Урок «Мир художественной культуры эпохи Просвещения»
Цель: познакомить школьников с художественной культурой Европы эпохи Просвещения.
Задачи:
Образовательная:
Обогатить приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала.
Знакомство с произведениями искусства Просвещения.
Формирование собственного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
Развивающая:
Побуждение к творческому поиску материалов и его восприятию, закрепить и систематизировать приобретенные знания.
Формирование умения логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его.
Воспитательная:
Формировать интерес к художественной культуре, воспитывать и развивать эстетический вкус.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте. Я рада вас видеть! Желаю всем отличного, рабочего настроя на уроке. Все ли готовы? Мы начинаем!
2. Актуализация знаний.
Продолжается наше знакомство с эпохой Просвещения. Тема нашего урока «Художественная культура эпохи Просвещения». Сегодня нам предстоит познакомиться с яркими представителями данного направления. И прежде, чем мы начнем это знакомство, давайте вспомним:
Эпоха Просвещения…Какие слова, ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите это словосочетание?
Почему XVIII в. вошел в историю как век Разума? Что характерно для эпохи просвещения?
Назовите философов эпохи Просвещения?
Каковы их идеи?
Просвещение – прогрессивное течение в науке и культуре, деятели которого боролись за установление «царства Разума», широкое распространение образования и научных знаний, «общественное равенство людей». Движение просветителей объединяло в своих рядах не только философов, но и творцов искусства, вырабатывавших новый взгляд на место и роль культуры в обществе.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок - виртуальная экскурсия в 18 век, который часто называют галантным. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками.
В конце нашего урока мы должны будем ответить на вопрос: Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником?
А помогут нам познакомиться с выдающимися представителями искусства эксперты в области литературы, живописи и музыки.
4. Основное содержание урока
По ходу экскурсии вы должны заполнить таблицу.
Вид искусства | Представители | Их произведения | Вывод |
Литература | | | |
Живопись | | | |
Музыка | | | |
Эпоха Просвещения внесла весомый вклад в развитие европейской культуры. Были основаны такие литературные жанры как драма и философский роман. Литераторами был создан образ героя, который старается изменить мир и найти свое место в жизни. В произведениях на первый план выходит необходимость образования и получения знаний.
Итак, представляю вам первых экспертов –литераторов. Вам слово.
Выступление литераторов.
Вывод
Основные идеи эпохи Просвещения –политическое раскрепощение людей, распространение передовых идей, знаний, улучшение морального состояния общества – нашли отражение и в изобразительном искусстве.
Галантный век нельзя представить без великолепных живописных полотен.
С ними вас познакомят эксперты живописи.
Выступление экспертов живописи.
Вывод
XVIII век можно по праву назвать одним из самых музыкальных в истории человечества. Познакомимся поближе с представителями музыкальной области эпохи Просвещения.
Выступление экспертов музыки.
Вывод
Итак, наша таблица заполнена. И я прошу вас сделать общий вывод. Какие идеи пропагандировали писатели, художники музыканты века просвещения.
Мы познакомились с выдающими мастерами культуры эпохи Просвещения. Для закрепления материала, я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
ТЕСТ
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.
Взаимопроверка.
Следующее задание: я приглашаю к доске 3 человек. Перед вами – фотографии представителей эпохи просвещения, с которыми мы знакомились сегодня. Ваша задача: распределить фотографии по жанрам (… -музыканты, … - художники, … писатели эпохи Просвещения.
Отлично! А теперь вернемся к нашему вопросу: Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником и почему?
Ответы.
Спасибо. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие по Западной Европе. Оно ещё раз нам доказало, что в истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное место. Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Просвещение – прогрессивное течение в науке и культуре, деятели которого боролись за установление «царства Разума», широкое распространение образования и научных знаний, «общественное равенство людей». В спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня:
- о правах человека и гражданина;
- о гражданском обществе и демократии;
- о разделении власти;
- о правовом государстве
- новые технологии, космические корабли и компьютеры.
А ещё эпоха Просвещения учит ценить и видеть красоту. И если, сегодня виртуально путешествуя, вы сделали первый шаг в мир прекрасного, то, как сказал великий французский мыслитель 18 века Люка де Вовенгра, "ваше сердце подскажет вам самые высокие мысли и дела".
Домашнее задание: параграф № 22 и кроссворд.
Спасибо за работу на уроке.
Вид искусства | Представители | Их произведения | Вывод |
Литература | Джонатан Свифт Даниель Дефо́ Пьер Огюстен Каро́н де Бомарше́ | Путешествие Гулливера Робинзон Крузо Женитьба Фигаро | Создан образ героя, который пытается разобраться в том, что есть зло и добро, сам отвечает за свою жизнь и поступки. Девиз: труд и упорство. |
Живопись | Франсуа́ Буше́ Антуан Ватто Уильям Хогарт | «За утренними сборами» «Капризница» «Замысел Компании Южных морей», «Модный брак» | показывали человеческие чувства, жизнь человека во всех её проявлениях; |
Музыка | Иоганн Себастьян Бах Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг Ван Бетховен | «Страсти по Матфею» Симфония № 40 Лунная соната | искренне любили человека, раскрывали его натуру, верили в лучшие качества людей |
Общий вывод:
Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы, вселяли в человеке уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды.