из интернета.
Анкета для родителей.
1. Какие зимние игры и забавы Вы знаете?
2. Имеется ли у Вашего ребёнка любимая зимняя игра, забава? Какая?
3.Имеется ли у Вашего ребёнка спортивный инвентарь для зимних игр и забав? Какой?
4. Кто из взрослых играет на улице с ребёнком?
5. В какие зимние игры и забавы Вы играете всей семьёй?
6. Если не идёте на прогулку, то чем занимаете ребёнка? (Подчеркнуть)
Просмотр мультфильмов, чтение книжек, совместные игры, ребёнок играет самостоятельно.
2 этап «Основной»
План мероприятий на дни недели.
Понедельник
НОД : Игра- беседа «Зимние картины». (смотреть в конспектах НОД)
Прогр. сод.:расширять знания детей о зиме и зимних забавах. Познакомить со стихотворением Г.Ладонщикова «Зимние картины». Обогащать словарный запас, учить имитировать движения лыжников, катание на коньках, игру в снежки. Вызвать интерес к традиционным забавам.
Опыт: «Тает -не- тает».(смотреть в конспектах НОД)
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Обогатить словарь детей: снег, прозрачный, холодный, тает. Развивать память, внимание, наблюдательность. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность.
Прогулка: «Целевая на участок старших детей».
Цель: понаблюдать, как и во что играют зимой старшие дошкольники, какие на участке есть постройки из снега.
Подвижная игра «Выпал беленький снежок».
Цель: развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии с текстом.
Вторник
НОД : Рисование «Снеговик». (смотреть в конспектах НОД)
Прогр. сод.:учить рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисть в правой руке. Развивать внимание, аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать интерес к зимним забавам и играм со снегом.
Дидактическая игра «Построим снеговика»
Цель: Продолжение ознакомление детей с геометрическими фигурами. Развитие умения собирать снеговика из трёх частей разной величины. Воспитывать интерес к игре.
Прогулка: Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки»
Цель: обучение детей правильно выполнять выдох. Профилактика простудных заболеваний.
Забава «Кто больше снежков соберёт»
Ход игры: Воспитатель говорит: «Раз-два-три! Как можно больше снежков собери!». Дети собирать снежки в охапку. (Снежки сделаны из поролона). Молодцы! Хорошо и быстро собрали все снежки.
Среда
НОД : Рассматривание картины «Катаемся на санках»
Прогр. сод.:учить узнавать зимние явления природы, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, повторяя отдельные слова,с помощью воспитателя составлять рассказ по картине. Закреплять произношение звука –м- изолированно и в словах. Развивать фонематический слух через умение слышать звук –м- среди других звуков. Воспитывать отзывчивость, уважение к ответам товарищей.
Прогулка: игровая ситуация «Кукла Катя на прогулке»
Цель:.Расширить знания детей об одежде зимой. Способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку. Активизировать словарь по теме.
Побуждать желание детей участвовать в игровых ситуациях.
Забава «Прокати на санках куклу».
Ход игры: Дети везут санки с игрушкой, до флажка. Быстро возвращаются назад и передают санки следующему ребенку. Молодцы! Замечательно катаете куклу на санках.
Хороводная игра «Фонарики».
Цель: Учить детей выполнять движения по показу воспитателя. Развитие слухового восприятие, внимания. Воспитание дружелюбия.
Четверг
НОД : Лепка «Построим крепость из комочков» (коллективная). (смотреть в конспектах НОД)
Прогр. сод.: продолжать знакомить со свойствами пластилина, сравнить с липким снегом; учить скатывать пластилин в шар круговыми движениями ладоней. Развивать мелкую моторику, умение работать дружно.
Прогулка: Беседа: «Не ешь снег – можешь заболеть!».
Цель: Формировать элементарные правила поведения на прогулке; развивать желание заботиться о своем здоровье.
Чтение и разучивание потешки: «Уж ты, зимушка – зима»,
Цель: продолжать знакомить малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы неродного быта.
Забава «Игра в снежки»
Ход игры:Дети встают в две шеренги, у каждого в руках по снежку. По сигналу ведущего: «Раз-два! Не зевай! И снежки скорей бросай!» дети начинают бросать снежки в горизонтальную цель.
Пальчиковая гимнастика « Снежный ком».
Цель:: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей
Пятница
НОД : Показ презентации на тему «Зимние забавы».
