Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6
Занятие организованной деятельности на прогулке
по Основам безопасности:
«Мир опасностей вокруг,
Береги себя, мой друг!»
Составитель: Карпенко Инна Владимировна
воспитатель I квалификационной категории
г. Донецк
2019 г.
Цель занятия.
Формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных ситуациях.
Задачи.
Образовательные:
Закрепить знания и навыки о безопасности поведения в различных ситуациях по основным разделам: Пожарная безопасность, Ребенок и другие люди, Ребенок и природа, Ребенок на воде, Здоровье ребенка, Ребенок дома, Ребенок на улицах города, Службы спасения.
Обучать основам личной безопасности.
Закрепить знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
Уточнить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Закрепить знания об опасных предметах.
Научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях.
Учить детей пользоваться номерами телефонов: 01, 02, 03.
Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
Формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома.
Развивать познавательную активность как участника дорожного движения, осторожность и осмотрительность на дорогах.
Развивать у детей способность видеть, осознавать и избегать опасности.
Развивать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать умение выслушать друг друга.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать связную речь у детей.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения на улице, в общественном транспорте, в лесу и дома.
Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям (животным, птицам, насекомым).
Воспитывать ответственность за себя и за других.
Воспитывать желание помочь окружающим, если они в беде.
Воспитывать чувство коллективизма.
Тип занятия.
Совершенствование знаний, умений и навыков.
Виды детской деятельности.
Речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, продуктивная, двигательная активность.
Форма занятия.
Конкурсно-игровая программа в вопросах и ответах с элементами театрализации.
Интеграция образовательных областей.
«Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Участники. Воспитанники подготовительной группы детского сада.
Словарная работа.
Безопасность, пешеходный переход, общественный транспорт, перекресток, названия дорожных знаков, светофор транспортный и пешеходный, съедобное и несъедобное, названия грибов и ягод, лесные пожары, купание, незнакомцы, опасные предметы, службы спасения.
Оборудование и материалы.
Ноутбук, билеты на автобус, светофор, красный, жёлтый и зеленый круг, нарисованный на асфальте перекресток, дорожные знаки на подставках, флажки цвета светофора, транспортный и пешеходный светофоры, дорожный знак «Дети» на подставке; лесные знаки, мусор, мусорный пакет, кегли с изображением грибов, сухие ветки, ведёрко с водой и ведерко с песком, две лопатки, нарисованные на асфальте кочки, гимнастическое бревно; знак «Купаться запрещено», удочка магнитная, магнитные рыбки с посланиями, ведерко; двухсторонние таблички с правилами «6 НЕ» на веревочках; лист ватмана, карандаши и фломастеры.
Костюм Шапокляк, дамская сумка и игрушка крысы; кошелек на верёвочке, стрела, записки; спички; (динамит) на веревке.
Кепка водителя и руль. Костюм Ёжика, корзина и палочка-выручалочка. Костюм золотой рыбки, корона.
Аудиозапись песни старухи Шапокляк.
Предварительная подготовка.
Беседа о правилах дорожного движения «Правила дорожные».
Дидактические игры «Дорожные знаки» и «Дорожная азбука».
Просмотр мультфильмов по правилам дорожного движения.
Просмотр мультфильмов по правилам поведения в общественном транспорте.
Беседы о безопасности в быту, на улице, на воде, на природе.
Просмотр презентации, мультфильмов и обучающих видеороликов «Правила поведения на природе и в лесу».
Беседа о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Просмотр презентации «Правила поведения на воде».
Просмотр мультфильмов и презентации по правилам поведения на улице.
Беседа о незнакомцах и поведении детей с незнакомыми людьми.
Беседа об опасных предметах в быту.
Беседа об электроприборах.
Чтение и разучивание стихотворений о правилах пользования опасными предметами.
Беседа о номерах телефонов экстренных служб.
Обыгрывание ситуативного разговора «Если случилась внезапно беда» и «опасные предметы».
Дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно – не опасно», «Кто быстрей потушит дом».
Чтение художественной литературы.
Методы и приемы работы с детьми.
Беседа с вопросами, требующими констатации, побуждающими к мыслительной деятельности.
Подвижные игры с выполнением логических заданий.
Показ и рассматривание иллюстраций.
Ситуативные игры.
