Технологическая карта урока Мир Древности: далекий и близкий
Тема: Мир Древности: далекий и близкий | Тип: Изучение нового материала |
Цель: Посредством организации групповой деятельности создать представление об истории Древнего мира. |
Планируемые результаты |
Предметные: формировать первоначальное представление учащихся о странах Древнего мира; познакомить с особенностями данной исторической эпохи, выявить достопримечательности: культуру, религию, археологические находки Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Рима. | Метапредметные: - Формулировать учебную тему урока; - формулировать учебные задачи и целей - Оценивать результаты своей работы на уроке; - развивать умение учащихся работать с текстом; - развивать речь учащихся, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - Работать в группе, не конфликтуя; - Убеждать одноклассников в вежливой форме в своей правоте; -Аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства. | Личностные: - развивать познавательную активность, интерес к предмету. |
|
Ресурсы урока: Раздаточный материал (карточки с заданиями, текст), презентация, учебник «Окружающего мира » (4 класс) , серия «Школа России» 2 часть. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: |
Актуализация необходимых знаний |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Учитель на доске демонстрирует карточки: Средние века Новое время Древний мир Первобытная история Новейшее время - Посмотрите внимательно на записи. О чем они говорят? - Давайте построим их в хронологической последовательности. Какая из этих эпох будет самой первой? Следующая? - Что у нас получилось? - Одну из этих эпох мы проходили на прошлом уроке. Выделите её. - Давайте проведём проверку домашнего задания, для этого разгадаем кроссворд. Я буду читать вопросы, ваша задача записывать в нужные ячейки правильные ответы. 1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории ( земледелие ). 2. Острый предмет – изобретение первобытных людей ( игла ). 3. Этим занимались женщины и дети ( собирательство ). 4. Ученый написавший труд о происхождении человека ( Дарвин ). 5. Учёные, которые проводят раскопки, извлекают вещи древних людей, их останки ( археологи ). 6. Освещение в пещере ( факел ). 7. Как по – другому назвать древнейшего человека ( первобытный ). 8. На кого был похож первобытный человек? ( На обезьяну ). 9. Изобретение первобытных людей, для рубки дерева ( топор ). 10. Наука, которая изучает, как жили разные народы, какие события происходили в их жизни ( история ). 11. Основное занятие древнейшего человека (охота). 12. Как жили первобытные люди? ( Группами). Самоопределение к деятельности Формулирование задач урока. - Назовите ключевые слова в кроссворде. - О каком периоде истории мы будем теперь говорить? - Прочитайте тему урока . - Что значит слово, древность? - А почему же тогда он может быть близким? Почему именно так звучит тема урока? В конце урока мы вернемся к этому вопросу и посмотрим правы ли мы были. - Какие же задачи стоят сегодня перед нами? Итак, зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставим задачи: Познакомиться с ….. особенностями древнего мира и древних государств; Узнать ….. какое наследие оставил древний мир Продолжить учиться…. работать в группах. | Отвечают на вопросы; - Это эпохи истории человечества. - Первобытная история - История Древнего мира - Средние века - Новое время - Новейшее время. - Лента времени - Первобытная история. Проверка Д/З - Разгадывают кросворд. - Мир древности. - Древний мир. Читают тему урока - «Мир древности: далёкий и близкий». - Это значит что-то было давно, далеко. Высказывают свои предположения, почему Мир Древности может быть близким. Формулируют задачи урока; |
Мотивация познавательной деятельности |
Открытие нового знания. Рассказ учителя: - В 5 тысячелетии до н.э, происходит переход от первобытнообщинного строя к Древнему миру. В этот период появились древние цивилизации в которых возникли первые государства. - Историки выделяют два вида цивилизаций по схожим чертам государств образовавшихся. Взгляните на карту и определите какие 2 вида выделяют историки? - Что же такое цивилизация? Давайте найдем определение в словаре Ожегова (у каждой группе словарь) Т.е. Цивилизация - это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.) - Посмотрите на карту, кто может назвать государства Восточные , а кто Античные? Восточные государства еще называются речными. Посмотрите на карты этих трех государств и попробуйте догадаться почему? - все они образовались на берегу реки, и вся жизнь людей зависела от реки. Людям здесь жилось тяжело, т.