МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
«Мир школьных прозвищ»
Выполнила: ученица 9 класса Чарковская Дарья
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Михеева Ю.И.
Огнева Заимка – 2020
Проблема
Каковы особенности употребления прозвищ? Почему многим людям не нравятся их «новые имена»? Нужно ли бороться с ними и как это делать?
Актуальность проблемы
Знакомство с прозвищами поможет школьникам не только расширить знания о лексическом составе русского языка, но и научит правильно их употреблять.
Цель проекта:
Изучение прозвищ, истории их происхождения; их функционирование в речи (на примере лингвистического исследования, проводимого в Огнево – Заимковская СОШ).
Задачи исследования:
- изучить научно-популярную литературу и интернет-источники по данной теме;
- проанализировать и обобщить полученную информацию, представить ее в виде презентации;
- провести анкетирование по теме данного исследования среди учащихся 5-11 классов «Огнево - Заимковская СОШ», провести анализ сочинений учащихся;
- проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Гипотеза
Выдвину предположение, что отношение к прозвищам среди школьников в основном негативное, тем не менее, прозвища в школьной среде существуют.
«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит оно его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё поприще, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».
(Н.В.Гоголь «Мертвые души», т.1, гл.5)
История возникновения прозвищ
Имя даётся человеку при рождении. В определённый период жизни человеку, кроме имени, данного при рождении, иногда присваивается прозвище. Почему это происходит?
ПРОЗВИЩЕ - название, даваемое человеку по какой-н. характерной его черте, свойству. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. 1984.)
Прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли , а «прозывали» - отсюда и название явления – прозвища.
Например, в древности у русских были личные имена: Медведь, Волк, Заяц, Меньшой и т.п. Наряду с именами были распространены прозвища, отражавшие определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол.
Бывали прозвища и по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник.
Указание на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил. Указание на внешность (Жирнос, Опухлой), социальное положение (Голохребетник , Износок).
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ, КРАСНО СОЛНЫШКО
(958-1015)
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
ИВАН ГРОЗНЫЙ (1530-1584)
(1221 -1263)
ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ, ЛЕНИН
(1870-1924)
ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ ДЖУГАШВИЛИ, СТАЛИН
ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ, ДВАЖДЫ ИЛЬИЧ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (1906-1982)
(1878-1953)
В современном мире прозвища востребованы в виртуальном мире. Наиболее популярные никнеймы: Крепкий орешек, Тёмный рыцарь, Шутер (стрелок),Арбитр по жизни,
Alarm, DosS, Activator, Forumen , Дракула и другие.
Анкета
- Ваш класс.
- Есть ли у тебя прозвище?
- Знаешь ли ты прозвища других ребят, учителей, работников школы?
- Если не секрет, то какие это прозвища?
- Кто дал тебе это прозвище (близкие, друзья, одноклассники, учителя)? А знакомому (-ой)?
- В каком возрасте появилось твое прозвище?
- С чем это связано (схожесть с фамилией, именем, черты характера или внешности, семейная традиция, случай, происшествие)? А у твоего (-ей) знакомого (-ой)?
- Менялось ли твое прозвище, если да, то как?
- Как ты относишься к тому, что у тебя есть прозвище (обижаешься, не обращаешь внимания, относишься с юмором, гордишься)?
Типы прозвищ
- по чертам характера (Кот, Ветерок, Пум-пурум-пум и др.);
- по внешности (Крот, Рыжик, Пельмень, и др.) ;
- схожесть с именем (Серый, Серго, Киря, Дэн, Ромашка, и др.);
- по созвучию имени или фамилии (Михей, Луня, Юстуся, Лисенок, Анфиса и др.);
- событие (Боря, Крот, Ветерок, Рубль и др.).
Из сочинений на тему: «Моё отношение к прозвищам»
Все учащиеся осознают, что унизительные «дразнилки» могут нанести вред, серьезную обиду. По мнению семиклассников, «человек ведь не виноват, что у него есть недостатки». Однако некоторые отмечают, что иногда такие прозвища могут мотивировать человека исправить отрицательные черты своего характера (вспыльчивость, нетерпеливость, лень и т.д.).
Культура употребления прозвищ
Лучший способ подобрать красивый и отражающий индивидуальность личности псевдоним – обратить внимание на его хобби, профессию. Вот примеры некоторых таких прозвищ:
- Айболит (связан с медициной).
- Татум (любитель тату).
- Страж (правоохранительная сфера).
- Мотодор (любит мотоциклы).
- Айсикью ( программист).
Многие писатели очень метко давали прозвища своим товарищам по перу.
Так почему бы и нам не проявить фантазию? Тогда, к примеру, у известных писателей и философов были бы следующие прозвища:
- Николай – ЖГУ – Гоголь;
- Александр – НАШЕ ВСЁ – Пушкин;
- Александр – ТЫСЯЧА ЧЕРТЕЙ – Дюма;
- Лев – ЧИТАЙ МЕНЯ ПОЛНОСТЬЮ – Толстой.
Заключение
Выполнены следующие задачи:
1 . Выявили, какое определение слова «прозвище» дается в Толковых словарях ;
- Убедились в том, что прозвища учащихся даны им в основном по имени, фамилии, внешнему виду. Когда-то, в далёкой древности, процесс был обратный;
3. Первые прозвища дети получают от близких и родных (т. наз. «домашние имена.) Проведя анкетирование, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10-11-ом – резко сокращается;
4. Данные показывают, что примерно 55% всех прозвищ учащихся носят положительный либо нейтральный характер. В то же время 45% составляют прозвища, данные в насмешку над особенностями человека.
В целом гипотеза, поставленная вначале данной работы, неверна. Так как больше половины прозвищ выражают положительное отношение к человеку. Но огорчает тот факт, что в школьной среде все же существуют прозвища, оскорбляющие личность, а хотелось бы, чтобы их не было совсем.
Список используемых источников:
- Л. Буссенар. Капитан Сорвиголова;
- Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984;
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1/ Под ред. Проф. Д.Ушакова. – М.:Терра,1996;
- К.Ермолин. Мир школьных прозвищ. –. Карпогоры, 2011;
- Прозвища писателей, или Писатели любили обзываться; ( https :// goldrussian . ru );
- Прозвища великих людей ( https :// xn -- e 1 aahgrctjf 9 g . com / prozvishha - velikih - lyudej / );
- Тайны прозвищ учеников нашей школы – Шатура, 2010. ( pandia.ru).
Спасибо за внимание!