Практическое задание с репродуктивными действиями.
ХОД
организационной деятельности на прогулке
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы часто слышите: «Туда не ходи! Это не бери! Так нельзя!» Почему вам так говорят? (Дети отвечают).
Любой неосторожный поступок может нанести вам вред, поэтому нужно соблюдать правила. Скажите, можно ли прожить без правил? (Дети отвечают: Нет).
Звучит песня старухи Шапокляк (сл. Э. Успенский, муз. В. Шаинский) из мультфильма «Крокодил Гена» киностудии "Союз мультфильм", режиссер Р. Качанов, 1969 г.
На фоне музыки выходит старуха Шапокляк. Из её сумки выпрыгивает крыса Лариса. Дети пугаются.
ШАПОКЛЯК (к бесстрашным детям или воспитателю): Ты не боишься крыс? (Отвечают: Нет.)Темнота! Лариска, ко мне!
(Обращаясь к детям) Это у вас тут учат плохому? (Дети отвечают). Хорошо, что вы маленькие.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему?
ШАПОКЛЯК: Очень просто. Вы прячетесь и вас не видно. Мы бросаем кошелёк на верёвочке. Прохожий нагибается, а кошелек убегает. (Смеётся).
Здорово? Здорово, а?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Нет, не здорово и даже очень глупо. Вы согласны со мной, ребята?
(Дети отвечают: Да!)
ШАПОКЛЯК (возмущённо): Что? Тогда я объявляю вам войну. Привет! (Уходит).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Надеюсь, ребята, вы не будет поступать так же, как Шапокляк?
(Дети отвечают: Нет, не будем).
Шапокляк бросает стрелу с запиской.
ВОСПИТАТЕЛЬ (заметив стрелу): Что это прилетело? (Дети отвечают).
Это проделки Шапокляк.
(Поднимает записку, читает).
Вам домой не попасть. Заблудиться и пропасть! Шапокляк. (Обращаясь к детям) Ребята, эта старушка может натворить много бед. Нужно догнать её и помешать ей. Мы отправляемся в путешествие на автобусе. Чтобы купить билет на автобус нужно ответить на вопросы о правилах дорожного движения.
Дети подходят к импровизированной кассе и покупают билеты, отвечая на вопросы.
- На какое животное похож пешеходный переход? (Зебру).
- Сколько глаз у светофора? (Три).
- Как называется дорога, по которой ходят пешеходы? (Тротуар).
- Где люди ждут транспорт? (На остановке).
- С кем можно переходить дорогу? (С взрослыми).
- Можно ли идти толпой, толкаться?
- Можно ли перебегать улицу на красный свет светофора?
- Можно обходить стоящий автобус спереди?
- Можно выбегать и играть на проезжей части?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, расскажите, как нужно вести себя в общественном транспорте. Какие правила поведения в транспорте вы знаете?
Дети отвечают:
- При входе в транспорт не толкаться, пропускать вперёд пожилых людей и женщин.
- Нельзя останавливаться у самого входа, мешать проходу других пассажиров.
- Нельзя заходить в транспорт с едой и напитками. (Чтобы не испачкать пассажиров и самого себя, лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду).
- Нельзя шуметь, толкаться, громко разговаривать, жестикулировать, мешать окружающим.
- Нельзя проходя по салону расталкивать людей локтями. (Вежливо попроси уступить тебе дорогу).
- Быть вежливым. (Слова «будьте добры», «извините», «спасибо» сделают приятной поездку для всех. Дарите добро и улыбку людям, и они ответят вам тем же).
- Нужно уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.
- Нельзя сорить.
- Нельзя отвлекать водителя во время его работы.
- Нужно обязательно держаться за специальные ремни или поручни.
ВОСПИТАТЕЛЬ: У всех есть билеты? (Дети отвечают) Тогда в путь!
Дети становятся парами, имитируя автобус. Из числа детей выбирается водитель автобуса. Воспитатель называет направление (право, лево) или препятствие (кочка, ямка). Дети, услышав команду, поворачивают в нужную сторону, прыгают или приседают. Игра повторяется несколько раз.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Водитель, остановите автобус! Смотрите, дети, не работает светофор и вся улица стоит. Не случилось бы беды.
(Дети останавливаются).
Починить его нам нужно.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно.
Я буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно и отвечайте.
