СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир природы и человека, 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»  

Просмотр содержимого документа
«Мир природы и человека, 2 класс»

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 70 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программыдля 2класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Москва "Просвещение" 2017г. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.


Задачи курса « Мир природы и человека»:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • сформировать знания учащихся о природе своего края;

  • сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.


Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»


Предметные результаты


Минимальный уровень:


  • представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

  • адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

  • Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;

  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Личностные результаты


  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.


  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Нормативная база

  • Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант), утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 (Изменения в федеральный БУП приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312);

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) 1 – 4 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Издательство «Просвещение» 2011 года;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ (2.4.2.3286-15) от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Устава и образовательной программы школы;

  • Учебного плана на 2017 – 2018 учебный год;


Содержание курса

1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.

Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.

Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.

Рыбы зимой.

3. Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.



Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа.

1.Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности.

Уход за растениями сада и огорода.

2. Животные.

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.

3. Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

  • о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада и огорода, их отличии;

  • о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

  • о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

  • о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

  • о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.


Учебно - методическое обеспечение.1. Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2017г. 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.
















Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные


1 четверть


18 ч





1-2

Сезонные изменения.Экскурсия в природу.

Влияние солнца на смену времен года.


2

Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Наблюдения в природе.

Беседа

3-4

Сутки

Долгота дня летом и зимой.


2

Знать из каких частей состоят сутки

Знать части суток

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;


Работа с учебником.

Фронтальный опрос

5-6

Времена года. Осень.

Растения осенью.


2

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Наблюдения в природе.

Беседа

7-8

Животные осенью.


2

Знать названия животных и птиц; знать какую функцию выполняют птицы


Работа с наглядным материалом.


9-10

Занятия людей осенью.


2

Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

Тест

11-12

Зима . Зимние месяцы.


2

знать названия зимних месяцев, признаки зимы

ценностное отношение к природе;

Работа с сюжетными картинками, работа с учебником.

Фронтальный опрос

13-14

Растения зимой.


2

знать названия деревьев и кустарников

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Наблюдения в природе.


15-16

Животные зимой.


2

знать названия животных и птиц; знать какие животные остаются зимовать

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;


Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.


17-18

Занятие людей зимой.


2

знать необходимые условия для жизни животных; знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Работа с учебником.

Тест


2 четверть


12 ч





19

Весна .Весенние месяцы.


1

Знать и называть весенние месяцы; знать что происходит с природой.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Отгадывать загадки, чтение стихов

Беседа

20-21

Растения весной.


2

знать названия деревьев и кустарников

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с раздаточным материалом

Фронтальный опрос

22-23

Животные весной


2

знать названия диких животных

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Отгадывание загадок, чтение рассказов


24-25

Занятие людей весной


2

знать какие работы проводятся в огороде весной.

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Работа с учебником

Тест

26

Лето. Летние месяцы.


1

Знать летние месяцы;- уметь называть летние месяцы

ценностное отношение к природе;

Отгадывание загадок, чтение стихов

Беседа

27-28

Растения летом.


2

Знать название растений; уметь ухаживать за растениями

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом


29-30

Животные летом.


2

уметь отличать диких животных и птиц


Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.


Тест


3 четверть


22 ч





31-33

Занятие людей летом


3

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.

Беседа

34-35

Вода .Свойства воды.


2

Знать свойства воды; знать когда и как можно использовать воду.

ценностное отношение к природе;

Делать опыты

Практическая работа

36-37

Температура воды . Вода в природе.


2

Знать о важности воды; знать откуда идет вода в природе; знать значение воды.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Делать опыты, работать в рабочей тетради

Практическая работа

38-39

Растения. Части растений.


2

-знать части растения; знать что необходимо растениям.

ценностное отношение к природе;

Определение сходства и различия растений по графической схеме.

Фронтальный опрос

40-41

Растения. Комнатные растения. Части растений.


2

Знать и называть комнатные растения; знать и показать части растений.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях

Беседа

42-44

Жизнь растений.


3

Знать , что необходимо для роста растений

ценностное отношение к природе;

Составление рассказа "Жизнь растения"


45-46

Растения. Уход за комнатными растениями.


2

знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения

-знать растения светолюбивые и тенелюбивые

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Уход за комнатными растениями.

Практическая работа

47-49

Огород .Овощи. Овощи в питании человека.


3

знать правила высаживания семян овощей

-знать значение овощей в питании

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;


раздаточным материалом; работа с учебником и с рабочей тетрадью

Фронтальный опрос

50-52

Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека.

Закрепление


3

знать 2-3 фруктовых дерева

Знать значение фруктов в питании

ценностное отношение к природе;

Отвечать на вопросы, работать с рабочей тетрадью

Тест


4 четверть


18 ч.





53-54

Уход за растениями сада и огорода.


2

знать правила ухода за растениями;

уметь ухаживать за растениями

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Ухаживать за растениями школьного сада

Практическое занятие

55-58

Животные и их породы.


4

-знать повадки кошек, рыси; знать 2/3 породы кошек

Знать повадки собаки

Волка; знать их породы.

Уметь

использовать в речи новые понятия.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником и с рабочей тетрадью, составлять рассказ по плану

Беседа

59-60

Рыбы: внешний вид, среда обитания.


2

знать несколько названий рыб, части тела рыб

Знать как размножаются рыбы;

уметь использовать в речи новые понятия

-уметь составлять рассказ по плану.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Работа с раздаточным материалом

Фронтальный опрос

61-63

Гигиена тела человека.


3

Знать правила гигиены; уметь следить за гигиеной; уметь использовать в речи новые понятия

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;


Уход за своим телом

Практическое занятие

64-65

Органы пищеварения. Питание человека.


2

знать названия органов пищеварения

-знать полезные продукты

-знать полезные и вредные продукты

-знать главные правила питания;

уметь называть полезные и вредные продукты

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Беседа

66-67

Профилактика отравлений.


2

знать правила гигиены; знать оказать первую помощь при отравление

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Работа с учебником

Беседа

68-70

Повторение изученного материала.


3

Знать пройденный материал; показать свои знания на практике; Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; уметь работать самостоятельно.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Выполнение самостоятельной работы, работа в рабочих тетрадях

Тест








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!