Мероприятие по экологии « Мир под ногами»
Для учеников начальной школы.
Рекомендуется посмотреть художественный фильм «Необычные приключения Карика и Вали»
Ведущий:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Ведущий
– Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.
1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Учащиеся читают стихи.
1. Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
2. В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
КАКОЕ СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ ? (насекомые) СЛАЙД
Как называется фильм о насекомых, который мы с вами посмотрели?
Что поняли ребята, побывав в мире насекомых?
С какого насекомого всё началось?
Стрекоза, на которой летели дети, без устали поедала мух, бабочек и комаров. Если бы ребята решили дать своему живому самолету имя, то лучше, чем «смерть комарам и мухам» они, пожалуй, не могли бы придумать.
Как профессор узнал, где искать детей?
Попробуйте узнать насекомых по фотографиям. СЛАЙДЫ
Ребята каждого класса подготовили рассказы о насекомых, давайте их послушаем.
1.СТРЕКОЗА
Стрекоза, стрекоза,
Любопытные глаза,
То летит она вперед,
То висит, как вертолет,
Над водой голубой,
Над травой луговой,
Над поляной лесной…
Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные… У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги!
Все ты видишь, стрекоза,
Телевизоры-глаза!
Твой стрекочущий полет,
Будто в небе вертолет,
А при «экстренной» посадке
Выставляешь смело лапки.
2 Пчёлки и осы
Пчёлки бывают разными. У одних пчёлок полосочки на спине начинаются с рыженькой, а у других – с черненькой. Пчёлки с рыже-чёрными полосочками летают дружной стайкой, а пчёлки с чёрно-рыжими полосочками – нет. Эти одинокие пчёлы – пчёлы-разведчики. Одна чёрно-рыжая пчёлка подлетает к кусту сирени, видит, что опасности нет, и зовёт остальных. Остальные пчёлки прилетают и собирают нектар с распустившихся цветов.
Пчёлки дружные и пушистые
Под окошком моим жужжат,
Пчёлки добрые и хорошие
Собирают с цветов нектар.
И с горшочками, доверху полными,
Улетают они домой
В место полное и укромное,
Скрыто, что от толпы людской.
Пчёлки-пчёлоньки, вы жужжунчики,
Что окрашены
В рыже-чёрный, красивый цвет.
Пчёлы-пчёлочки, вы пушистики,
Вас милее на свете нет!
2
3. Муравьи
В лесу живут муравьи. Они постоянно бегают по полянкам в поисках самых разных палочек и веточек для своих домиков. Домики похожи на маленькие кучки. Домики бывают разные.
Есть домики – общежития для муравьёв: это та же самая кучка, но только побольше. У муравьёв есть ещё большой королевский дом, в котором живут король с королевой, вся их семья и придворные.
Есть муравьи – строители, добытчики и лесорубы. Муравьи – строители делают домики в большом человеческом кирпиче. Есть ещё муравьи, которые добывают еду. Есть муравьи, которые носят материалы для строительства.
Пещерные муравьи собирают золото и серебро в громадные склады. А муравьи, собирающие природные растения, например, мох, делают из него мягкие постельки.
Муравей несёт поклажу.
Отойду с его пути.
Ну и ноша!
Страшно даже...
Это ж дерево почти!
Говорю ему:
- Приветик!
Хочешь, парень, помогу! -
Ничего он не ответил.
Занят — ясно дураку...
Был он занят,
Было поздно,
Было не до болтовни.
Муравьи — народ серьёзный,
Деловой народ они!
4. КУЗНЕЧИК
По траве кузнечик ловкий
Скачет из конца в конец.
Быстролетные подковки
Подарил ему отец.
На нашей планете обитает почти семь тысяч видов кузнечиков. Они живут на всех континентах, кроме Антарктиды. Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве.
У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки, которым позавидуют и другие признанные прыгуны животного мира. Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а скрекочут они… крыльями. Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.
ПЕСНЯ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»
МУХА
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку,
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали».
Вы, конечно, не раз видели муху. Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза, которые состоят из множества мелких глазков-фасеток. Каждый большой глаз состоит из четырех тысяч фасеток. Каждый такой глазок дает собственное маленькое изображение. У мухи хорошее обоняние благодаря ее коротким, но пушистым усикам.
Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Интересно, что мухи некоторых видов могут сообщать другим мухам о том, что обнаружена пища. Муха, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет. Если предмет годится в пищу, муха улетает и с помощью специального вещества передает эту информацию другим мухам.
Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. Живет муха всего 30–45 дней
Сценка «Как насекомые муху спасали»
(1пчела):
Что-то милые подружки,
Пчелки-золотые брюшки,
Мы забыли о делах…
Нам пора улетать,
Чтоб нектар собирать.
