Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»
Согласовано Руководитель ШМО ________ /____________/ Протокол № __ от «__» __________ 20__ г. | | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ» ___________ /Жербанова Г.Н./
«___» _____________ 20___ г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мир моих интересов» для 2 класса
«Другой взгляд – другой мир»
Класс | 2 В |
Уровень образования | начальное общее образование |
Уровень изучения предмета | базовый |
Срок реализации программы | 2017-2018 учебный год |
Количество часов по учебному плану | 34 ч/год; 1 ч/неделю |
Рабочую программу составила | Белоусова Нина Максимовна |
Данная рабочая программа разработана в соответствии с со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ им. А. Цыденжапова», Уставом школы, Учебным планом МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ им. А. Цыденжапова », на основе программы «Мир моих интересов» НОУ «ОМУ» г. Томск |
г. Улан-Удэ, 2017 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Мир моих интересов» разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), МАОУ «СОШ №57 г. Улан-Удэ им. А. Цыденжапова», Уставом школы, на основе программы «Мир моих интересов» НОУ «ОМУ» г. Томск.
Место в образовательном процессе
На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, позволяющих расширить рамки образовательной программы. Неотъемлемой частью образовательной программы в школе на сегодня становится внеурочная деятельность, задача которой, в соответствии с ФГОС, организовать образовательный процесс с учѐтом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. Таким образом, нами видится проблема формирования модели внеурочной деятельности, которая поможет учащемуся встроиться в современное информационное, коммуникационное и социальное пространство.
Решить эту непростую задачу позволит образовательная программа «Мир моих интересов», которая направлена на развитие познавательного интереса учащихся 2 класса через создание связей между разными «мирами», с помощью информационно-образовательной среды, на основе практико-ориентированного подхода. Под информационно-образовательной средой мы понимаем пространство, организуемое всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель. Предполагаемый образовательный результат учащегося — формирование универсальных учебных действий. Поэтому особое внимание уделяется заданиям, развивающим аналитическое мышление, внимание, умение сопоставлять, сравнивать и систематизировать информацию.
Программа внеурочной деятельности учащихся 2 класса состоит из 34 занятий. Кроме развития познавательной сферы учащегося, на занятиях формируются также исследовательские, проектные умения и когнитивные способности, такие как:
1. умение видеть проблемы;
2. умение выдвигать гипотезы;
3. умение наблюдать, сравнивать;
4. умение формулировать вопросы;
5. умения и навыки проведения экспериментов (мысленных и практических);
6. умение добывать необходимую информацию различными методами (работа с дополнительной литературой, Интернетом);
7. умение работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность.
Актуальность Программы основывается на интересах, потребностях учащихся и их родителей. В Программе удачно сочетаются взаимодействие школы и семьи, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых.
Цель
Развитие познавательного интереса учащихся 2 класса через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход.
Задачи
Повышение учебно-познавательной мотивации.
Углубление знаний по предмету и, как следствие, повышение информационной культуры.
Улучшение динамики освоения функциональной грамотности (темпа чтения, развития речи, умения использовать логические операции).
Формирование у учащихся младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Приобретение коммуникативных навыков (работа в инициативных группах в рамках общей темы).
Методы обучения
Основная методическая установка Программы — деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта исследовательской и проектной деятельности, постановки и достижения цели в индивидуальной и групповой работе.
Использование разных форм организации работы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) позволяет сохранить активность детей. При системном использовании парной и групповой работы приобретаются навыки совместной деятельности и учебного сотрудничества.
Таким образом, при реализации программы «Мир моих интересов. Другой взгляд — другой мир», решаются следующие задачи:
— развитие личности школьника, становление его мировоззрения;
— развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
— духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Формы организации учебных занятий
Образовательное занятие в классе — комбинированное, характеризующееся сочетанием различных целей и видов учебной работы: активизация познавательного интереса, работа по осмыслению и усвоению нового материала, работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков.
Система подачи информации во 2 классе основана на сравнении двух миров: мира природы и мира человека. Поэтому особое внимание уделяется заданиям, развивающим аналитическое мышление, внимание, умение сопоставлять, сравнивать и систематизировать информацию.
Задания, предлагаемые учащимся в рабочей тетради, делятся на занятия в классе и упражнения дома. Разнообразие проблемных, творческих, поисковых заданий способствует формированию всех типов универсальных учебных действий (УУД).