к. реки разливались сметая все на своем пути, и люди были вынуждены научиться подчинять реку себе, научились строить дамбы, систему орошения полей, заградительные системы. Основной деятельностью людей в этих государствах было земледелие. Которому способствовал жаркий климат и плодородный слой, который оставляла река после разливов. Выращивали зерновые культуры. Поэтому данные государства называют еще - Речные. - А где были основаны Античные государства? – Греция и Рим. - Отличались от восточных, организацией и управлением. Не обладали большим количеством плодородных земель. Территория на которой они образовались была в основном горной. Зато в горах было много полезных ископаемых. Здесь люди научились добывать и использовать глину, бронзу, медь, железо. Следовательно здесь основной деятельностью было ремесло. Земледелие здесь тоже было развито, но культуры которые здесь выращивали сильно отличались от речных. На этих территориях хорошо рос виноград и оливковые деревья. Что способствовало развитию Виноделия и Оливкового масла. Имея продукты из этих культур и товары из металла, люди античных государств могли их обменять на продукты которых не возможно было получить на своей территории. Поэтому еще одним важным видом деятельности была – Торговля, для этого необходимо было освоить море, следовательно здесь было хорошо развито мореплавание. И вся жизнь людей здесь зависела уже не от реки, а от моря. Следовательно и образовывались эти государства на берегу моря. - Посмотрите на карту (карта полушарий), кто догадался почему их назвали восточными? Но несмотря на то, эти государства различаются, они имеют и ряд общих черт, из-за которых их и объединили. во всех был рабовладельческий строй. Т.е. был слой людей – рабы. - Найдите определение этого понятия в словаре Т.е. статус этих людей приравнивался к вещи. Их могли продавать, покупать, обменивать, и главное плоды их труда принадлежали их хозяину. Как и кто становился рабами? Все эти государства вели активные захватнические войны близлежащих территорий, население этих земель и становилось рабами. Позже рабами могли стать и обнищавшие коренные жители государства. Второй отличительной чертой - была языческая религия, которая нашла отражение в культуре. - Что такое языческая религия? - Именно религия дала толчок развитию таких направлений культуры как: архитектура, скульптура, живопись эпосы и сказания. Многое из этого дошло до наших дней. Археологи и сей час в этих странах ведут активные раскопки. И узнают что-то новое о жизни людей древности. | - Слушают рассказ учителя. - Смотрят на слайд с картой мира и выделяют Античные и Восточные - Ищут в словаре и зачитывают определение Цивилизация. Цивилизация – Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Ожегов. - Пробуют выделить по карте на слайде государства относящиеся к Восточной и к Античной цивилизациям - Смотрят на карты речных государств и делают свои предположения. - Смотрят на карты на столе и делают предположение (на побережье морей) - Смотрят на карту полушарий и делают свои предположения (Все они сложились на восточном полушарии). Ищут в словаре определения раб. В словаре Ожегова РАБ - человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Ответы детей, что такое Язычество. – Многобожие. |
Организация познавательной деятельности |
— Вам сегодня предстоит совершить путешествие в прошлое и побывать в пяти Древних Государствах, как корреспондентам. Получить новую информацию, и рассказать об этих странах. И, надеюсь, после этого, вы сумеете найти ответ на вопрос который мы поставили в начале урока. Но перед таким путешествием необходимо размяться (Физкультминутка – все встают и за учителем потягиваются.) (Класс поделен на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют информацию на карточках, карточки с планом ответа и карточки с иллюстрациями. - Напоминаю вам о правилах работы в группе: вежливое общение, один говорит, остальные слушают, работают все на общий результат. — Ваша задача: Выбрать кто будет выступать от команды, назначить смотрителя времени, прочитать текст, выделить текстовыделителями нужную информацию, рассказать главное о стране по плану. Время работы - 15 минут. Работа в группах 1. Группа: Древний Египет 2. Группа: Древняя Индия 3. Группа: Древний Китай 4. Группа: Древняя Греция 5. Группа: Древний Рим Задание в карточке: Прочитайте текст, подготовьте рассказ о государстве по плану. Время возникновения Место возникновения Кто управлял государством Религия, основные боги Наследие: - письменность - сооружения - скульптура - основные открытия и изобретения | - Встают и потягиваются. - Работают в группе по заданию. - Выступление групп |
Подведение итогов (оценивание) |
Мы видим, что древние цивилизации заложили основы направлений дальнейшего развития всемирной истории. Именно в это время были сделаны величайшие открытия в области материальной и духовной культуры. Одомашнены многие животные, выведены многие земледельческие культуры, люди научились добывать и обрабатывать металлы, изготавливать стекло, фарфор, фаянс, бумагу, в это время появилась письменность – самое важное изобретение людей, которая позволила нам узнать об этом периоде. Какой вывод мы можем сделать? - В начале урока мы высказывали мнение по вопросу «Почему мир древности может быть близким?». Так почему же он может быть близким? -Давайте посмотрим чей репортаж оказался самым интересным. Проголосуем. Где хотелось бы больше всего побывать после рассказа? -Что нового узнали на уроке? | - Высказывают свои предположения. Что основа многих современных знаний и умений человечества была заложена в Древнем Мире. - Многие знания, открытия и строения древности дошли до наших дней. - Голосуют за государства. - От каждой группы по одному человеку, что нового узнали. |
Карточки для работы в группах:
Карточка для работы 1
Прочитайте текст, подготовьте рассказ о государстве по плану.
