Методическая разработка по окружающему миру.
Беседа: «Мир вокруг нас»
Дубатовка Мария Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 32» ЭМР
Тема 1. Ориентирование в пространстве
Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом. Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.
Север, юг, запад, восток – это основные стороны горизонта. Кроме основных сторон есть промежуточные: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.
Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути. В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют – ориентиры.
Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта. Это можно сделать с помощью компаса или другими способами.
Ориентирование по солнцу.
Утром (в 7 часов) солнце бывает на востоке, в подень – на юге, вечером (в 19 часов) – на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Например, если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток.
Ориентирование по местным признакам.
У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной.
У березы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.
Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.
Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к югу.
Местные природные признаки не всегда бывают надежными. Чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков.
В незнакомой местности важно запоминать приметные предметы (ориентиры), которые облегчат поиск обратной дороги. Необходимо также запоминать направление пути (например, на юг, на запад). Возвращаться придется в противоположном направлении. К примеру, если вы шли на юг, возвращаться нужно будет в северном направлении.
Задание 1 Придумайте и изготовьте модель «Стороны горизонта»
Задание 2 Вспомните, какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы. Какие еще предметы помогают ориентироваться в вашем городе?
Задание 3 Освойте приемы ориентирования по компасу (как пользоваться).
Тема 2 Съемка местности
План местности – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху в уменьшенном виде.
Чем же отличается план местности от рисунка? На рисунке вид местности может быть изображен сбоку или сверху. На плане местность изображают всегда сверху. Для изображения предметов на плане всегда используют условные знаки.
На плане всегда обозначены стороны горизонта. Направление сторон горизонта может быть обозначено стрелкой С-Ю Если стрелка отсутствует, то северной стороной принято считать верхнюю часть плана, а южной – нижнюю. Это позволяет ориентироваться на местности, используя план.
Для изображения местности на плане применяют масштаб. Масштаб – это число, которое показывает расстояние на чертеже, плане или карте по сравнению с расстоянием на местности.
Масштаб может быть разным. Например, можно увидеть на плане такую надпись: «в 1см 5м» или «в 1см 100м». Это значит, что размеры и расстояние уменьшается так, что в первом случае 1см на плане изображает 5м на местности, а во втором 1см изображает 100м.
Задание 1. Вместе с другом начертите план пришкольного участка, введите условные знаки: здание школы, спортивную и детскую площадки, цветник, отдельные деревья.
Задание 2. Сделай план своей комнаты в масштабе.
Тема 3 Экологические условия в городе
Город – крупный населенный пункт. В городе много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов. По улицам ездят троллейбусы, трамваи. В некоторых городах есть метро.
Чистый воздух – одно из главных богатств природы. К сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.
Всему живому нужна чистая вода, а она во многих городах загрязняется оттого, что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило на предприятиях необходимо строить очистные сооружения.
Воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Задание 1. Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.
Задание 2. Узнайте, что делается для охраны чистоты воды в вашем городе.
Тема 4 Ознакомление с комнатными растениями
Родина комнатных растений – теплые страны. У одних это влажные тропические леса, у других – безводные пустыни. Там они живут в природе.
Люди с давних пор украшают свое жилище живыми растениями. Этот обычай возник в страхах с холодной зимой. Сначала в комнатах в зимнее время выращивали лекарственные растения. Людям хотелось, чтобы они всегда были под рукой. Потом стали выращивать растения для красоты.
Путешественники привозили из дальних стран немало диковинных растений, люди с удовольствием разводили их в оранжереях и в своих домах.
Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно из размещать и хорошо за ними ухаживать. Вот несколько советов (правил):
Большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету.
Нельзя поливать растения холодной водой. Вода должна быть комнатной температуры.
Обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой – реже.
Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась.
Многие растения нужно опрыскивать водой с помощью специального опрыскивателя.
Рыхлить почву лучше всего палочкой после полива, когда она немножко подсохнет. Рыхлят только на поверхности и только по краю горшка.
Один раз в месяц надо протирать гладкие крупные листья растений влажной губкой или тряпкой.
- Что из этих советов тебе уже было известно, что оказалось новым?
Задание 1.С помощью справочника узнайте названия комнатных растений своего класса и определите их родину.
Задание 2.Организуйте в классе практическую работу по уходу за комнатными растениями.