Воспитатель ответившему правильно ребенку дает круг угаданного света светофора, чтобы ребенок прикрепил его на место, к светофору.
Посмотри-ка, кто такой
Нам велит: «Шагать постой!»?
И сигнал: «Путь опасный!»
Стой и жди, пока я …? (Красный).
У светофора свет горит —
«Приготовьтесь» — говорит.
Что за свет? (Желтый).
Ты не бегай, не играй,
Где автобус и трамвай!
Будь, малыш, всегда смышленый
И шагай на свет …? (Зеленый).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Быстро справились с заданием и восстановили движение на улице.
Выходит Шапокляк и перемешивает дорожные знаки на размеченной на асфальте дороге.
ШАПОКЛЯК: Вы у меня попляшите!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Что вы бабушка творите?
На дорогу посмотрите.
Делать так не безопасно
Много случаев несчастных
Может здесь произойти.
ШАПОКЛЯК: Бабушка?! Грубияны! Темнота!
Убегает, прячется, выглядывает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Необходимо быстро расставить знаки на свои места, чтобы не произошли аварии и не пострадали люди.
Дети строятся в одну колонну и по очереди переставляют по одному дорожному знаку на свое место.
Во время игры Шапокляк несколько раз выбегает из-за угла и повторно перемешивает знаки.
Игра повторяется несколько раз.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Быстрые и ловкие, знатоки дорог! Молодцы!
Шапокляк выбегает на площадку, хватает знак «Дети».
ВОСПИТАТЕЛЬ (обращаясь к Шапокляк): Стойте! Остановитесь!
ШАПОКЛЯК (дразнится): Стой, постой – карман пустой! Стой, постой – карман пустой! (Убегает).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вредная старушка похитила дорожный знак. Какой? (Дети отвечают). Теперь всем нам грозит опасность. Некому предупреждать водителей о том, что рядом находится школа и детский сад. Мне даже страшно представить, что может случиться. Надо отправляться в погоню и вернуть дорожный знак на место. Становимся парами и представляем, что мы в воображаемых автомобилях. Один из вас водитель, второй… кто? (Дети отвечают: Пассажир).
На дороге нам встречаются светофоры. Во время движения не забывайте обращать на них внимание.
Дети становятся в колонну по двое и начинают движение парами.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Накачаем вместе шины.
Сядем дружно на машины.
Стоп машина! Стоп шофер!
На дороге светофор!
Красный цвет – хода нет.
Желтый осторожно!
А зеленый свет горит,
Значит, снова путь.
Воспитатель поднимает флажки света светофора в хаотичном порядке. На красный свет дети останавливаются, на желтый – заводят машины, на зеленый – едут.
Игра повторяется несколько раз.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что за чудо? Что за диво? На дороге два дозорных. Светофор трехглазый и светофор двуглазый. Как такое может быть? Может, дети, вы знаете, что это за светофоры?
Дети отвечают: Светофор транспортный и пешеходный. Светофор, состоящий из трёх цветов, управляет движением машин. Светофор, состоящий из двух цветов, управляет пешеходным движением.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Загорелся свет зеленый! В путь отправимся друзья.
Дети продолжают движение на воображаемых машинах.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кажется, наш знак нашёлся. Дети это он? (Дети отвечают). Знак изменился. Что с ним не так? (Дети отвечают: Знак перечеркнут). Существует ли такой знак? (Дети отвечают: Нет).
Шапокляк спряталась в этом лесу. Лесным жителям грозит опасность. Мы должны им помочь.
Запомните, пожалуйста. В лес без взрослых НЕ ХОДИТЬ. Не надо убегать и прятаться от родителей. Чтобы в чаще заблудиться мало надобно труда.
Становитесь парами, мы заходим в лес.
Дети становятся в две колонны, берутся за руки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, Шапокляк нигде не видно? (Дети отвечают: Нет). Ой, кажется, мы заблудились. Дети, что же нам делать? (Дети отвечают: Кричать «АУ!»). Давайте позовем на помощь.
Дети делятся на две команды. Каждая команда несколько раз по очереди кричит «АУ». Кто громче, тот и победил.
На крик «АУ» приходит Ёжик с палочкой-выручалочкой и корзинкой.
