СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«МИР ДЕТСКИХ ЧУВСТВ». Урок внеклассного чтения по рассказу В.В. Набокова «Обида»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««МИР ДЕТСКИХ ЧУВСТВ». Урок внеклассного чтения по рассказу В.В. Набокова «Обида»»

«МИР ДЕТСКИХ ЧУВСТВ».

Урок внеклассного чтения по рассказу

В.В. Набокова «Обида». 6 класс


Задачи урока

Образовательные:

- продолжение знакомства с творчеством писателя;

- продолжение обучения анализу художественного теста.

Развивающие:

- развитие творческого мышления;

- развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;

- пробуждение интереса к написанию собственного рассказа о каких-либо пережитых чувствах.

Воспитательные:

- формирование нравственных качеств; доброты, отзывчивости, внимания к окружающим;

- пробуждение способности к самооценке.

Оборудование: портрет писателя, рисунки, вопрос на экране к тексту, ксерокопии текста на каждого ученика, толковый словарь, выставка книг

В. В. Набокова, презентация о жизни и творчестве В. В. Набокова


Ход урока

Организационный момент.

-Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок.

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу,

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

Тема нашего урока «Мир детских чувств». Конечно вы знаете, что детство - золотая пора, но это, порой, бывает трудный период для ребенка. Многих писателей волновала проблема детства: Толстого, Горького, Некрасова. В современной литературе эта тема продолжает развиваться.

Перед вами портрет замечательного русского писателя.( Слайд №1). Посмотрите внимательно. В прошлом учебном году вы уже знакомились с его именем. Кто помнит фамилию этого человека? (В. В. Набоков) -Совершенно верно. Это Владимир Владимирович Набоков; писатель, поэт, переводчик.

В пятом классе вы с интересом наблюдали за приключениями Ани в стране чудес. Это и был перевод на русский язык произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Благодаря В. В. эти повести стали самыми читаемыми и любимыми детскими произведениями. С творчеством Набокова-писателя мы сегодня продолжаем знакомиться. Мы прочитаем его рассказ «Обида», посвященный И. А. Бунину, в котором описан один день из детства Шишкова. Но какой насыщенный день! Сколько пережито: мгновения счастья и часы неприятия, ощущение несправедливости по отношению к себе. Поэтому нам предстоит проанализировать этот рассказ, проследить за чувствами героя и продолжить эту тему в ваших рассказах.

- Но прежде, я думаю, вам интересно было бы узнать некоторые сведения о самом авторе, его жизни, ведь мы должны будем проникнуть в самое личное, тайное, в мир человеческих чувств и взаимоотношений. Родился Набоков в 1899 году в конце 19 века в Санкт-Петербурге.(Слайд №2,3) Его отец был известным государственным деятелем. (слайд №4) В. В. Получил хорошее образование. 1917 год- год революции, он встретил в Кембридже, (это самый престижный университет Англии) он успешно окончил его, и с тех пор для Набокова началась целая цепь странствий. (слайд №5). Он один из наиболее выдающихся русских писателей, живших и писавших не в России, а за границей. Но все произведения Набокова о России, которую он любил, писатель говорил: «Я разноцветные любил карандаши,

Пахучих сургучей густые капли, краски,

Бразильских бабочек и английские сказки. Все свое хобби: бабочки, шахматы, споры он вывез из Петербурга, из России, из своего детства. Он вывез детство и юность, счастливые ,как у принца, первые стихи, первую любовь. Дом в Петербурге на Морской, лето в Ялте, которое затем явится в рассказах «Обида», «Лебеда».

4. первоначальное знакомство с рассказом. Задание для прослушивания.

- Внимательно прослушайте рассказ и, подглядывая в текст, постарайтесь ответить мне на вопрос: почему поездка главного героя на именины стала радостным и интересным событием в его жизни?

(Здесь необходимо объяснить значение слова «козлы»- деревянная

лавка, на которой сидит кучер.) -

(Прослушивание рассказа)

5.) работа над восприятием содержания рассказа

а) (прослушивание ответа на вопрос перед чтением_)

-Его плохо приняли , дети с ним не стали играть, не приняли в

компанию, обидели.

Б) Вы, конечно , помните, что рассказ называется «Обида». А когда

впервые в тексте появляется слово обидеть?

В) Как это слово характеризует Путю? ( Он добрый, чуткий мальчик.) Г) Кого не хотелось Путе обидеть отказом? Почему?

(Кучера, домашних, старушку, т. к. он сочувствует им, способен понять других.)

Д) «Сейчас будет село Воскресенское , а ещё через несколько минут конец...» Конец чего предчувствовал герой? Е) Что больше всего страшило и угнетало Путю? (Он боялся, что его снова не поймут, не полюбят.)

ж) Как вы объясните чувства героя?

з) Вспомните эпизод воспоминания о волшебном фонаре и чтение вслух «Мцыри», когда «студент вставлял пластинку неправильно, то картина выходила вверх ногами- Тучков хохотал..» А что делал Путя? (мучительно краснел за студента, старался делать вид, что страшно интересуется)

И) -Чья реакция вам ближе?

К) - Почему так важно Путе, чтобы именно Вася Тучков признал и

оценил и оценил Путины достоинства?

(Вася - крепкий, ладный, загорелый, 13-летний лидер среди них,

Путя думал, что вместе с ним он будет выглядеть храбрее)

Л) - Кто называет Путю ломакой? (Таня и Вася)

М) -Правы ли дети? (Нет)

Н) - Что же явилось главной причиной путиной обиды? (

размышления о том, что про него забыли и уехали на пикник)

Наверное, поэтому рассказ называется «Обида».

6. Дифференцированная работа.

А)- Сейчас я попрошу первую группу найти отрывок из текста рассказа, который изображён на первом рисунке. Две минуты внимательно прочитайте «про себя», подготовьтесь к пересказу, близкому к тексту.

Вторая группа находит отрывок к первому рисунку и подготавливает выразительное чтение эпизода, (прослушивание, комментирование оценок) Б) Первая группа находит в тексте описание эпизода, изображенного на втором рисунке, пересказывает его.

Вторая группа отвечает на вопрос: « С помощью каких слов передаёт автор такое состояние Пути?»

7. -Этот момент является самым важным, поэтому и рассказ называется «Обида»- это те чувства, которые испытывает Путя на детском празднике.

- А вы попадали когда-нибудь в такую ситуацию? - Я думаю, что, если бы вокруг Пути были добрые, внимательные люди, они не позволили бы создать такую недоброжелательную обстановку. Думаю, что вы, пригласив к себе на именины друзей, не позволите обидеть кого-то из них. Хочу предложить вам проверить себя, мир своих чувств и переживаний. Ответим на вопросы психологического теста «Обидчивы ли вы?», может он поможет нам лучше управлять своими эмоциями, стойко переносить какие-либо трудности. Если вы ответите «да»-ставьте О баллов, если «нет»- 2 балла.

Тест «Обидчивы ли вы?».

1. Легко ли вам испортить настроение?

2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?

3. Долго ли вы переживаете неприятности?

4. Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?

5. Способны ли вы долгое время анализировать свои поступки, переживания, чувства?

6. Часто ли вам снятся кошмары?

Итог: 0-2 балла. Вы очень обидчивы, мстительны, легко меняете своё настроение, болезненно реагируете на отношение к вам окружающих. Это серьёзные недостатки в вашем характере. Необходимо заниматься самовоспитанием.

3-6 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немного горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и в школе. Всегда помните поговорку: «В реке обиды нет брода».

7-12 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко изменяется в зависимости от ситуации. Кое-кто считает вас непробиваемым. Иногда вам завидуют, иногда -осуждают -на это не обращайте внимания. Вывод:- «В реке обиды нет брода»- написал Набоков в одной из своих книг.

7. - Поэтому хочу кратко познакомить вас с другими произведениями. «Лолита»- произведение для более старшего возраста. «Круг»- поэтический сборник. Для того, чтобы легко выбрать книгу в библиотеке, обратите внимание на издательство на первой странице. Для вашего возраста будет указано «Детская литература», «Для среднего школьного возраста», «Для старшего школьного возраста».

Кроме того, познакомьтесь с аннотацией ( краткая статья)

- Обратимся к толковому словарю и выясним значение данного

слова. Запишем в тетради.

9.- Домашнее задание. Может и ваша рука поднимется к тому, чтобы написать рассказ о каких-либо пережитых вами чувствах

«Невыдуманную историю из мира ваших чувств».

10. -Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно