Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 70 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программыдля 2класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Москва "Просвещение" 2017г. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
-
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
-
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
-
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
-
сформировать знания учащихся о природе своего края;
-
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
-
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
-
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
-
практический метод (упражнения, практическая работа);
-
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
-
коллективный, индивидуальный;
-
творческий метод;
-
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
-
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
-
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
-
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
-
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
-
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
-
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
-
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
-
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
-
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
-
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
-
Достаточный уровень:
-
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
-
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
-
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
-
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
-
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
-
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Личностные результаты
-
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Нормативная база
-
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант), утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 (Изменения в федеральный БУП приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312);
-
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;
-
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) 1 – 4 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Издательство «Просвещение» 2011 года;
-
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ (2.4.2.3286-15) от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-
Устава и образовательной программы школы;
-
Учебного плана на 2017 – 2018 учебный год;
Содержание курса
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
3. Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
3. Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
-
о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
-
о растениях сада и огорода, их отличии;
-
о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
-
о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
-
о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
-
о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Учебно - методическое обеспечение.1. Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2017г. 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
| 1 четверть | | 18 ч | | | | |
1-2 | Сезонные изменения.Экскурсия в природу. Влияние солнца на смену времен года. | | 2 | Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Наблюдения в природе. | Беседа |
3-4 | Сутки Долгота дня летом и зимой. | | 2 | Знать из каких частей состоят сутки Знать части суток | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | Работа с учебником. | Фронтальный опрос |
5-6 | Времена года. Осень. Растения осенью. | | 2 | Знать названия осенних месяцев, признаки осени Знать названия осенних месяцев, признаки осени | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Наблюдения в природе. | Беседа |
7-8 | Животные осенью. | | 2 | Знать названия животных и птиц; знать какую функцию выполняют птицы | | Работа с наглядным материалом. | |
9-10 | Занятия людей осенью. | | 2 | Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам. | Тест |
11-12 | Зима . Зимние месяцы. | | 2 | знать названия зимних месяцев, признаки зимы | ценностное отношение к природе; | Работа с сюжетными картинками, работа с учебником. | Фронтальный опрос |
13-14 | Растения зимой. | | 2 | знать названия деревьев и кустарников | бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям; | Наблюдения в природе. | |
15-16 | Животные зимой. | | 2 | знать названия животных и птиц; знать какие животные остаются зимовать | элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; | Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы. | |
17-18 | Занятие людей зимой. | | 2 | знать необходимые условия для жизни животных; знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть. | овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Работа с учебником. | Тест |
| 2 четверть | | 12 ч | | | | |
19 | Весна .Весенние месяцы. | | 1 | Знать и называть весенние месяцы; знать что происходит с природой. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Отгадывать загадки, чтение стихов | Беседа |
20-21 | Растения весной. | | 2 | знать названия деревьев и кустарников | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | Работа с раздаточным материалом | Фронтальный опрос |
22-23 | Животные весной | | 2 | знать названия диких животных | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. | Отгадывание загадок, чтение рассказов | |
24-25 | Занятие людей весной | | 2 | знать какие работы проводятся в огороде весной. | бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям; | Работа с учебником | Тест |
26 | Лето. Летние месяцы. | | 1 | Знать летние месяцы;- уметь называть летние месяцы | ценностное отношение к природе; | Отгадывание загадок, чтение стихов | Беседа |
27-28 | Растения летом. | | 2 | Знать название растений; уметь ухаживать за растениями | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Работа с раздаточным материалом | |
29-30 | Животные летом. | | 2 | уметь отличать диких животных и птиц | | Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником. | Тест |
| 3 четверть | | 22 ч | | | | |
31-33 | Занятие людей летом | | 3 | Знать какие работы проводятся летом в огороде. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы. | Беседа |
34-35 | Вода .Свойства воды. | | 2 | Знать свойства воды; знать когда и как можно использовать воду. | ценностное отношение к природе; | Делать опыты | Практическая работа |
36-37 | Температура воды . Вода в природе. | | 2 | Знать о важности воды; знать откуда идет вода в природе; знать значение воды. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей | Делать опыты, работать в рабочей тетради | Практическая работа |
38-39 | Растения. Части растений. | | 2 | -знать части растения; знать что необходимо растениям. | ценностное отношение к природе; | Определение сходства и различия растений по графической схеме. | Фронтальный опрос |
40-41 | Растения. Комнатные растения. Части растений. | | 2 | Знать и называть комнатные растения; знать и показать части растений. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. | Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях | Беседа |
42-44 | Жизнь растений. | | 3 | Знать , что необходимо для роста растений | ценностное отношение к природе; | Составление рассказа "Жизнь растения" | |
45-46 | Растения. Уход за комнатными растениями. | | 2 | знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения -знать растения светолюбивые и тенелюбивые | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | Уход за комнатными растениями. | Практическая работа |
47-49 | Огород .Овощи. Овощи в питании человека. | | 3 | знать правила высаживания семян овощей -знать значение овощей в питании | элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; | раздаточным материалом; работа с учебником и с рабочей тетрадью | Фронтальный опрос |
50-52 | Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека. Закрепление | | 3 | знать 2-3 фруктовых дерева Знать значение фруктов в питании | ценностное отношение к природе; | Отвечать на вопросы, работать с рабочей тетрадью | Тест |
| 4 четверть | | 18 ч. | | | | |
53-54 | Уход за растениями сада и огорода. | | 2 | знать правила ухода за растениями; уметь ухаживать за растениями | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Ухаживать за растениями школьного сада | Практическое занятие |
55-58 | Животные и их породы. | | 4 | -знать повадки кошек, рыси; знать 2/3 породы кошек Знать повадки собаки Волка; знать их породы. Уметь использовать в речи новые понятия. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | Работа с учебником и с рабочей тетрадью, составлять рассказ по плану | Беседа |
59-60 | Рыбы: внешний вид, среда обитания. | | 2 | знать несколько названий рыб, части тела рыб Знать как размножаются рыбы; уметь использовать в речи новые понятия -уметь составлять рассказ по плану. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей | Работа с раздаточным материалом | Фронтальный опрос |
61-63 | Гигиена тела человека. | | 3 | Знать правила гигиены; уметь следить за гигиеной; уметь использовать в речи новые понятия | элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; | Уход за своим телом | Практическое занятие |
64-65 | Органы пищеварения. Питание человека. | | 2 | знать названия органов пищеварения -знать полезные продукты -знать полезные и вредные продукты -знать главные правила питания; уметь называть полезные и вредные продукты | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. | Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы | Беседа |
66-67 | Профилактика отравлений. | | 2 | знать правила гигиены; знать оказать первую помощь при отравление | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Работа с учебником | Беседа |
68-70 | Повторение изученного материала. | | 3 | Знать пройденный материал; показать свои знания на практике; Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; уметь работать самостоятельно. | овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Выполнение самостоятельной работы, работа в рабочих тетрадях | Тест |