Время возникновения
Место возникновения
Кто управлял государством
Религия, основные боги
Наследие:
- письменность
- сооружения
- скульптура
- основные открытия и изобретения
Древний Египет
Одно из самых древних государств на земле - Египет. Оно возникло на берегах реки Нил в Африке, примерно 4 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался и прибрежная земля хорошо пропитывалась водой. После разлива на песках пустыни оседал плодородный черный ил. За тысячи лет образовался толстый слой чернозёма. На нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень, фрукты и овощи, а также лён, из которого делали полотно. Само слово "Египет” означает "чёрная земля”.
На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получили первый материал похожий на бумагу - папирусом. Писали заостренными палочками особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было. Так зародилась письменность.
Во главе государства стоял повелитель – фараон. Фараонов, почитались как богов. Им принадлежала земля Египта. Египтяне верили в загробный мир, поэтому фараоны приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» - гробницу в виде каменных пирамид.
Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света сохранившееся до наших дней.
Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс. Это - страж вечного покоя фараонов.
Древние Египтяне верили, что миром управляют боги. Самыми важными были:
Ра – Верховный бог солнца, Осирис – бог загробного мира, Себек - бог воды и разлива Нила. Исида – богиня плодородия, Тот - бог мудрости, письма и счёта. Для них строились храмовые комплексы – монументальны постройки. До наших дней дошли комплексы в Карнаке и Луксоре. Внутри храма – дворы со статуями богов.
Египтяне были очень культурно развитыми людьми и оставили богатое научное наследие плодами которого пользуемся в современном мире:
- Здесь зародились науки Астрономия и математика.
- Именно Египтяне создали первый календарь
- Благодаря их погребальным обрядам – мумифицированию тел – были заложены основы медицины и фармакологии (изготовление лекарств).
- Здесь появились первые антибиотики.
- Здесь начали заниматься ткацким делом и открыли лен (льняные ткани)
- Научились изготавливать стекло.
- Появилась первая косметика.
Карточка для работы 2
Прочитайте текст, подготовьте рассказ о государстве по плану.
Время возникновения
Место возникновения
Кто управлял государством
Религия, основные боги
Наследие:
- письменность
- сооружения
- скульптура
- основные открытия и изобретения
Древняя Индия
Древнеиндийская цивилизация зародилась примерно во 2 тысячелетии до н.э. в плодородной долине рек Инд и Ганг, на полуострове Индостан.
Верховная власть царя была всегда слаба. Страна была было разделена на множество царств, во главе с Раджами. Жители Индии были разделены на мелкие группы по роду занятий - касты. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д. Каста знати – брахманы. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты - неприкасаемые. Их положение было хуже рабов. Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.
Многое в современный мир пришло из Друвней Индии. Природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать в кулинарии и парфюмерии. Миру открылись пряности (перец, гвоздика) и благовония (первые духи). Здесь научилась выращивать хлопчатник и делать хлопковые ткани. А еще именно здесь начали выращивать – рис, который позже попал в Западную Азию, Европу и Африку. Из сахарного тростника научились делать сахар. За этими товарами в Индию устремлялись торговцы из разных стран.
Древнейшая религия индийцев была основана на поклонении сотням богов. Главными среди них считались:
Ганеша – бог мудрости с головой слона,
Брахма – бог творец (создатель Вселенной и правитель мира)
Вишну – бог хранитель, помогающий людям
Шива – бог разрушитель, мог погубить, но мог и спасти.
В середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Индии зародилось новое религиозно-философское учение – буддизм. Хотя в самой Индии буддизм не получил сильного распространения, он распространился по миру.
