СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мир школьных прозвищ». Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Мир школьных прозвищ" является приложением к одноименному индивидуальному проекту ученицы 9 класса Д.Чарковской, в котором рассматривается функционирование прозвищ в школьной среде.

Просмотр содержимого документа
««Мир школьных прозвищ». Презентация.»

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» «Мир школьных прозвищ» Выполнила: ученица 9 класса  Чарковская Дарья Руководитель: учитель русского языка и литературы Михеева Ю.И. Огнева Заимка – 2020

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»

«Мир школьных прозвищ»

Выполнила: ученица 9 класса Чарковская Дарья

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Михеева Ю.И.

Огнева Заимка – 2020

 Проблема Каковы особенности употребления прозвищ? Почему многим людям не нравятся их «новые имена»? Нужно ли бороться с ними и как это делать?      Актуальность проблемы  Знакомство с прозвищами поможет школьникам не только расширить знания о лексическом составе русского языка, но и научит правильно их употреблять. Цель проекта: Изучение прозвищ, истории их происхождения; их функционирование в речи (на примере лингвистического исследования, проводимого в Огнево – Заимковская СОШ).

Проблема

Каковы особенности употребления прозвищ? Почему многим людям не нравятся их «новые имена»? Нужно ли бороться с ними и как это делать?

Актуальность проблемы

Знакомство с прозвищами поможет школьникам не только расширить знания о лексическом составе русского языка, но и научит правильно их употреблять.

Цель проекта:

Изучение прозвищ, истории их происхождения; их функционирование в речи (на примере лингвистического исследования, проводимого в Огнево – Заимковская СОШ).

 Задачи исследования: изучить научно-популярную литературу и интернет-источники по данной теме; проанализировать и обобщить полученную информацию, представить ее в виде презентации; провести анкетирование по теме данного исследования среди учащихся 5-11 классов «Огнево - Заимковская СОШ», провести анализ сочинений учащихся; проанализировать отношение школьников к прозвищам. Гипотеза Выдвину предположение, что отношение к прозвищам среди школьников в основном негативное, тем не менее, прозвища в школьной среде существуют.

Задачи исследования:

  • изучить научно-популярную литературу и интернет-источники по данной теме;
  • проанализировать и обобщить полученную информацию, представить ее в виде презентации;
  • провести анкетирование по теме данного исследования среди учащихся 5-11 классов «Огнево - Заимковская СОШ», провести анализ сочинений учащихся;
  • проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Гипотеза

Выдвину предположение, что отношение к прозвищам среди школьников в основном негативное, тем не менее, прозвища в школьной среде существуют.

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит оно его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё поприще, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». (Н.В.Гоголь «Мертвые души», т.1, гл.5)

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит оно его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё поприще, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».

(Н.В.Гоголь «Мертвые души», т.1, гл.5)

История возникновения прозвищ Имя даётся человеку при рождении. В определённый период жизни человеку, кроме имени, данного при рождении, иногда присваивается прозвище. Почему это происходит? ПРОЗВИЩЕ - название, даваемое человеку по какой-н. характерной его черте, свойству. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. 1984.)   Прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли , а «прозывали» - отсюда и название явления – прозвища.

История возникновения прозвищ

Имя даётся человеку при рождении. В определённый период жизни человеку, кроме имени, данного при рождении, иногда присваивается прозвище. Почему это происходит?

ПРОЗВИЩЕ - название, даваемое человеку по какой-н. характерной его черте, свойству. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. 1984.)

Прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли , а «прозывали» - отсюда и название явления – прозвища.

Например, в древности у русских были личные имена: Медведь, Волк, Заяц, Меньшой и т.п. Наряду с именами были распространены прозвища, отражавшие определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол. Бывали прозвища и по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Указание на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил. Указание на внешность (Жирнос, Опухлой), социальное положение (Голохребетник , Износок).

Например, в древности у русских были личные имена: Медведь, Волк, Заяц, Меньшой и т.п. Наряду с именами были распространены прозвища, отражавшие определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол.

Бывали прозвища и по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник.

Указание на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил. Указание на внешность (Жирнос, Опухлой), социальное положение (Голохребетник , Износок).