Прогр. сод.:вызвать интерес к традиционным зимним забавам, играм на свежем воздухе. Обогащать словарный запас. Воспитывать дружеские отношения во время игр и забав.
Прогулка: Беседа: « Когда на улице мороз отморозить можно нос».
Цель: Продолжать ознакомление детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.
Подвижная игра «Мы погреемся немножко»
Цель: формировать оптимальную двигательную активность детей на прогулке,
воспитывать дружеские отношения в игре.
Забава «Катание на санках, ледянках».
Цель: доставить детям радость от зимних забав.


3 этап «Заключительный»
Полученные результаты.
В ходе реализации проекта, мы сделали вывод, что подобные проекты вызывают интерес у малышей к разным видам деятельности, малыши проявляют самостоятельность, у них появляется определенный опыт в решении несложных задач. Так же дети учатся определять проблему и обращаться за помощью к взрослым. Происходит формирование диалогической речи, расширение и активация словаря воспитанников, дети учатся играть в парные и коллективные игры, придумывать свой сюжет, помогать взрослым. Очень активно включились в проект все воспитанники группы. Дети с удовольствием выполняли задания предложенные воспитателем. Дети (участники проекта) стали более открытыми, по – характеру менее плаксивыми, стал более длительным интервал самостоятельных игр. В результате проделанной работы были созданы условия для охраны и укреплению здоровья детей. Делая выводы, можно утверждать, что работа по проекту прошла продуктивно.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Консультация для родителей
Зимние забавы на прогулке.
Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний.
Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежной крепости, игра в снежки, веселое катание с горки на надувных санях. Все, что так радует ребенка и заставляет его долго вспоминать зимние детские игры находится в вашем воображении.
Прогулка на свежем воздухе может стать особенно увлекательной и полезной, если предложить крохе поиграть. Но прежде важно вспомнить несколько условий, которые помогут укрепить здоровье ребёнка и избежать неприятностей. Во-первых, чтобы температура воздуха на улице была не ниже -15градусов для детей от 2 до 4 лет (продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 7 м/с и не проводится при скорости ветра более 15 м/с) и не ниже -20 градусов для детей от 5 до 7 лет (продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже минус 20 градусов Цельсия и скорости ветра более 7 м/с. и не проводится, если скорость ветра более 15 м/с). Во-вторых, продумайте, как будет одет малыш. В-третьих, малыш должен быть здоров. Заложенный нос - уже достаточный повод отложить гимнастику на потом.
Обязательно проведите с крохой беседу о том, что на холоде нужно дышать носом, не кричать и, конечно, не плакать. Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Зимние детские игры на свежем воздухе гораздо полезнее, чем занятия в закрытом помещении. Зимой ребенок выполняет движения намного активнее, иначе легко замерзнуть! Чем можно занять ребенка зимой? Достаточно оглянуться вокруг – белые просторы снега являются отличным источником развития детского творчества.
Лепка снеговика - это зимняя детская игра, дошедшая до нас с древних времен. Самый простейший снеговик состоит из трех снежных шаров. Более сложные скульптуры из снега можно слепить в виде персонажа из мультфильма или детской сказки, например, медведя, лошадь, даже бабу ягу. Лепка снеговика позволяет отлично проводить время и развивать творчество. Снеговик - веселый зимний персонаж, требующий украшений и внимания. Вам понадобятся краски, морковка для создания носа, возможно, пуговицы или большие яркие бусины, солома, еловые ветки, старая одежда (шапка, шарф, рукавички) - все, что найдется дома и без сожаления подарено для украшения снежной скульптуры.
Интересная забава для малышей: раскрашивание снега.
Для этой забавы приготовьте дома заранее краски (или пищевые красители), разведенные водой и налитые в пустые бутылки. Далее все просто, идете на улице и рисуете картины на снегу. Кстати, можно окрашивать не только снег, но и объемную фигуру.
Зимние детские развлечения на этом не ограничиваются. Существует огромное количество игр на снегу, начиная с простой игры в снежки и заканчивая целыми видами спорта (лыжи, коньки, хоккей, сноубординг и т.д.). Одним из самых любимых зимних развлечений для детей является катание с горки. Зимой очень интересно и весело устраивать эстафеты на санках. Спускаться с горы всегда весело, особенно если съезжаешь не на обыкновенных жестких санях, а на современных надувных санках-ватрушках. Эти надувные санки-ватрушки появились всего несколько лет назад, но уже успели завоевать популярность среди детворы.