Древняя Индия оставила миру множество изобретений и открытий, которыми мы пользуемся до сих пор.
Здесь изобрели современные цифры и впервые применили десятичную систему записи чисел, которой пользуются теперь во всём мире. Арабы ее потом заимствовали. Индийские математики открыли понятия нуля.
Самое крупное культурное достижение древних индийцев – это создание алфавитной письменности – первый алфавит. Индийское письмо состояло из 50 знаков и было намного проще, чем иероглифы Египта.
Шахматы тоже изобретение этого народа. Они являются преемниками древней игры «Чатуранга» (в переводе - четыре рода войск).
У древних Индийцев были большие познания в - здесь зародилась хирургия, была изобретена анестезия. Местным врачам было известно множество болезней, и они умели их лечить. До наших дней дошла Аюрведа – индийская методика лечения заболеваний лекарствами на растительной основе.
Архитектура Индии характерна монументальными постройками. Здесь были созданы великолепные древние пещерные монастыри и храмы, которые были вырублены в скалах и украшали цветной росписью барельефами и колоннами. Самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.
Карточка для работы 3
Прочитайте текст, подготовьте рассказ о государстве по плану.
Время возникновения
Место возникновения
Кто управлял государством
Религия, основные боги
Наследие:
- письменность
- сооружения
- скульптура
- основные открытия и изобретения
Древний Китай
Китайская цивилизация зародилась на юго-востоке Азии, на берегах реки Хуанхэ (Желтая река) на рубеже 1 тысячилетия до н. э и развивалась в изоляции от остального мира. До II в. до н.э. китайцы вообще не подозревали о существовании других цивилизаций, и долгое время доступ инстранцев в страну был закрыт.
Во главе государства стоял правитель – Ван (Император) – который считался «сыном Неба», т.е. получил власть по воле божественных сил.
Языческая религия Древнего Китая отличалась от остальных. Здесь люди верил в духов. Китайцы считали, что весь мир полон духов, которые влияют на все происходящие в природе и обществе процессы, что абсолютно все в природе имеет свою вечную и бессмертную душу: дождь, ветер, солнце, луна, деревья и реки. Этим духам природы и поклонялись. Дух неба занимал более высокий статус по сравнению с духом Земли. Верили, что каждый город имеет своего духа, который отвечает за его процветание. Так же покланялись духам ремесел и хозяйственной деятельности человека, духам домашнего очага, семьи, деторождения.
Особо почитались духи умерших предков, считалось, что они охраняю и оберегают семью.
Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная. Поэтому здесь отлично развивалось земледелие. Одним из главных растений стал рис. Китай подарил Миру чай. Вначале он считался лекарством, а затем получил широкое распространение как продукт питания.
Здесь было освоено шелкопрядение и изготовление фарфора. Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами способствовал развитию торговли.
Уникальная письменность Древнего Китая дошла до наших дней практически без изменений. Писали – иероглифами – каждый знак имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену дощечкам пришла бумаге – важнейшее изобретение Древнего Китая.
Многими изобретениями этого народа мы пользуемся и сейчас. Здесь появились компас и штурвал для корабля, порох, фарфор.
А вот архитектурные памятники Китая не сохранились. Древние Китайцы строили из дерева, бамбука, тростника и глины, а это недолговечные материалы. Но до наших дней дошло самое грандиозное сооружение мира - Великая Китайская стена. Она была построена императорами для защиты от набегов монгольских племен обитавших на севере страны, но не спасла государство. В конце II в. н. э. оно пришло в упадок.
Карточка для работы 4
Прочитайте текст, подготовьте рассказ о государстве по плану.
Время возникновения
Место возникновения
Кто управлял государством
Религия, основные боги
Наследие:
- письменность
- сооружения
- скульптура
- основные открытия и изобретения
Древняя Греция
Эпоха Древней Греции берёт начало своего существования в III тысячелетии до н.э. и продлилась до I века до н.э. на юге Балканского полуострова.
Греция преимущественно горная страна, плодородных земель здесь мало. Поэтому и сельское хозяйство развито слабее и представлено совершенно иными культурами. Здесь выращивали ячмень, виноград, оливковые деревья. Что способствовало развитию виноделия и производству оливкового масла. Здесь активно развивается овцеводство и как следствие сыроварение .
Горная местность богата полезными ископаемыми, что благоприятно повлияло на развитие ремесел: гончарное и кузнечное дело, ткачество и производство одежды. Создавалась красивая глиняная посуда.