ЁЖИК: Что за шум? Что за гам? Вы разве не знаете, что в лесу шуметь нельзя? Это пугает многих животных и птиц. Хищников же громкий голос человека может привлечь.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Уважаемый Ёж, мы заблудились и звали на помощь.
ЁЖИК: Отправляясь в путешествие по лесным тропинкам, запоминайте дорогу по деревьям необычной формы или пням.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо за совет, мы его обязательно запомним. Правда, ребята?
(Дети отвечают).
ЁЖИК: Есть много и других правил, которые нужно знать и соблюдать в лесу и на природе. О них мне помогут рассказать мои волшебные знаки.
Ёжик достаёт из корзины знаки.
ЁЖИК: Что нарисовано на знаке? О чём он нам говорит?
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Не ломайте ветки деревьев и кустарников. От этого они погибают.
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Не рвите цветы с корнями, поскольку это может нанести непоправимый вред. (За вами пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения вызывают сильное раздражение кожи. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других насекомых.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Ни в коем случае не выносите животных и насекомых из леса.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Лес – их дом родной, без него они погибнут.
Отправляясь на прогулку в лес, как можно защититься от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров)?
Дети отвечают: Надеть длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намазать средством от насекомых.
ЁЖИК: Конечно, насекомые будут кусаться, ведь для них вы большая и вкусная еда.
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Нельзя приближаться к животным.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Запрещено бросать в них чем-либо и пугать, это может разозлить их.
Помните, что змеи, лягушки и ящерицы могут быть ядовитыми.
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Не разоряйте гнезда птиц и муравейники.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Если увидели яйцо или услышали крик птенцов, не приближайтесь, не лезьте туда. Птицы сюда не придут никогда.
А муравьи – лесные санитары. Они прогоняют прочь вредных жуков.
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Не оставляйте после себя мусор и не закапывайте его!
Шапокляк выбегает на поляну с мусором в руках: бумага, целлофановый пакет, стеклянная банка, пластиковая бутылка, железная банка и кожура от фрукта или овоща.
ШАПОКЛЯК: Я вам устрою сладкую жизнь.
Разбрасывает мусор на поляне.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Опять вредная старушка постаралась.
(Обращаясь к детям) Бумага, бутылки и другие вещи попросту загрязняют местность.
ЁЖИК: Еще они несут угрозу для животных и птиц.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мусор, который нельзя закопать (стеклянные бутылки, железные консервные банки, бумага, пластиковые пакеты и т.д.), необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.
Ребята, давайте соберем мусор или закопаем его.
Дети собирают мусор. Воспитатель спрашивает у детей, положить его в пакет или закапать.
Ёжик показывает знак. Дети отвечают: Не портите несъедобные грибы.
ЁЖИК: Собирайте только известные вам грибы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Обязательно покажите собранные грибы взрослому. Не трогайте и ешьте неизвестные ягоды, плоды и грибы. Некоторые из них могут быть смертельно опасны.
Не топчите и не ломайте несъедобные грибы, они нужны лесным зверятам. Многие животные едят и даже лечатся ими.
ЁЖИК: Дети, какие съедобные грибы вы знаете? (Дети отвечают).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите сколько грибов на поляне! Давайте соберем их. Помните, в корзинку собирать только съедобные грибы. Несъедобные мы оставляем на полянке.
На полянке под кустами расставлены кегли с изображениями грибов. Дети делятся на две команды. Их задача: собрать в корзины съедобные грибы. Трогать и задевать несъедобные грибы запрещается. Побеждает та команда, которая быстрее соберет грибы, не затронув несъедобные.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!
ШАПОКЛЯК: Посмотрите, сколько сухих веток. Давайте зажжем костер.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, разве можно разжигать костер в лесу? (Дети отвечают: Нет).
ЁЖИК: Пожары лесные – большая беда! Погибнут деревья, и звери, и птицы…
ВОСПИТАТЕЛЬ: Нельзя оставлять костёр без присмотра или непотушенным после покидания стоянки. Уезжая, обязательно залейте костер водой и подождите, пока он полностью потухнет.
Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар может начаться из-за брошенной горящей спички, непогашенного костра и даже из-за осколка стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла собирает солнечные лучи в одну точку, от чего может загореться сухая растительность.
Запомните ребята, что небольшое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели.
ШАПОКЛЯК: Я вам покажу, как Шапокляк обижать, туристы несчастные. Сейчас вы у меня попрыгаете.
