2.Подготовка к основному этапу занятия | 3 мин. | - Ребята, посмотрите на картинки, как мы можем это назвать? (Народное творчество) А что изображено на этих картинках? (Природа) - Хорошо, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. - А какую цель мы поставим? (Познакомиться с миром природы и узнать как он отражается в творчечтве) | - словесный - диалог - работа с презентацией | - отвечать на задаваемые учителем вопросы | П.: - строить речевое высказывание в устной форме; Р.: - принимать и сохранять учебную задачу; К.: - выслушивать разные точки зрения |
3.Изучение нового материала | 20 мин. | - Кто может сказать, что такое народное творчество? (Создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы) - Сейчас я прочитаю вам песенку «Куда, Фома, едешь?», а вы внимательно слушайте. - Как вы думаете, для чего эта песенка? (Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья-женихи) - Ребята, давайте посмотрим на текст этой песенки и попробуем догадаться, в виде чего построена эта песня? Подсказка: этот предмет бывает украшением, а бывает и тяжёлым, может удерживать большие грузы и даже сковывать движения. (Цепь) - Когда учёные занялись изучением народных сказок и песенок, сравнили такие песенки с цепочками. Как вы думаете, почему? - Посмотрите, в этой песенке строчки прикрепляются друг к другу, словно одно звено цепи к другому, и одна строчка без другой не может существовать, иначе песенка потеряет смысл. - Ребята, а ведь эта песенка похожа на нашу жизнь, на наш мир. Чем? - Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны? - Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны... - Приведите мне свои премеры. - А теперь откройте учебники на стр.47, давайте прочитаем. - Ребята, вы сейчас прочитали рассказ о представлениях наших предков о едином доме-мире. Скажите, можно ли понять из прочитанного, почему число «три» считается священным в творчестве многих народов мира? Из каких ярусов состоит мир согласно одному из древних преданий? | - словесный: беседа - практический: работа с учебником - работа с презентацией | - слушать рассказ учителя - работать с учебником - внимательно изучать материал - отвечать на задаваемые учителем вопросы | Р.: - принимать и сохранять учебную задачу; Л.: -положительное отношение к школе и учебной деятельности; П.: - строить речевое высказывание в устной форме; |
| | - А теперь посмотрите на картинки на стр. 46-47. Найти в резьбе по дереву, чугунном литье, рисованных и тканых узорах отражение образов природы, которые можно считать частями единого мира-дома. - К нашему времени накопилось много научных знаний о природе, но представления о едином мире-доме не пропали. Так же как и прежде, мир представляется домом, в котором все явления неразрывно связаны. - Ребята, как вы думаете, что изучает наука экология? Для чего учёные-экологи составили экологический календарь? (Учитель читает текст из учебника) - А теперь вы поработаете самостоятельно. Откройте учебник на стр.46 и выполните задание №1 в рабочей тетради на стр. 34. - Мы познакомились сегодня, с песенкой-цепочкой, в которой всё со всем связано. Но в качестве шутки наши предки придумали другие песенки, в которых, наоборот, всё перепутано, поставлено с ног на голову. Такие произведения народного остроумия вызывали только улыбку и смех, потому что разрыв связей в природе и в мире людей невозможен. А песенка-шутка, где всё поставлено с ног на голову, называются путаница, перевёртыш. - Давайте прочитаем некоторые из них. 1.Глядь, из-под собаки лают ворота. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала да под хвост и убежала. 2. Наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову. 3. Возьмем дверь и откроем ключ!. Прибаутки: Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот, Разобьет весь хоровод. 4. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. - Ребята, сейчас вы попробуете сами сочинить песенку-цепочку. Для этого откройте рабочую тетрадь на стр. 34. Сочинять вы будете в парах. | - работа с презентацией - словесный: беседа - работа с понятием - практический: работа с текстом - работа с путанницами | - внимательно слушать учителя - отвечать на задаваемые учителем вопросы - выполнять задания в рабочей тетради - читать путанницы | Л.: - проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям |
5.Закрепление изученного | 7 мин. | - Что означают греческие слова «экос» и «логос»? - Из каких трёх ярусов состоит мир? | - словесный: опрос - проверка усвоенных знаний | - вспоминают пройденный на уроке материал -отвечают на задаваемые учителем вопросы | К.: -формулировать собственную позицию и мнение; Л.: - проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям |
8.Итог урока Рефлексия Домашнее задание | 2 мин. 4 мин. 1 мин. | - Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили на сегодняшнее занятие? Достигли ли мы их? Хорошо. - Теперь посмотрите на экран, на облачке написаны вопросы, на которые вам нужно ответить. Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… - Запишите домашнее задание. Р.т. стр. 34 №2. | - подводит итог урока - проводит рефлексию - даёт домашнее задание | - отвечают на задаваемые учителем вопросы - записывать домашнее задание | Р.: -осуществляется итоговый контроль |