– Ребята, вы сейчас услышали музыку. Скажите, пожалуйста, какой у нее характер? – Совершенно верно, это звучала полька. Скажите, когда чаще всего звучит полька? – А еще какую музыку вы можете назвать, которая звучит так же весело? –Вы назвали примеры вокальной музыки. Здесь нам очень помогает литературный текст .А примеры из инструментальной музыки вы можете привести? - Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? – Молодцы! Давайте сегодня поговорим с вами о такой музыке и назовем наш урок "Может ли музыка быть смешной?". – Представьте на минуту, что вы сидите в концертном зале, слушаете симфоническую музыку и вдруг начинаете улыбаться или даже смеяться. Подумайте и запишите в своих тетрадях, какой должна быть музыка, чтобы вызвать у человека улыбку или смех. – Я с вами согласна! Музыка должна быть именно неожиданной . Послушайте пьесу К.Сен-Санса «Черепахи» из цикла «Карнавал животных» и скажите, почему мы улыбаемся, слушая эту музыку? - Молодцы, вы очень точно почувствовали всю неуместность этой мелодии (здесь Сен-Санс цитирует канкан из оперетты Ж.Оффенбаха), ее «несовпадение» с названием всей пьесы. Сен-Санс просто взял очень популярную в то время, быструю и легкую мелодию, замедлил ее в несколько раз и опустил в нижний регистр. В итоге «Черепаха» получилась очень смешная. – Скажите, ребята, а композиторы - классики могли писать веселую, смешную музыку? –На самом деле и у Моцарта, и у Гайдна, и даже у Бетховена есть произведения, вызывающие веселый смех у слушателя. Послушайте «Музыкальную шутку» В.А.Моцарта и скажите, что в ней вы услышали веселого? – Совершенно верно. В этом произведении Моцарт изображает деревенский оркестр, исполняющий танец. В конце музыканты так устают, что совершенно невпопад и фальшиво берут последние аккорды. Все это вызывает улыбку у слушателей. В распоряжении композитора тысячи способов сделать музыку смешной. Он может неожиданно усилить звук как раз тогда, когда вы ждете тихой музыки. Или внезапно остановится посредине фразы. Или, как у Моцарта, поставить неверную ноту, неуместную в этом случае. Как видите, нам все время приходится употреблять слова: «неожиданно», «неуместно», «внезапно». Это не случайно. У музыкальной шутки тот же секрет, что и у шутки обычной: в ней таится какой-то сюрприз, в ней есть какая-то несовместимость. Есть еще один из способов насмешить слушателя, а вот какой, вы должны определить сами. –Правильно! А настоящим мастером смешного в музыке был Йозеф Гайдн.В его музыке не просто подражание – она остроумна! Гайдн все время веселит слушателя внезапными паузами, его музыка становится то громкой, то тихой; его быстрые мелодии напоминают шалости маленькой таксы, разыгравшейся в комнате. Шутки Гайдна очень коротки. Коротко и смешно – вот правила остроумия! Давайте под веселую песню немного потанцуем. Встали! Кто у нас сегодня будет хореографом? –А сейчас все садитесь на свои места, закрыли глаза и слушаем еще одно симфоническое произведение. Как вы думаете, в каком веке оно написано? –Вы очень верно заметили, что эта музыка кажется одновременно и старинной и современной. Прозвучал фрагмент «Классической симфонии» Сергея Прокофьева. Композитор преклонялся перед творчеством и личностью великого венского классика Й. Гайдна и создал свою «Классическую симфонию» как добрую шутку-пародию на старину Гайдна. По форме это настоящий Гайдн. Только у Прокофьева сюрпризы, неожиданные усиления звука, паузы – все преувеличено до смешного. Давайте разучим новую песню А. Варламова «Подари улыбку миру». (слова песни проецируются на экран) – Однако неправильно думать, что юмор в симфонической музыке обязательно должен вызывать смех. Он может быть просто веселым, игривым, озорным. Обычно такой юмор мы встречаем в особой части симфониия, которая называется «скерцо». Это итальянское слово означает «шутка». Но в музыке слово «скерцо» приобрело другое значение: «игриво», «простосердечно», «с юмором». Почти в каждой симфонии есть «скерцо», обычно это третья часть симфонии. Эта веселая часть имеет отношение к юмору, потому, что слушая ее, вы приходите в доброе расположение духа. А музыка для того и существует, чтобы люди были добрее. – Сегодня мы с вами убедились в том, что и среди целого моря серьезной симфонической музыки встречаются островки юмора и веселого смеха. Надо только уметь слушать и слышать эту музыку! – Наш урок подходит к концу. Поговорим о том, что мы узнали сегодня. Продолжите фразу: – Я сегодня узнал много нового о …………… - было непросто ……………. - у меня получилось ……….. - мне запомнилось…………… - дома я бы хотел(а)…………. – А сейчас на нашей «эмоциональной радуге» отметьте, пожалуйста, общее настроение урока. – И последнее, что мы должны сделать сегодня – придумать сиквейн. Посмотрим, что же у нас получилось? – Всем спасибо за урок, до свиданья! | Дети входят в класс под польку из балета «Золотой век» Дмитрия Шостаковича –Бодрый, веселый, игривый, и т.д. – На праздниках, концертах, Дети называют разные веселые песни Дети затрудняются ответить – О веселой, смешной музыке. Дети работают в тетрадях, а потом читают то, что написали (музыка должна быть озорной, веселой, неожиданной и т.д.) Слушание музыки и ответы ребят. Ребята могут назвать Шутку И.С.Баха, могут ничего не назвать Учащиеся замечают неожиданно звучащие фальшивые звуки в конце произведения Дети слушают «Курицу» Ж-Ф Рамо и определяют способ – подражание голосам птиц Под песню "Привет, ребята! Привет, девчонки!" все исполняют на месте танцевальные движения вместе с "хореографом" Ответы учащихся Вокально-хоровая работа Ребята поднимают карточки с выбранным «цветом» урока. Ребята работают в тетради |