2020-2021 учебный год
Шойнжонова Дулма Базаровна,
учитель бурятского языка и
литературы ГБОУ «РБНЛИ № 1»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
В 1998 году окончила факультет бурятской филологии Бурятского государственного университета. Педагогический стаж составляет 23 года, 16 из которых проработала преподавателем академической кафедры монголоведения Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского г. Читы (ныне Забайкальский государственный университет). В высшей школе преподавала студентам и магистрантам дисциплины профильной подготовки (Современный бурятский язык, История бурятского языка, Теория и методика преподавания родного языка и литературы, Бурятский фольклор, Древние языки, История бурятской литературы и др.), курсы по выбору (Лингвистический анализ памятников монгольской письменности, Лингвокультурология, Бурятский язык и культура речи и др.). В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Послелоги и послеложные слова в современном бурятском языке».
В 2014 году была принята педагогом дополнительного образования (учителем монгольской письменности) в Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1 г. Улан-Удэ, а в 2015 году – учителем бурятского языка и литературы.
В настоящее время (2020-2021) работаю с детьми среднего школьного звена, преподаю бурятский язык и литературу в параллельных 5-х классах, монгольскую письменность – в 5-7 классах.
Основная цель моей работы заключается в развитии и совершенствовании коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций обучающихся. Поэтому учебный процесс при освоении учебных программ по бурятскому языку и литературе в рамках формирования указанных компетенций необходимо выстраивать таким образом, чтобы помимо приобретения определённого набора знаний и умений, каждый обучающийся смог раскрыть и развить свой потенциал, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Это заключается в таких умениях обучающихся как самостоятельная организация учебной деятельности (от постановки целей до получения и оценки результата), осуществление проектной деятельности (от выдвижения гипотез, их проверки до владения приёмами исследовательской деятельности), самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Реализацию поставленной цели нахожу в решении важнейших задач, связанных с построением системы, обеспечивающей целостность языкового и литературного знания обучающихся. Именно общность предметов призвана формировать у обучающихся целостную духовную картину мира, выраженную в языке и литературе. Определяет реальные возможности для формирования способностей обучающихся к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного, активного и самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Среди конкретных задач выделяю:
Усвоение обучающимися сведений о бурятском языке, его стилистических ресурсах, литературных нормах, а также устройстве и функционировании. Решение этой задачи обеспечивает развитие и совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков обучающихся через анализ, классификацию языковых фактов, оценку их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Решение этой задачи также осуществляется через различные виды деятельности, направленные на развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию обучающихся, потребности к их речевому самосовершенствованию.
Развитие самоорганизации и саморазвития обучающихся при работе с текстом, осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации. Эта задача способствует раскрытию и развитию потенциала обучающихся, проявлению инициативы и самостоятельности в поисково-познавательной деятельности и творчестве.
Развитие способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста, постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей. Решение этой задачи направлено на воспитание любви и интереса к родной речи, формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности.
Приобщение обучающихся к богатству и красоте родного слова, запечатлённого в письменных памятниках национальной культуры, художественных произведениях, образцовых текстах, устной и письменной речи. Это поможет обучающимся осознать русский язык как национальную и общечеловеческую ценность, сформировать культуру своей устной и письменной речи.
Развитие способностей обучающихся по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Основная задача, решение которой позволит обучающимся в полной мере реализовать свои способности и потребности, совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Среди разнообразных путей решения изложенных задач наиболее значимыми в моей педагогической практике являются следующие:
Создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на уроке. Организация всего учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и активное общение с детьми. Обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Внедряю в свою работу элементы формирующего оценивания.
Применение технологий личностно-ориентированного обучения. Особое значение здесь имеет исследовательский метод обучения и технология коллективной мыследеятельности. Они ориентированы на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на уроке я ставлю познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного решения, использую проблемные творческие задания. Ситуация поиска позволяет обучающимся осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.