Шапокляк собирает две горки сухих веток и поджигает их.
ЁЖИК: В лесу пожар! В лесу пожар!
ШАПОКЛЯК: Здорово!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Не здорово. Разве вы не знаете, что опасно разжигать костер в лесу? (Обращаясь к детям). Чтобы не случилось большой беды, нам нужно его потушить.
Дети делятся на две команды. Участники первой команды по очереди тушат огонь водой, участники второй – землей (песком). Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дыма нет. Огонь потушен. Вы большие молодцы!
ЁЖИК: Постарайтесь соблюдать лесные правила.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо Ёж! Мы всё запомнили. Как нам выйти из леса?
ЁЖИК: Чтобы выйти из леса, идите по этой тропинке, потом вдоль реки и вы в детском саду.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо тебе. До свидания!
ЁЖИК: Берегите природу.
Ёж уходит.
Дети и Воспитатель идут по тропинке.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, впереди болото и овраг. Преодолеть их нам помогут маленькие кочки-островки и узкий мостик.
Дети по очереди преодолевают препятствия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сильные, Смелые, Ловкие, Умелые! Молодцы ребята!
Выходит Шапокляк.
ШАПОКЛЯК: Ой, река. Давайте купаться! Будем нырять, брызгать, толкаться!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Можно так себя вести, ребята? (Дети отвечают: Нет, нельзя).
Воспитатель вешает табличку «Купаться запрещено».
ШАПОКЛЯК: Значит, будем рыбу ловить. Лариска, динамит!
Из сумки Шапокляк появляется крыса Лариска с динамитом. Шапокляк размахивается, крутит динамит над головой.
Появляется Золотая Рыбка.
РЫБКА: Остановись! Не губи меня и царство моё подводное.
Шапокляк замирает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, это же золотая рыбка. (Обращаясь к Шапокляк) Не шали ты так с природой. Отложи свой динамит.
Шапокляк убирает динамит в сумку.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Разве можно так рыбачить? (Дети отвечают). Только губишь ты природу. (Обращаясь к детям) Ребята, не всегда человек живет в дружбе с природой и ее обитателями. Каждый может обидеть природу, причинить ей вред. Мы должны сохранить наш дом-природу.
РЫБКА: Спасибо вам за помощь, юные друзья. В награду я дам вам удочку не простую, а волшебную. Забросьте её в воду.
Золотая Рыбка отдает удочку
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо рыбка золотая.
ШАПОКЛЯК: Слушай золотая рыбка. А три желания исполнить?
РЫБКА: Что? А вы сплели невод? А вы его трижды закинули в реку? А вы меня поймали? Палец о палец не ударили, а туда же: «Я хочу». (Уплывает).
ШАПОКЛЯК: Подумаешь, килька несчастная. (Обращаясь к детям) А вы простофили. Удочку им подарили.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Недаром народная мудрость гласит: без труда… (Дети продолжают: Не вытащишь рыбку из пруда). И эта удочка не простая. Давайте забросим её в реку, и обязательно что-то поймаем.
По реке разбросана рыба с посланиями (загадки и правила). Дети по очереди ловят её удочкой. Пойманную рыбу кладут в ведерко.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Нам попалась рыба с посланием. (Открывает послание и читает)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Дети отвечают: Солнце).
В солнечную погоду всегда надевайте головной убор. Иначе можно получить тепловой удар или солнечные ожоги.
Дети проговаривают правило.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, да рыбка. Вот угодила! Ребята, кто еще хочет выловить рыбку?
Дети продолжают по очереди ловитьрыбу удочкой.
Хочешь в воду ты ныряй,
Хочешь на песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что это за место? Это - ... (Дети отвечают: Пляж).
Купаться можно только в разрешённых местах и в присутствии взрослых.
Дети проговаривают правило.
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (Дети отвечают: Река).
И большим, и детям
Хочется сказать:
В незнакомом месте
Вам нельзя нырять!
Нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться бревна, камни, коряги, стекла…
Дети проговаривают правило.
ШАПОКЛЯК: А крокодилы не ловятся?
ВОСПИТАТЕЛЬ: В нашей местности они не водятся.
Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (Дети отвечают: Берега).
На высоком берегу,
Дети не играйте!
