Тема: Мир Александра Сергеевича Пушкина.
Цель: привить учащимся интерес к творчеству А.С.Пушкина.
На доске вывешаны плакаты:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа» А.С.Пушкин.
«Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений» А.С.Пушкин.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я рада Вас приветствовать на нашем вечере, посвященной творчеству великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин! Трудно найти человека, говорящего на русском языке, который не знал и не любил бы произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». Прошло более 180 лет, как погиб поэт, но наша любовь к нему не ослабевает. Стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы хотим вам показать лишь маленькую часть его творчества.
Четверо учеников читают стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла.
Кто волновать умел людей сердца,
И в них будить стремленье к идеалу.
Все лучшие порывы посвятить,
Отчизне ты зовешь нас из могилы.
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой благородный.
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народною.
Учитель: у каждого из нас есть любимые стихи великого поэта. У него есть чудесное стихотворение « Я помню чудесное мгновенье», посвященное Анне Керн. Композитор Глинка написал музыку на это стихотворение, получился чудесный романс. И под этот романс стихотворение « Я помню чудное мгновенье» нам прочитает Малика.
Учитель: А.С. Пушкин очень рано начал сочинять стихи. Няня поэта Арина Родионовна передавала будущему гению волшебные сказания русской старины. Это ей Пушкин посвящает стихотворение « Няне» и прочитает нам это стихотворение Ырыскелди.
Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные певучие стихи. Действительно, наверное, нет детей, которые не читали, не знали и не слушали отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый». Прочитает отрывок нам Айдай (Выразительное чтение)
Учитель: Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, как и стихотворение «Зимнее утро». Читает Уулча.
( ученик выразительно читает стихотворение «Зимнее утро»)
Учитель: Сейчас ученики покажут отрывок из повести «Барышня крестьянка» из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»
( Инсценировка «Барышня крестьянка» Нуржан, Рахима)
Асыл: Наш Пушкин жив! Он живет в каждом доме, в каждом сердце. Вместе с солнышком он заглядывает в наши окна. Пушкин – это добро, это радость, это тепло и любовь. Все, что сотворил Пушкин - это его памятник, памятник нерукотворный, несокрушимый и вечный. Памятник – это его стихи. Накануне своей трагической гибели он пишет гениальное стихотворение, которое было пророческим. Стихотворение «Памятник».
( Асыл выразительно читает стихотворение «Памятник»)
Учитель: Сидя, в своей бедной лачужке, Пушкин создал один из самых лучших стихотворений «Зимний вечер». Адил споет это стихотворение под гитару.
(Адил поет романс «Зимний вечер»)
Учитель : А у нас начинается бал. ( Ученики встают с мест, начинают танцевать вальс под романс Свиридова «Метель»). В этом балу Татьяна (роман в стихах «Евгений Онегин») в первый раз встретила Онегина и влюбилась. Она долго думала, прежде чем написать письмо, но решилась, написала и отправила письмо.
Инсценировка «Письмо Татьяны к Онегину» (Онегин сидит и читает письмо Татьяны. За сценой Татьяна читает письмо вслух).
Учитель: Есть у поэта замечательное стихотворение «Узник». Очень приятно слушать эту песню под гитару. Нам споет стихотворение «Узник» под Адил.
Насыйкат: У каждого поэта есть любимое время года. А.С.Пушкин особенно выделял осень. Он писал, что осенью в него вселяется бес стихотворства. И действительно нельзя не любоваться, не восхищаться картинами осенней природы. ( Ученики читают отрывки из стихотворения «Осень» на фоне музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня»)
Жакут: Афоризмы от А.С.Пушкина
Канат: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
Айболот: Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный – невозможно.
Асель: Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
Айзирек: Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.
Толгонай: Гений и злодейство – две вещи несовместимые.
Нурмира : Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.
Бегимкул: Счастливый человек, для жизни ты живешь.
Учитель: Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня как дивная жар- птица.
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин – море красоты
Волшебных грез очарованье
Он факел на моем пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
Все вместе: Наш Пушкин жив!
Все вместе: Следы исчезнут поколениЙ, но жив талант, бессмертен гений.
Учитель: «Говорят, что несчастие хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет.
Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному…»
Эта цитата принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. И я хочу пожелать всем бесконечного счастья и крепкого здоровья.