Рисунок на снегу (ангелы). Как правило, дети очень любят повалиться в снежный сугроб, и вот, когда ребенок лежит в снежном сугробе, покажите или попросите ребенка лежа поднять руки вверх и вниз несколько раз, будто махая «крыльями», те же манипуляции можно сделать с ногами. Потом помогите малышу встать, не разрушив его «ангельскую» форму.
Также можно попробовать лежа на снегу изобразить животных. Главное чрезмерно не увлекаться и не лежать долго на снегу!
Помните мультик «Маша и Медведь»? а ролик, где Маша угадывала следы? Поиграйте в такую же игру с Вашими ребятишками, и рассматривайте на снегу следы птиц, и животных.
Кто сказал, что куличики на улице делают только из песка? Ничего подобного из снега тоже можно делать куличи и пироги, вырезав лопатой нужную форму.
Расскажите малышу, что зимой Дед мороз очень радуется, когда всё вокруг усыпано серебристым чистым снегом. Он заботливо укутывает кустики и деревья в снежные шубки, чтобы они не мерзли на морозе. Предложите малышу с друзьями посыпать снегом все деревья оставшиеся зимой без «снежной шубки». Можно засыпать снегом и выглядывающую травку, и небольшие кустики.

КОНСПЕКТЫ НОД
Игра- беседа «Зимние картины».
Прогр. сод.:расширять знания детей о зиме и зимних забавах. Познакомить со стихотворением Г.Ладонщикова «Зимние картины». Обогащать словарный запас, учить имитировать движения лыжников, катание на коньках, игру в снежки. Вызвать интерес к традиционным забавам.
Материал: иллюстрации на тему «Зимние забавы», мяч,отрывок из стихотворения Г,Ладонщикова «Зимние картины».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое время года?
Дети: Наступила зима.
Воспитатель: Ребята вы любите зиму?
Дети: Да мы любим зиму, потому что зимой на улице очень весело.
Воспитатель: Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Одним словом - зимние забавы. Мы очень любим зиму. Я прочитаю стихотворение «Зимние картины» , а вы постарайтесь выполнить описываемые в нем движения:
Под окном Тамара с Федей
Лепят белого медведя,
А братишка их, Олег,
Чайной ложкой носит снег.
Как снегурка, в шубке белой
Маша с горки едет смело,
Вася катит снежный ком –
Он решил построить дом.
Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след,
Рядом с нею Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алёша,
И в мороз ему тепло.
Воспитатель: Что можно делать зимой на улице?
Дети: Лепить снеговика, кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Умеете проводить время зимой на улице. А сейчас давайте посмотрим картинки «Зимние забавы» и расскажем по картинкам о развлечениях детей зимой.
(педагог демонстрирует сюжетные картини «Зимние забавы»).
Дети: Дети катаются на санках с горки, лепят снеговика, девочка и мальчик катаются на коньках по льду, а мальчик катается на лыжах по лыжной дорожке.
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение у ребят?
Дети: Хорошее, веселое, приятное, радостное, так как дети смеются.
Воспитатель: Каким был снег в тот день, когда гуляли дети?
Дети: белым, чистым, липким.
Воспитатель: Почему думаете, что снег липкий?
Дети: Потому, что дети лепят снеговика.
Воспитатель: Ребята как вы думаете замерзли дети на улице?
Дети: Нет, у всех щеки красные, все дети веселые, радостные, много двигаются, они одеты в теплую, зимнюю одежду.
Воспитатель: А вам, бывает холодно на улице? Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы не замерзнуть.
Физкультминутка: «Не боимся мы мороза».
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ!
Игра с мячом. Педагог предлагает все зимние слова, которые услышат переделать в ласковые (санки-саночки, гора-горочка, зима-зимушка, снег-снежок, лед-ледок и т.д.)
Итог занятия. Ребята, понравилось ли вам занятие, а сейчас я предлагаю отправиться на прогулку и поиграть в снежки, покататься с горки.
Рисование «Снеговик».
Прогр. сод.:учить рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисть в правой руке. Развивать внимание, аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать интерес к зимним забавам и играм со снегом.
Предварительная работа: Лепка снеговика на прогулке, снежные комья разной величины, аппликация «Снеговик». Рассматривание иллюстрации.
Оборудование: Игрушки-снеговики, бумага голубая, белая гуашь, кисти, образец для пояснения техники рисования, сюжетная картинка.
