СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир древности: далёкий и близкий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир древности: далёкий и близкий.»


Открытый урок

по окружающему миру

в 4 "Д" классе

на тему:


"Мир древности: далёкий и близкий"



Подготовила и провела:

учитель начальных классов

МКОУ "КГ № 6 им. А.С.Пушкина"

Магомедова О.З.





2016-2017 учебный год

Тема: Мир древности: далёкий и близкий.


Цель: ознакомление учащихся с историей древнего Египта, древней Греции и древнего Рима.

Задачи:

 учить учащихся находить нужную информацию;

 развивать устную речь;

 воспитывать интерес к истории.

Ожидаемый результат:

 получат представления об истории стран древнего мира: Египта, Греции, Рима;

 научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 научатся готовить проекты-сообщения.

Используемые учебные технологии:

 проектные технологии;

 здоровье сберегающие технологии;

 личностно-ориентировочные технологии (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество);

 коммуникативные технологии;

 информационные технологии.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в группе; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.


Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.


Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Здравствуйте, садитесь. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.

  • На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

  • Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

  • Голова хорошо ... (думает).

  • На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

  • Тогда мы начинаем.

II. Актуализация опорных знаний.

-
Разгадайте ребус:

1=Т




(Страницы истории)

4=Р

- О чём говорит вам эта фраза?

(На прошлом уроке мы начали изучать страницы истории.)


Истории славной великие даты

Мы будем по жизни нести.

Почувствуем сердцем, что было когда-то,

Представим себе вековые пути!


III. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

1.Фронтальный опрос.

- А сейчас мы повторим, что вы изучали на прошлом уроке.

- Какой раздел мы начали изучать на предыдущем уроке?

- На какие эпохи делят учёные историю человечества?

(Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени)


-Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества?(Первобытная)

-Когда и где появились первые люди? Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде?  (Около 2,5млн.лет назад в Восточной Африке)

-Кто был величайшим помощником человека? Какую роль играл огонь в жизни первобытного человека? (Огонь)

-Как жили первобытные люди? Почему?(Сообща)

-Как назывались эти первобытные коллективы? - Для чего строили жилища первобытные люди?  Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.) (Человеческое стадо)

-Назовите основные занятия первобытных людей.(Охота, собирательство)

-Из чего были сделаны первые орудия труда? Для чего они изготавливали орудия труда?  (Камень)

-Как называлась живопись, появившаяся в это время- Почему первобытные художники рисовали животных? (Наскальная)

-Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней?(Молоток)

Выделяется слово АНТИЧНОСТЬ.

2.Рассказы учащихся о первобытном человеке.

а) Как выглядел древний человек?

б) Чем занимался первобытный человек?

3.Индивидуальная работа по карточкам.


IV. Физ.минутка.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!



V. Постановка учебной задачи.

- Какое слово получилось?

- Что же такое античность?

лат. antiquitas — древность, старина;

-Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

- Зачем, как вы думаете? ( Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).


Древний мир – чудесный мир!

Двери времени нам отвори

Про древние государства расскажи.


– Чтобы расширить наши исторические знания мы сегодня отправляемся в Древний мир исследовать страны, которые оставили нам большое наследие. Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.

VI. Изучение нового материала.

Период Древнего мира самый длительный – он охватывает несколько тысячелетий. Первые древние государства возникли возле рек и морей. Почему?

( По рекам было удобно передвигаться, река давала человеку воду для питья и земледелия)

1.Знакомство с историей Древнего Египта.(Сообщения учащихся)

Мой рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила . Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово "Египет” означает "чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Верховный бог Ра - Бог солнца, Анубис - божество  с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир, Амон- бог воздуха и ветра, урожая , творец мира, Себек - бог воды и разлива Нила - человек с головой крокодила. Богом мудрости , письма и счёта был Тот. Изображали его с головой птицы ибиса. Он придумал месяцы и годы, научил вести счёт времени, а также подарил арифметические вычисления и письмо.

На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Не все египтяне умели читать и писать. Люди, называвшиеся писцами, писали для них письма. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было.

Для богов египтяне строили храмы: комплексы в Карнаке и Луксоре. Ворота в храм были в виде высоких стен. Внутри храма – дворы со статуями богов.
Египетские правители, называвшиеся фараонами, почитались как боги. Им принадлежала земля Египта. Фараон приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» - гробницу в виде каменных пирамид.

Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света.

Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс. Это - страж вечного покоя фараонов.

2.Знакомство с историей Древней Греции. (Сообщения учащихся)

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид.

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь. Афины — и сейчас столица Греции.

Сердцем Афин является  Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя  не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям.


Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми. Самыми важными были игры в городе Олимпия. Именно здесь и зародились Олимпийские игры.

Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность.

3.Знакомство с историей Древнего Рима. (Сообщения учащихся)

Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. О том, как возник этот город легенда рассказывает так: царя г.Лонга Нумитора сверг с престола младший брат Амулий и чтобы никто не претендовал на престол , приказал убить его сына, а его дочь сделал служительницей при храме. Вскоре у неё родились два сына – близнеца. Амулий приказал казнить мать, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, крик услышала волчица – она и выкормила их. Позже братьев подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения. Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Каждый хотел назвать его своим именем. Братья поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом ( по – латински Roma ) и стал его первым царём.


В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры. Большим успехов у римлян пользовались гонки на колесницах, бои гладиаторов, когда они сражались друг с другом или с дикими животными. До наших дней сохранился Колизей — амфитеатр (круглый театр без крыши), одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, строительство которого велось на протяжении 8 лет. Множество входов в Колизее располагаются по всему зданию, благодаря чему публика могла заполнить театр за 15 минут и покинуть за 5.


Римский форум— площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь принимали законы, награждали победителей, меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками.

Пантеон — «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает самый сильный световой столб и освещает здание изнутри .

VII. Закрепление изученного.

- На берегах какой реки возникло Египетское государство?

- Кто такой фараон? (Царь Египта.)

- Материал для письма в Древнем Египте.(Папирус)

- Особые знаки для письма.(Иероглиф)

- Гробница фараона в Древнем Египте.(Пирамида)

- Столица Греции.(Афины)

- Высокая гора на севере Греции.(Олимп)

-Знаменитый храм Акрополя. (Парфенон)

- Сердце Афин.(Акрополь)

-Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев.(Колизей)

- Столица Италии.(Рим)

- Храм всех богов в Древнем Риме.(Пантеон)


VIII. Подведение итогов урока.

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.

— Посмотрите на тему урока и скажите: по­чему мир древности может быть близким? (Многие строе­ния и знания древности дошли до наших дней.)

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

Домашнее задание.

1. Стр. 14 отв. на вопросы

2.Подготовить сообщения о государствах Древнего мира, о знаменитых сооружениях.