Из-под ног уйти земля
Может, так и знайте!
Не стойте и не играйте в местах, откуда можно упасть в воду.
Дети проговаривают правило.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Дети отвечают: Озеро).
Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья.
Дети проговаривают правило.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Шапокляк, и вы попробуйте поймать рыбку. У вас обязательно получится.
Шапокляк подходит, берет удочку, ловит рыбу.
Здесь — куда не кинем взор —
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
Чайки кружат на просторе
Вы узнали? Это… (Дети отвечают: Море).
Если развлекаться будешь на воде,
Проследи, чтоб шутка не вела к беде…
Не топи другого – может оказаться,
Что воды случится другу наглотаться.
Не балуйся в воде, не дерись и не мешай плавать другим.
Дети и Шапокляк проговаривают правило.
Шапокляк достаёт из сумки записку и отдаёт её воспитателю.
ВОСПИТАТЕЛЬ (читает): Я больше не буду. Шапокляк. (Обращаясь к детям) Действительно, волшебная удочка. Но нам пора возвращаться. Присоединяйтесь к нам, уважаемая Шапокляк.
ШАПОКЛЯК: С удовольствием!
Дети и Шапокляк становятся на корабли.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, пропустите даму вперёд.
ШАПОКЛЯК (смущаясь): Дама… Спасибо.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Если вы в лодке поплыть захотите,
То обязательно дети учтите:
Можно кататься весь день до заката,
Только раскачивать лодку не надо!
ШАПОКЛЯК (обращаясь к детям): Опустить паруса, поднять якорь. Полный вперед!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Держим курс на детский сад!
Шапокляк подает команды: опустить паруса, лево руля, право руля. Дети поднимают и опускают руки, поворачиваются вправо, влево. Игра повторяется несколько раз.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Впереди земля! Вижу детский сад!
ШАПОКЛЯК (обращаясь к детям): Стоп кораблик! Опустить якорь.
Все спускаются на землю, идут на детскую площадку.
ШАПОКЛЯК (обращаясь к детям): Не разбегайтесь и не шалите. На улице вас подстерегают опасности. (Пугая детей) Незнакомец может схватить вас и утащить! Или ещё что-нибудь случиться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Будьте внимательны и осторожны! Запомните Правила «6 НЕ».
ШАПОКЛЯК: Не простые правила повисли на площадке, как листики на дереве. Постарайтесь их достать, держаться крепко и не упасть.
На спортивной лестнице развешены карточки 6-ти правил поведения детей на улице. С одной стороны карточек написано «НЕ», с другой – правило. Карточки повернуты правилами к лестнице.
Дети по очереди поднимаются по лестнице и снимают по одному правилу. Шапокляк зачитывает правила.
ШАПОКЛЯК (читает):
Не играйте на стройке!
Что с вами может случиться?
Не трогайте чужие вещи и подозрительные предметы!
К чему это может привести?
Не дразните собак!
Почему?
Не наступайте на люки!
Что произойдёт, если наступить?
Не разговаривайте с незнакомцами, ничего у них не берите, не садитесь к ним в машину!
Если вас пытаются увести насильно, громко кричите: «Помогите! Я его не знаю!»
Что можно ожидать от незнакомца?
Не уходите далеко от дома, гуляйте в своём дворе! С наступлением вечера идите домой.
Что с вами может случиться?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Запомните правила и никогда не нарушайте.
ШАПОКЛЯК: От правил нам не спрятаться, не скрыться ни в небе, ни в воде, на улице и дома. Без правил нам нельзя, мои юные друзья.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пойми одно, где б ни был ты, от бед себя убереги.
ШАПОКЛЯК: Ребята мы с вами вспомним, какие неприятности могут встретиться дома. Я буду называть вам ситуацию. Если вы согласны, хлопаете, если нет – топаете. Давайте попробуем. (Дети хлопают и топают).
Нельзя с розеткой играть, шпильку, гвоздь туда совать! (Хлопают).
Дело кончится бедой: ток в розетке очень злой!
Спички весело горят, буду с ними я играть! (Топают).
Знаю я теперь друзья, что с огнём играть нельзя! (Хлопают).
В уши, нос нельзя совать мелкие предметы. (Хлопают).
Могут там они застрять – помните про это!
Я на кухне поиграю,
Газ на печи зажигаю. (Топают).