Методические приёмы: загадывание загадки, использование игрушки-снеговика. Рассмотреть снеговика: строение величина, форма. Показ приемов работы, сначала нарисовать большой ком снега, потом поменьше, затем маленький- это голова; закрашивать формы не выходя за контуры. Индивидуальная работа с детьми в процессе рисования красками.
Ход НОД:
Воспитатель: Загадывает загадку детям:
Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко, вставили морковку.
Глаза угольки, губы сучки. Холодный большой кто я такой.
Дети: Снеговик.
После того как дети отгадают загадку, появляется неожиданно игрушки-снеговики. Рассматриваю с детьми снеговика на картинке, описываю жестом руки, формы головы, туловище. Задаю детям вопрос. Какое туловище у снеговика?
Дети: Круглое, большое.
Воспитатель: Какая у снеговика голова?
Дети: Круглая, маленькая.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Напоминаю детям последовательность в рисовании. Провожу внизу прямую линию слева направо «Дорожки на нашем участке стали белыми. А теперь можно нарисовать снеговика. Рисую круг, слева направо не отрывая кисть от рисунка, большой круг, потом поменьше, затем круг маленький (голова). Показываю ход закрашивания круглой формы слитными движениями в одном направлении слева направо.
Воспитатель: «Снеговика» слепили из снега, он весь белый. Предлагаю жестом руки описать форму в воздухе. Возьмите кисточку за «юбочку» в правую руку. Вызываю Сашу для показа приема рисования снеговика на мольберте.
Физминутка «Прогулка».
Белый снег пушистый (опускают руки сверху вниз)
В воздухе кружится (поднимают руки вверх)
И на землю тихо (опускают руки плавно вниз)
Падает, ложится
А потом, а потом (наклоны вперёд)
Мы слепили снежный ком (делают комочки)
Ух (имитируют бросок снежком)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Начинайте рисовать, кончиком кисти, рисуйте, не нажимая сильно на кисть. Слежу, как дети держать кисть, пользуются краской. Кто затрудняется, помогаю тем детям.
В конце НОД рассматриваю рисунки детей и провожу анализ работы. У Кати снеговик немного наклонился, наверное, он тает. У Ирины снеговик улыбается, а у Димы снеговик рассердился на кого-то. Дети рассматривают и проводят анализ детских работ.

Лепка «Построим крепость из комочков» (коллективная).
Прогр. сод.: продолжать знакомить со свойствами пластилина, сравнить с липким снегом; учить скатывать пластилин в шар круговыми движениями ладоней. Развивать мелкую моторику, умение работать дружно.
Материал к занятию: доски на каждого ребенка, по два кусочка пластилина разного размера, коробка, снежки марлевые на каждого ребенка.
Ход занятия:
-Посмотрите за окно. Что вы видите? (Снег).
-Какого цвета снег? (Белого).
-Что можно делать со снегом? (Лепить комочки, катать комочки, снежки).
Правильно. Мы с вами сегодня будем лепить снежные комочки, но из пластилина.
(Показываю коробку). Что в ней лежит? ( Потрясли коробочку). Открываем. В ней лежат снежки! Возьмите все по снежку, потрогайте их. ( Обследовательские действия детей)
-Какие они ? ( Мягкие, круглые, легкие). Правильно. А что произойдет, если снежок попадет в лицо? (Будет больно). Поэтому снежки можно бросать в ногу, туловище, в спину. В лицо — бросать нельзя!
П/И « Брось снежок!»
Ты катись, катись, снежок!
Не по пням, не по дорожкам,
А по нашим по ладошкам!
Все ладошки обойди,
И от нас ты убеги!
Молодцы! Немножко поиграли, а теперь я приглашаю вас за столы. (Дети проходят на свои рабочие места) Мы с вами вспомнили, что снежки бывают круглые и белые. У вас на доске лежат два кусочка пластилина. Посмотрите, они одинаковые по размеру или разные? (Разные) Один кусочек — большой, второй — маленький. А какого цвета пластилин? (Белого) Правильно!. Возьмите большой кусочек пластилина. Положите кусочек на ладошку, сверху прижмите второй ладошкой и начинайте катать пластилин по кругу. Посмотрите, вот такой снежный комочек получился! (Показываю образец). Начинаем катать снежные комочки . Сначала большой комочек, а затем маленький. (Помогаю детям при необходимости).
Воспитатель: сколько много комочков у нас получилось, из них можно сделать снежную крепость. (Совместная деятельность крепости) Полюбовались нашей крепостью.