Возможность реализовать полученные знания на практике даѐтся как дома, вместе с родителями, так и в классе.
Для развития УУД предлагается возможность использовать разнообразные формы организации деятельности: индивидуальная, парная и групповая формы.
Планируемые результаты
К концу учебного года предполагается развитие и формирование универсальных учебных действий у учащихся 2 класса: регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л) и коммуникативные (К).
Этап занятия | Универсальные учебные действия |
Организация начала занятия | – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (Л); – смыслообразование (установление связи между учебной деятельностью и еѐ мотивом) (Л); – целеполагание (определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя) (Р); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация субъектного опыта учащихся | – ориентирование в своей системе знаний, отличие нового от уже известного с помощью учителя (П); – анализ (выделение признаков), синтез (составление целого из частей), сравнение, обобщение (П); – проведение аналогий, выявление закономерностей, выводы (в том числе по результатам работы в паре, группе) (П); – установление причинно-следственных связей (П); – поиск и выделение информации (П); – использование знаково-символических средств (умение оперировать различными условными обозначениями — знаками, символами, схемами, графиками и т.д., перевод визуальных систем в вербальную и обратно) (П); – подведение под понятие (П); – планирование (Р); – прогнозирование (Р); – умение слушать и вступать в диалог (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – умение воспринимать разные позиции и мнения (К); – умение задавать вопросы (К) |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | – анализ (выделение признаков), синтез (составление целого из частей), сравнение, обобщение (П); – проведение аналогий, выявление закономерностей, выводы (в том числе по результатам работы в паре, группе) (П); – установление причинно-следственных связей (П); – поиск и выделение информации (П); – подведение под понятие (П); |
| – определение основной и второстепенной информации (П); – самостоятельная постановка цели, формулирование проблемы и создание алгоритма деятельности (П); – умение слушать и вступать в диалог (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – умение воспринимать разные позиции и мнения (К); – умение задавать вопросы (К); – умение договариваться (кооперация) и умение использовать ресурсы другого (согласованность) (К) |
Закрепление знаний | – анализ (выделение признаков), синтез (составление целого из частей), сравнение, обобщение (П); – проведение аналогий, выявление закономерностей, выводы (в том числе по результатам работы в паре, группе) (П); – установление причинно-следственных связей (П); – использование знаково-символических средств (умение оперировать различными условными обозначениями — знаками, символами, схемами, графиками и т.д., перевод визуальных систем в вербальную и обратно) (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (Р); – умение слушать и вступать в диалог (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – умение воспринимать разные позиции и мнения (К); – умение задавать вопросы (К); – умение договариваться (кооперация) и умение использовать ресурсы другого (согласованность) (К), осознание ответственности за общее дело (Л) |
Подведение итогов занятия. Рефлексия | – рефлексия способов и условий действия (П); – самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – умение воспринимать разные позиции и мнения (К); – нравственно-этическая ориентация (выделение нравственного аспекта поведения, соотнесение поступков и событий с этическими принципами) (Л) |
Мониторинг образовательных результатов включает в себя формирование портфолио как формы комплексной оценки УУД.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Успевай-ка! | 1 |
3 | Древнее оружие | 1 |
4 | Пикник | 1 |
5 | Всюду — жизнь! | 1 |
6 | Фотография | 1 |
7 | Названия предметов | 1 |
8 | Необычные животные | 1 |
9 | Зарождение жизни | 1 |
10 | Национальный костюм | 1 |
11 | Праздник в доме | 1 |
12 | Письма и открытки | 1 |
13 | Моя семья | 1 |
14 | Памятники культуры | 1 |
15 | Необычное на столе | 1 |
16 | Рождество | 1 |
17 | Названия животных | 1 |
18 | Подарки | 1 |
19 | Роботы | 1 |
20 | Автомобили | 1 |
21 | Творчество. Декор | 1 |
22 | Басни | 1 |
23 | Карта желаний | 1 |
24 | Знаки | 1 |
25 | Творчество. Карвинг | 1 |
26 | Деньги | 1 |
27 | Этикет | 1 |
28 | Самолѐты | 1 |
29 | Путешествие в мир газеты | 1 |
30 | Водные суда | 1 |
31 | Полководцы | 1 |
32 | Профессии | 1 |
33 | Игрушки | 1 |
34 | Праздник портфолио | 1 |
ВСЕГО | 34 |