Применение современных технологий обучения, прежде всего, компьютерных. С этой целью при подготовке к урокам использую материалы электронного учебника бурятского языка «Буряад хэлэнэй сахим һураха бэшэг», видеопостановки из сборника «Мүнгэн шүрэ», Интернет-материалы с сети творческих учителей бурятского языка «Найдал», а также составляю собственные презентации в программе PowerPoint, создаю мультимедийные интерактивные задания на сайте LearningApps.org (См Приложение ). Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся. Грамотное и «дозированное» применение ИКТ в учебном процессе повышает качество, вызывает интерес к изучению бурятского языка и литературы, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Кабинет оснащен 17 компьютерами. Есть Wi-Fi, проектор, интерактивная доска, пульты для голосования.
Применение здоровьесберегающих технологий. Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки (См в Приложении № 4), отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.
Применение разных видов контроля знаний обучающихся. Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование (онлайн, оффлайн), рабочие тетради по предмету, провожу контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков грамотного письма использую диктанты разных типов, сочинения и изложения, письменные переводы учебных текстов.
Мотивация учебно-познавательной и творческой деятельности. Для мотивации обучающихся обращаюсь в своей практике к мультимедийным материалам (интерактивные упражнения), включаю в урок фрагменты презентаций, расширяю формы работы с источниками на уроке. Совмещаю аудиоматериалы с текстовыми. Планирую и провожу уроки коллективной мыследеятельности, на которых обучающиеся работают в группах и парах. При необходимости помогаю начать работу в группах, наблюдаю за тем, как идёт сотрудничество между учениками, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оцениваю работу учеников, их сотрудничество в группах, парах. Обучение в сотрудничестве даёт осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других. Привлекаю обучающихся к участию в конкурсах, интеллектуальных играх, научно-исследовательской работе.
Изменение внутреннего отношения обучающихся к уровню своих возможностей и перспективам их развития. Оказываю помощь в учёбе на основе индивидуального подхода, используя при этом методы и формы переубеждения, переучивания, поощрения. Поддерживаю успехи каждого ученика в коллективе класса, работаю с родителями.
Общеизвестно, что достижение педагогической цели осуществляется в ходе системной работы на уроках, внеклассных и воспитательных мероприятиях, организации проектов, участия учеников в конференциях, предметных конкурсах и фестивалях. Одной из популярных и активно используемых технологий в школе – это проектная технология, которая нашла место и в моей педагогической деятельности и позволяет создавать такие педагогические условия, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Так, мы организовываем краткосрочные проекты различного характера. Например, учащимися 7 «а» класса была осуществлена проектная работа в ходе изучения поэмы Ш.Байминова «Жамбал баатар». Ученики собирали необходимый текстовый и иллюстративный материал, вели в рабочих тетрадях краткие записи, составляли опорные схемы, проводили словарную работу, читали наизусть и т.д. На заключительном уроке результаты своей работы оформили в виде альбома. Следует сказать, что учащиеся успешно справились со своими задачами: работали мобильно, сплоченно.
Объектом особого внимания при самоанализе педагогической деятельности является качество образовательного процесса. Под процессом качества образования следует понимать степень соответствия результата образования ожиданиям обучающихся, учителей, родителей, работодателей, общества в целом или поставленных ими образовательных целей и задач. То есть под качеством образования я понимаю не только качество обучения или как принято считать «качественная успеваемость», а соотношение цели образования и его результатов. Поэтому концептуальные идеи, которые я стараюсь реализовывать в данном процессе, сводятся к формированию умений учиться, а не только освоению обучающимися конкретных знаний, умений и навыков; к динамичности; вариативности и носят деятельный характер. В связи с этим возникает вопрос –Яагаад һургахаб? Как учить? Поиск ответа на этот традиционный вопрос, как правило, приводит к категории методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между поставленной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы и – средства обучения» является определяющей. В своей педагогической деятельности я использую как методы обучения, так и методы контроля.
