"Мир изобретений Ивана Кулибина"
Шигина Н.Н.
Преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУНСО Новосибирский машиностроительный колледж
Очень важно знать имена великих людей, которые внесли особенный вклад в развитие нашей страны.
В 2025 году исполнилось 290 лет со дня рождения великого русского механика, которого называют «нижегородским Архимедом». Речь идет об изобретателе Иване Петровиче Кулибине. В ознаменование этой даты давайте вспомним, что придумал и построил наш знаменитый соотечественник.
Иван Кулибин - выдающийся русский механик и изобретатель XVIII века, мастер различных механических устройств. Он известен своими инновациями и проектами, которые значительно опередили своё время.
Иван Кулибин родился 21 апреля 1735 года в Нижнем Новгороде в семье мелкого торговца мукой. Получив строгое старообрядческое воспитание, Иван рано освоил грамоту и стал помогать отцу в лавке. В юношеском возрасте Иван Кулибин обучился слесарному, токарному и часовому делу.
Кулибин самостоятельно изучал механику, физику, химию и математику, разрабатывал новые способы шлифовки стёкол для оптических приборов, пробовал себя в написании од, заниматься изобретательством.
В 1769 году Иван Кулибин преподнес Екатерине II часы в форме яйца, над которыми работал несколько лет.
Их размер был чуть меньше гусиного яйца, они были оформлены витиеватыми узорами затейливой золотой оправы. В полдень из них лилась прекрасная музыка. Также часы были оснащены сложным механизмом крошечного театра-автомата. Миниатюрный театр позволял наблюдать за разыгрывающимся в златом чертоге представлением.
Екатерина была настолько поражена таким невероятным подарком, что после того, как Кулибин вручил ей часы, она предложила ему стать начальником механических мастерских в Академии наук. Благодаря этому Ивану Кулибину и удалось полностью раскрыть свои таланты и дать миру новые удивительные шедевры.
В 1772 году Кулибин спроектировал первый однопролётный деревянный мост длиной 298 метров через Неву, успешные испытания модели которого прошли в конце 1776 года. Мост должен был состоять из двух галерей: верхняя — для людей, нижняя — для транспорта. Высота моста позволяла бы проходить под переправой кораблям с мачтами и парусами.
За этот проект Екатерина II пожаловала механику именную золотую медаль для ношения на Андреевской ленте. От дворянского титула Иван Кулибин отказался, так как это требовало бы от него отречения от старообрядчества. Правда, мост так и не был построен. Несмотря на то, что проверка оказалась успешной, городские власти так и не решились на мост. Они переживали, что переправа испортит вид на центр города, а деревянные конструкции вряд ли прослужат дольше 30 лет.
Хотя проект Кулибина так и не вышел дальше макета, его идеи нашли воплощение в работах других инженеров и конструкторов.
В 1779 году Кулибин продемонстрировал «зеркальный фонарь» с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, позволяющий увеличить в 500 раз силу света одной свечи. Прожектор представляет собой большую алебастровую, чашу, напоминавшую по форме колокол, ее внутренняя параболическая поверхность была сплошь покрыта кусочками зеркала. В дальнейшем фонари Кулибина использовались для освещения улиц, мастерских, судов, на маяках и во многих других местах.
В 1791 году И. П. Кулибин изготовил «самобеглую» повозку, которая приводилась в движение человеком через педальный механизм. Его главной особенностью был маховик, накапливающий энергию от педалей и обеспечивающий плавный ход. Повозка развивала скорость до 16 км/ч и даже имела коробку передач, тормоза и рулевое управление. Хотя современники восприняли изобретение как забавную игрушку, многие технические решения Кулибина позже использовались в первых автомобиля
Кулибин разработал для ветерана Очаковской битвы конструкцию протезов – «механических ног». Созданные им механические протезы ног с подвижными суставами и амортизирующими элементами позволяли инвалидам не просто стоять, но и передвигаться с относительной свободой. Он стал первым, кто выдвинул вопрос о легкости и прочности протеза, указал на необходимость удобства в носке, хорошей пригонки и бесшумности при ходьбе. Военные хирурги же признали изобретенный протез самым совершенным из всех тогда существовавших и вполне пригодным к употреблению в наши дни.
В 1793 году Кулибин построил лифт с винтовым механизмом, который был установлен в Зимнем дворце. Сконструировал его Кулибин специально для стареющей императрицы Екатерины II, которой в силу возраста и состояния здоровья, было тяжело перемещаться по Зимнему дворцу. Подъемник действовал благодаря слугам, которые поднимали платформу с помощью больших гаек по неподвижным винтам.
Лифт Ивана Кулибина стал первым пассажирским лифтом, построенным в Российской империи.
Водоход
Долгое время Кулибин работал над созданием механических судов, водоходов, способных идти против течения. Устройство водохода напоминало коноводное судно. Якорь судна на шлюпке завозился вверх по течению. Течение реки приводило в движение установленные на судне водяные колёса наподобие используемых на водяных мельницах.
Хотя испытание были успешными, суда Кулибина так и не стали применять на практике – бурлацкая тяга обходилась дешевле.
В конце жизни мастер работал над проблемой создания вечного двигателя, потратив все свои сбережения.
Сегодня фамилия Кулибина стала нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём деле.
В архивах изобретателя осталось множество документов, посвященных этому изобретению. Наверное, современникам стоит еще раз внимательно их изучить. Кто знает, может, современная наука найдет новое прочтение и даст ход его мыслям и предложениям.
ИСТОЧНИКИ
- https:// www.prlib.ru/Great_Russia/outstanding_scientists_XVIII/Kulibin
- /books/item/f00/s00/z0000054/st027.shtml
- https:// histrf.ru/read/biographies/kulibin-ivan-pietrovich
- https:// tass.ru/encyclopedia/person/kulibin-ivan-petrovich
- https://www.techinsider.ru/technologies/49292-chto-izobrel-kulibin /