ВЛАДИМИР СВЯТОЙ, КРАСНО СОЛНЫШКО (958-1015) АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ИВАН ГРОЗНЫЙ (1530-1584) (1221 -1263)

ВЛАДИМИР СВЯТОЙ, КРАСНО СОЛНЫШКО

(958-1015)

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

ИВАН ГРОЗНЫЙ (1530-1584)

(1221 -1263)

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ, ЛЕНИН (1870-1924) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ ДЖУГАШВИЛИ, СТАЛИН ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ, ДВАЖДЫ ИЛЬИЧ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (1906-1982) (1878-1953)

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ, ЛЕНИН

(1870-1924)

ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ ДЖУГАШВИЛИ, СТАЛИН

ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ, ДВАЖДЫ ИЛЬИЧ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (1906-1982)

(1878-1953)

В современном мире прозвища востребованы в виртуальном мире. Наиболее популярные никнеймы: Крепкий орешек, Тёмный рыцарь, Шутер (стрелок),Арбитр по жизни, Alarm, DosS, Activator, Forumen , Дракула и другие.

В современном мире прозвища востребованы в виртуальном мире. Наиболее популярные никнеймы: Крепкий орешек, Тёмный рыцарь, Шутер (стрелок),Арбитр по жизни,

Alarm, DosS, Activator, Forumen , Дракула и другие.

Анкета Ваш класс. Есть ли у тебя прозвище? Знаешь ли ты прозвища других ребят, учителей, работников школы? Если не секрет, то какие это прозвища? Кто дал тебе это прозвище (близкие, друзья, одноклассники, учителя)? А знакомому (-ой)? В каком возрасте появилось твое прозвище? С чем это связано (схожесть с фамилией, именем, черты характера или внешности, семейная традиция, случай, происшествие)? А у твоего (-ей) знакомого (-ой)? Менялось ли твое прозвище, если да, то как? Как ты относишься к тому, что у тебя есть прозвище (обижаешься, не обращаешь внимания, относишься с юмором, гордишься)?

Анкета

  • Ваш класс.
  • Есть ли у тебя прозвище?
  • Знаешь ли ты прозвища других ребят, учителей, работников школы?
  • Если не секрет, то какие это прозвища?
  • Кто дал тебе это прозвище (близкие, друзья, одноклассники, учителя)? А знакомому (-ой)?
  • В каком возрасте появилось твое прозвище?
  • С чем это связано (схожесть с фамилией, именем, черты характера или внешности, семейная традиция, случай, происшествие)? А у твоего (-ей) знакомого (-ой)?
  • Менялось ли твое прозвище, если да, то как?
  • Как ты относишься к тому, что у тебя есть прозвище (обижаешься, не обращаешь внимания, относишься с юмором, гордишься)?
Типы прозвищ по чертам характера (Кот, Ветерок, Пум-пурум-пум и др.); по внешности (Крот, Рыжик, Пельмень, и др.) ; схожесть с именем (Серый, Серго, Киря, Дэн, Ромашка, и др.); по созвучию имени или фамилии (Михей, Луня, Юстуся, Лисенок, Анфиса и др.); событие (Боря, Крот, Ветерок, Рубль и др.).

Типы прозвищ

  • по чертам характера (Кот, Ветерок, Пум-пурум-пум и др.);
  • по внешности (Крот, Рыжик, Пельмень, и др.) ;
  • схожесть с именем (Серый, Серго, Киря, Дэн, Ромашка, и др.);
  • по созвучию имени или фамилии (Михей, Луня, Юстуся, Лисенок, Анфиса и др.);
  • событие (Боря, Крот, Ветерок, Рубль и др.).
 Из сочинений на тему: «Моё отношение к прозвищам» Все учащиеся осознают, что унизительные «дразнилки» могут нанести вред, серьезную обиду. По мнению семиклассников, «человек ведь не виноват, что у него есть недостатки». Однако некоторые отмечают, что иногда такие прозвища могут мотивировать человека исправить отрицательные черты своего характера (вспыльчивость, нетерпеливость, лень и т.д.).

Из сочинений на тему: «Моё отношение к прозвищам»

Все учащиеся осознают, что унизительные «дразнилки» могут нанести вред, серьезную обиду. По мнению семиклассников, «человек ведь не виноват, что у него есть недостатки». Однако некоторые отмечают, что иногда такие прозвища могут мотивировать человека исправить отрицательные черты своего характера (вспыльчивость, нетерпеливость, лень и т.д.).

Культура употребления прозвищ Лучший способ подобрать красивый и отражающий индивидуальность личности псевдоним – обратить внимание на его хобби, профессию. Вот примеры некоторых таких прозвищ: Айболит (связан с медициной). Татум (любитель тату). Страж (правоохранительная сфера). Мотодор (любит мотоциклы). Айсикью ( программист).