Вилки, ножницы, иголки - опасные предметы. (Хлопают).
Вы с этим согласны, дети? (Дети отвечают: Да). Почему это опасные предметы? (Дети отвечают: Потому что ими можно пораниться).
Лекарства и таблетки
Нельзя тайком глотать! (Хлопают).
Об этом наши детки
Обязаны вы знать.
Устроим в доме мы потоп,
И по лужам топ-топ-топ. (Топают).
Если позвонил звонок,
Посмотри сперва в глазок.
В гости кто пришёл, узнай
И чужим не открывай! (Хлопают).
Очень опасно к плите приближаться:
Может она загореться, взорваться… (Хлопают).
Начал гвоздик забивать,
Попал по пальчику опять. (Топают).
Играть со спичками нельзя! (Хлопают).
Огонь опасен, к сожаленью, для всех людей без исключенья!
Утюг опасен, каждый знает, его я больше не включаю. (Хлопают).
Если дотронуться до горячего утюга, что может произойти?
(Дети отвечают: Ожог, боль). А если забыли выключить утюг, то может произойти пожар!
Вода кипит, вода бурлит.
Налью я в кружку – чай попить. (Топают).
Опасны шалости с огнём!
Пострадает целый дом. (Хлопают).
На балконе я играюсь:
Бегаю и кувыркаюсь. (Топают).
Чего нельзя делать на балконе и почему? (Дети отвечают: Бегать, прыгать, кувыркаться, переваливаться; можно упасть).
На подоконник я сажусь.
Высоты я не боюсь. (Топают).
Руки мыть перед едой
Не забудем мы с тобой. (Хлопают).
Грязные фрукты и овощи с грядки
Нет, мыть не стану, так съем их, ребятки. (Топают).
ШАПОКЛЯК: Молодцы ребята, на все правильно ответили!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Любые предметы и вещи могут быть одновременно и полезными для человека, и подвергать его большой опасности. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила, которые помогут избежать неприятностей.
Расскажите дети, чем можно заняться дома, когда вы остаётесь одни, и родителей нет рядом? (Дети отвечают: Рисовать, лепить, играть с любимыми игрушками, смотреть интересные мультфильмы).
Давайте вспомним самые важные службы спасения и их номера телефонов. (Дети отвечают:01 - пожарная часть, 02 – милиция,
03 - скорая помощь).
ШАПОКЛЯК: Потрудитесь всё это никогда не забывать
ВОСПИТАТЕЛЬ: Оставайтесь у нас, уважаемая Шапокляк. У нас как раз нет педагога по труду.
ШАПОКЛЯК: Значит так, я буду у вас педагогом по труду. Я научу вас делать рогатки и управлять всеми видами транспорта.
ДЕТИ: И самолетом?
ШАПОКЛЯК: И самолётом… (Задумчиво) Если я его добуду.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Встаньте дети, встань в круг!
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмись,
И друг другу улыбнись
(Дети становятся в круг и улыбаются друг другу).
Ребята, когда мы вернемся в группу, предлагаю сделать красочный плакат, который всегда будет напоминать нам, как не попасть в беду.
ШАПОКЛЯК: Прекрасно! Я вам помогу. Стройтесь за мной.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вагончики поезда «Звездочёт» встали по местам. Можно давать гудок и отправляться в детский сад.
Шапокляк издаёт гудок поезда, и все идут в детский сад.
Список использованной литературы.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.
Малюшкина Е.А. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. А.Б. Романовой. – М., 2009.
Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа / Автор–сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей.
Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2005.
Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3- 7 лет. / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Ушинский К.Д. Страх и смелость / Ушинский К.Д. // Избр. Пед. Соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1974.
Шорыгина Т.Л. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Электронные ресурсы.
Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ / Р. А. Должикова, О. А. Ботникова. [Электронная версия]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proghramma-kruzhkovoi-raboty-azbuka-biezopasnosti.html
Холин Е. Как непослушная хрюшка едва не сгорела. [Электронная версия]. Режим доступа: https://studopedia.net/3_56395_holin-e-kak-neposlushnaya-hryushka-edva-ne-sgorela.html
Хоринская Е.Е. Спичка-невеличка. [Электронная версия]. Режим доступа: https://infourok.ru/poznavatelnoe-zanyatie-chudo-derevo-854188.html