Наличие в Греции месторождений мрамора способствовало созданию и прекрасные скульптуры.
Всеми этими товарами греки активно торговали с другими странами. Они были отличными мореплавателями.
Но Древняя Греция не была единым государством. Каждый город был отдельным городом-государством, в котором были собственные законы и армия. Иногда они даже воевали между собой. Совокупность этих государств называлась – Эллада, а все их жители – эллинами.
В греческих государствах была демократическая форма правления - власть народа. Важные решения о жизни государства принимались на народном собрании.
Самыми крупным греческим городом были Афины. Его покровительница – воинственная и справедливая богиня Афина. Ей были посвящены главные сооружения, дошедшие до наших дней: Роскошный храм Парфенон и Акрополь - священное место с храмами и святилищами богини, расположенный на высоком холме.
В Греции появилась более простая письменность, которая стала основой многих алфавитов, в том числе и русского. В греческом алфавите впервые появляются буквы обозначающие гласные звуки. Писали на деревянных дощечках, покрытых воском.
Греция – колыбель многих наук. Здесь развивалась математика, алгебра и геометрия. Учёный Пифагор составил таблицу умножения.
Развитие мореплаванья развило умение составлять географические карты. Здесь развивалась медицина и астрономия.
Греция – родина театра. Театральные представления здесь продолжались три дня. Места для зрителей располагались полукругом. Актёрами были только мужчины.
Здесь зародились Олимпийские игры, где соревновались атлеты из всех эллинских городов-государств. Раз в 4 года войны по всей Греции прекращались, проводились Олимпийские игры.
Греки верили во множество богов, которые обитали на горе Олимп. Греческие боги были наделены человеческими чувствами. О чем мы узнали из мифов дошедших до нашихдней. Повелителем богов считался Зевс, который царствовал над миром. Его братья Посейдон - бог моря, Аид – бог царства мертвых.
Карточка для работы 5
Прочитайте текст, подготовьте рассказ о государстве по плану.
Время возникновения
Место возникновения
Кто управлял государством
Религия, основные боги
Наследие:
- письменность
- сооружения
- скульптура
- основные открытия и изобретения
Древний Рим
Основателями Древнего Рима являются братья Ромул и Рем. Датой основания считается 753 год до нашей эры. Древний Рим находился на Аппенинском полуострове, омываемом Тирренским, Ионическим и Адриатическим морями. Это был город-государство, который в ходе захватнических войн расширил свои территории и заняли большую часть Евро.
На раннем этапе Римом управляли цари. Они выполняли одновременно обязанности главнокомандующего, высшего судьи, жреца и главы государства. Власть царей не передавалась по наследству, их избирал народ.
Но в 510 году до нашей эры, после восстания во главе государства стоял Сенат и два римских консула избираемые народом. Позже около 27 года до нашей эры Рим стал империей. Во главе с диктатором.
Вся культура Рима была заимствована у греков, но многое было изменено и усовершенствовано на свой лад.
Так религию Римлян почти полностью взята у греков, но богов назвали своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д.
И все же Рим оставил богатое наследие, которым мы пользуемся в современном мире.
- Именно здесь сложилось юридическое право - законы. Ставшие основой современных.
- Римляне изобрели бетон, что позволило строить конструкции, которые простояли несколько тысяч лет.
До сих пор в центре Рима возвышается Пантеон – храм всех богов.
Колизей - амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Амфитеатр вмещал 5000 зрителей, которые приходили сюда, чтобы насладиться знаменитыми играми, зрелищем жестокой и часто кровопролитной борьбы.
Римский форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь выбирали консулов, принимали законы, чествовали триумфаторов и меняли деньги.
- Римляне построили систему дорог которые составили более 80 тыс. километров, и связали разные концы империи. Эти дороги управлялись так же, как и современные магистрали: были дорожные знаки сообщавшие расстояние до места назначения, и специальные отряды солдат - дорожная полиция. Много где они сохранились до сих пор. Это было одним из важнейших достижений культуры Древнего Рима.
- Римляне использовали множество удобств, которые нам кажутся обычными, но не были распространены в то время. Среди них можно выделить фонтаны, общественные бани, подземные канализации и туалеты. Но эти водные инновации не были бы возможными без акведука- это инженерное чудо обеспечивало водой трубопроводы в городских центрах.
- В Риме появились первые книги.