На современном этапе развития педагогики требуются все новые методы и формы обучения, что порождает новые педагогические технологии. Наличие или отсутствие мотивации в учебной деятельности детей – главный фактор, который определяет, будет или нет учиться ребёнок. Поэтому в своей работе я стараюсь применять наиболее эффективные современные методы стимулирования и мотивации обучения, включающие активные методы обучения, ИКТ, игровые методы, которые позволяют обучающимся быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, развивать умения к межличностному общению. На своих уроках я использую несколько традиционных устных игр, например: «Үгэ суглуула», «Үлүү үгэ», «Харилсуула», «Үгэ тааруула», суть которых сводится к одному – раскрепощению детей и повышению их познавательной способности. Вместе с тем из всего многообразия современных педагогических технологий и методов обучения считаю целесообразным использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционными методами обучения. В связи с этим в своей работе я использую следующие методы обучения:
практический, предусматривающий устную и письменную работу по учебникам и учебным пособиям: выполнение упражнений, сопоставление и противопоставление информации, чтение и анализ текстов, изложение, составление планов и опорных схем, конспектирование, языковой анализ (различные виды разборов), проблемно-поисковые вопросы и задания, проблемные ситуации, творческие задания;
наглядный, позволяющий визуализировать учебный материал с помощью иллюстраций, таблиц, схем, демонстраций учебного материала с помощью интерактивных технологий;
словесный, включающий объяснение, разъяснение, рассказ, пересказ, беседу, выразительное и комментированное чтение, цитирование, лекцию, дискуссию;
методы контроля и самоконтроля: устный и письменный опросы, диктанты, изложения, сочинения, тестирование, самостоятельные и контрольные работы.
В организации учебной деятельности придерживаюсь классических форм учебных занятий и планирую уроки в зависимости от их целей и содержания. Прежде всего это уроки изучения нового материала; уроки закрепления изученного; уроки выработки умений и навыков; повторительно-обобщающие уроки; уроки контроля (проверки) знаний, умений и навыков; комбинированные уроки, включающие сообщение новых знаний, закрепление, контроль и рефлексию; уроки развития речи; нетрадиционные уроки: урок-лекция, урок-семинар, урок-игра и др. На уроках применяю коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Ведущим средством обучения считаю учебники по бурятскому языку и литературе, дидактические материалы, материалы из опыта работы других учителей, справочники, словари и, конечно, технические средства обучения.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности обучающихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности обучающихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, который приводит к данному результату. Причём качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям.
Проследить динамику успеваемости и качества знаний 5-классников по бурятскому языку и литературе по четвертям текущего учебного года можно подробнее в Приложениях информационной карты.
Анализ УМК, рекомендованных Министерством образования и науки РБ, показывает, что требованиям государственного стандарта в большей степени соответствуют учебники «Буряад хэлэн», «Буряад литература» для 6-7классов, изданные в 2013-2014 году издательством «Бэлиг». Рабочие учебные программы по бурятскому языку как основному учебному предмету в 6-7классах разработаны в соответствии с образовательной программой школы на основе примерных общеобразовательных программ и регионального стандарта основного общего образования (См в Приложении № 1). Для совершенствования устной и письменной монологической речи учащихся на уроках развития речи по бурятскому языку применяются тексты из хрестоматий «Булагай эхин» /сост. Ц.Б. Цыренова, М Ш. Батуева, Улаан-Үдэ, Бэлиг, 2008, «Мүнөө үеын буряад уран зохёол» (ХХ зуун жэлэй hүүл - ХХI зуун жэлэй эхин) / сост. С.Г. Осорова, Улаан-Үдэ, Бэлиг, 2010, «Классhаа гадуур уншаха ном» 9-дэхи класс, сост. / Б.-С. Ц. Цыденов., Б.Д. Цыдыпова, Улаан-Yдэ, Бэлиг, 2008.
Таковы основные составляющие моей педагогической деятельности как учителя бурятского языка и литературы. Педагогическое мастерство учителя – вершина, которая достигается не сразу. Следует помнить, что мастерство, в отличие от таланта и дара, не бывает врожденным – чтобы его достичь, необходимо долго и упорно работать над собой, над своей техникой преподавания, не забывая при этом постоянно совершенствовать свои знания о преподаваемом предмете.
2