Культура употребления прозвищ

Лучший способ подобрать красивый и отражающий индивидуальность личности псевдоним – обратить внимание на его хобби, профессию. Вот примеры некоторых таких прозвищ:

  • Айболит (связан с медициной).
  • Татум (любитель тату).
  • Страж (правоохранительная сфера).
  • Мотодор (любит мотоциклы).
  • Айсикью ( программист).
Многие писатели очень метко давали прозвища своим товарищам по перу. Так почему бы и нам не проявить фантазию? Тогда, к примеру, у известных писателей и философов были бы следующие прозвища: - Николай – ЖГУ – Гоголь; - Александр – НАШЕ ВСЁ – Пушкин; - Александр – ТЫСЯЧА ЧЕРТЕЙ – Дюма; - Лев – ЧИТАЙ МЕНЯ ПОЛНОСТЬЮ – Толстой.

Многие писатели очень метко давали прозвища своим товарищам по перу.

Так почему бы и нам не проявить фантазию? Тогда, к примеру, у известных писателей и философов были бы следующие прозвища:

- Николай – ЖГУ – Гоголь;

- Александр – НАШЕ ВСЁ – Пушкин;

- Александр ТЫСЯЧА ЧЕРТЕЙ – Дюма;

- Лев – ЧИТАЙ МЕНЯ ПОЛНОСТЬЮ – Толстой.

Заключение   Выполнены следующие задачи: 1 .  Выявили, какое определение слова «прозвище» дается в Толковых словарях ; Убедились в том, что прозвища учащихся даны им в основном по имени, фамилии, внешнему виду. Когда-то, в далёкой древности, процесс был обратный; 3. Первые прозвища дети получают от близких и родных (т. наз. «домашние имена.) Проведя анкетирование, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10-11-ом – резко сокращается; 4. Данные показывают, что примерно 55% всех прозвищ учащихся носят положительный либо нейтральный характер. В то же время 45% составляют прозвища, данные в насмешку над особенностями человека. В целом гипотеза, поставленная вначале данной работы, неверна. Так как больше половины прозвищ выражают положительное отношение к человеку. Но огорчает тот факт, что в школьной среде все же существуют прозвища, оскорбляющие личность, а хотелось бы, чтобы их не было совсем.

Заключение

Выполнены следующие задачи:

1 . Выявили, какое определение слова «прозвище» дается в Толковых словарях ;

  • Убедились в том, что прозвища учащихся даны им в основном по имени, фамилии, внешнему виду. Когда-то, в далёкой древности, процесс был обратный;

3. Первые прозвища дети получают от близких и родных (т. наз. «домашние имена.) Проведя анкетирование, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10-11-ом – резко сокращается;

4. Данные показывают, что примерно 55% всех прозвищ учащихся носят положительный либо нейтральный характер. В то же время 45% составляют прозвища, данные в насмешку над особенностями человека.

В целом гипотеза, поставленная вначале данной работы, неверна. Так как больше половины прозвищ выражают положительное отношение к человеку. Но огорчает тот факт, что в школьной среде все же существуют прозвища, оскорбляющие личность, а хотелось бы, чтобы их не было совсем.

Список используемых источников: Л. Буссенар. Капитан Сорвиголова; Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984; Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1/ Под ред. Проф. Д.Ушакова. – М.:Терра,1996; К.Ермолин. Мир школьных прозвищ. –. Карпогоры, 2011; Прозвища писателей, или Писатели любили обзываться; ( https :// goldrussian . ru ); Прозвища великих людей ( https :// xn -- e 1 aahgrctjf 9 g . com / prozvishha - velikih - lyudej / ); Тайны прозвищ учеников нашей школы –  Шатура, 2010. ( pandia.ru).

Список используемых источников:

  • Л. Буссенар. Капитан Сорвиголова;
  • Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984;
  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1/ Под ред. Проф. Д.Ушакова. – М.:Терра,1996;
  • К.Ермолин. Мир школьных прозвищ. –. Карпогоры, 2011;
  • Прозвища писателей, или Писатели любили обзываться; ( https :// goldrussian . ru );
  • Прозвища великих людей ( https :// xn -- e 1 aahgrctjf 9 g . com / prozvishha - velikih - lyudej / );
  • Тайны прозвищ учеников нашей школы – Шатура, 2010. ( pandia.ru).
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!