(2 пчела): (достает бинокль)
Осмотрю сейчас я местность,
Изучу я всю окрестность,
Что б найти такое поле,
Где цветов растет поболе.
Из цветов мы все втроём
Нектара много соберём
Кто-то там вдали летит,
Машет крыльями, спешит.
(3 пчела):
Покажи-ка, покажи…(берёт бинокль)
Это муха –цокотуха
Позолоченное брюхо.
Да как будто бы не в духе?
Полетим навстречу мухе…
Таня (пчела 2):
Муха наш тебе привет!!!
На тебе лица ведь нет!!!
. (муха):
Говорить мне недосуг.
Сейчас сюда придёт Паук.
Он хочет муху погубить,
Что мне делать, как мне быть?
(пчела 3)
Давайте муху, защитим,
И в обиду не дадим!
(муха прячется среди всех насекомых)
(паук):
Я сильный, я смелый,
Я ловкий паук.
Имею я в целом
Шесть ног и шесть рук.
Встречая меня на дороге,
Скорей уносите все ноги.
Эй, насекомые, вы везде летали,
А Мухи-цокотухи нигде не встречали?
(замечает Муху)
Ах, вот она!!! Какой я молодец!!!
Ну что, глупышка Муха,
Тебе пришел конец.
Ведущий:
Ну что же насекомые,
Скорей вставайте в круг.
Не получит муху
Не за что паук.
Крепче за руки беритесь,
Что бы злой паук
Не прорвал ваш круг.
(дети делают круг, муха в центре, паук пытается попасть в круг)
Паук:
Вы выиграли,
Мне это неприятно.
И почему случилось так,
Совсем мне непонятно.
Остаться здесь мне нет причины,
Пойду скорей в родную паутину.
КОМАР
Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. Голову самцов украшают перистые усики, самок усики гладкие. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.
На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни. Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.
БОЖЬЯ КОРОВКА
С моей ладошки очень ловко
Взлетает маленький жучок.
За что зовут его коровкой,
Никто ответить мне не смог!
Божья коровка – распространенное насекомое. Наверняка каждый летом сажал божью коровку на руку и приговаривал: «Божья коровка, лети на небо, принеси нам хлеба, черного, белого, только не горелого».
Наши предки наделяли божьих коровок волшебными качествами. У древних славян этот жучок олицетворял Ярило – могучего бога Солнца. Божью коровку легко узнать по однотонному туловищу с цветными вкраплениями. Свое название этот жук, вероятно, получил из-за того, что по окраске напоминает корову, кроме того, в случае опасности эти насекомые выделяют из коленных суставов желтоватую жидкость с резким запахом, в народе ее называют «молочком», а «божья» – из-за его безобидности.
На самом деле божьи коровки – хищники. Они питаются тлей, мучнистыми червецами, белокрылками, листоблошками и другими мелкими насекомыми, которые истощают растения.
Божья коровка
Мне на пальчик села.
«Божья коровка,
Ты куда летела?
И куда, малютка,
Ты теперь спешишь?
Скоро пальчик кончится,
Ты и улетишь.
Мы вам загадки, вы нам отгадки.( 4 человека, ответ дают картинками)
- Какой жук носит название месяца?
- Ростом мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю.
- Зеленая пружинка
Прыгает с цветка на травинку
- Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
- Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
ЭТО интересно
1. Как узнать, что это насекомое?
Ответ: У всех насекомых по 6 ног, если больше или меньше или вовсе нет, то это не насекомое.
2. Какие приспособления для выживания имеют насекомые?
Ответ: Маскировка в виде окраски: рисунок и цвет под цвет коры, травы и т. д., некоторые насекомые замирают, другие издают треск, например жук-бомбардир, чтобы испугать
3. Чем питаются насекомые?
Ответ: Есть растительноядные и хищники.
4. Привести примеры растительноядных насекомых и хищных.
Ответ: Саранча-растительноядное насекомое, стрекоза и божья коровка –хищные.
5. Бывают ли насекомые детишками? Поясните.
Ответ: Нет. Бабочки, стрекозы, мухи, жуки появляются на свет сразу взрослыми. Насекомые откладывают яички, а из яичек появляются личинки (у жуков, мух, стрекоз) и гусеницы (у бабочек). Затем они превращаются в куколку. А из куколки появляется взрослое насекомое. Затем все повторяется
6. Какие насекомые едят сами себя?
Ответ: Саранча не чувствительна к боли, она грызет свои передние лапы, потом нижнюю часть туловища
Однажды по темному лесу
Пошли погулять вечерком
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
В лесу разбрелись. Угощались —
Кто вкусной корой, кто грибком —
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
Но вот прилетела пичужка,
И в рот ей пошли — целиком! —
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Все — все
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны !
И если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется...
Со слайда
Все — все
Все на свете,
На свете нужны!
И это все дети
Запомнить должны!