Тема 5 Ознакомление с растениями городского ландшафта
Велико значение зеленых растений в жизни человека. Растениями озеленяют наши города и селения. Сады, парки, скверы, леса, окружающие зеленым поясом большие города, необходимы человеку. Они очищают воздух, поглощая углекислый газ. Задерживают мелкие частицы пыли и другие примеси, вредные для дыхания. Растениями смягчают шум на городских улицах, задерживают сильные ветры и пыльные бури.
Деревья и кустарники создают прохладную тень, украшают улицы, сохраняют здоровье взрослым и особенно детям.
В нашем городе растут деревья: каштаны, березы, тополя, ели, вязы, ивы, липы и др.
Кустарники: сирень.
На клумбах высаживают цветы: розы, тюльпаны, петунии, бархатцы, анютины глазки, партулак.
Задание 1: Рассмотри с родителями растения в своем дворе. Расскажи, какие деревья, кустарники и цветы ты увидел.
Задание 2.Сделай гербарий из листьев этих растений.
Тема 6 Структура биогеоценоза леса
Название леса зависит от того, какие деревья в них растут. Лес, в котором преобладают хвойные деревья, называют хвойным. Если в лесу больше лиственных деревьев, его называют лиственным. Лес, в котором вместе с хвойными деревьями растут лиственные, называют смешанным.
В лесу растет много деревьев, кроны которых задерживают солнечные лучи. От них падает тень, поэтому воздух в лесу прохладный и влажный. Почва покрыта опавшими листьями, которые образуют лесную подстилку. Под действием бактерий лесная подстилка постепенно перегнивает, и почва пополняется перегноем. Кроме того в лесу встречаются кустарники и травянистые растения.
Одно из приспособлений растений леса к совместной жизни заключается в расположении их этажами – ярусами.
Самый верхний ярус образуют деревья. Под их шатром расположен ярус кустарников. Следующий ярус составляют травянистые растения, а в самом нижнем ярусе растут мхи и грибы. Количество света в лесу уменьшается от яруса к ярусу. Поэтому светолюбивые растения занимают верхние ярусы, а теневыносливые – нижние.
Корни лесных растений располагаются подземными ярусами.
В лесу обитает много разных животных. Они населяют его снизу доверху. Здесь животные находят корм, строят жилище и выращивают потомство.
Это многочисленные насекомые – бабочки, жуки, мухи, пчелы, муравьи.
Во влажных местах можно увидеть бурых лягушек. Они охотятся на пауков, насекомых и их личинок.
На хорошо освещенных сухих участках леса греются на солнце ящерицы и змеи: медянка и гадюка. Ящерицы питаются в основном насекомыми. Медянка - неядовитая змея, питается ящерицами, а ядовитая гадюка – мышами. В низинах за лягушками охотятся ужи.
Своим пением наполняют лес соловьи, иволги, дрозды, зяблики, кукушки. Часто в лесу можно услышать отрывистый стук дятла. Постоянные обитатели смешанного леса глухари и тетерева.
Лес – место обитания многих зверей: белок, зайцев, ежей, кабанов и др.
Задание 1.Нарисуй одно растение леса. Расскажи о нем другу.
Задание 2.Воспользуйся справочником или интернет – ресурсами и узнай, какие животные обитают в лесу вашей местности.
Тема 7 Структура биогеоценоза водоема
Живые организмы пресных вод (растения, животные, бактерии) образуют природное сообщество.
Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом, но иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.
Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.
Понаблюдаем за животными. Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы - водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.
В толще воды плавают мелкие жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука. Карась питается растениями, личинками насекомых. Щука – хищная рыба.
На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мертвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
На водных растениях живут другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные раковины.
Жизнь многих птиц, нпр., уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млекопитающие – бобр, ондатра, водяная крыса, выдра.
В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий мертвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
Задание. По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
Тема 8 Сезонные явления в природе
В природе постоянно происходят различные изменения. Солнце восходит по утрами и заходит по вечерам. Вода на морозе замерзает и превращается в лед растения растут, тянутся к свету. Перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются. Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями.
Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов) они называются сезонными явлениями.
Погода
Температура воздуха (холодно, тепло или жарко)
Облачность. Если на небе видны лишь отдельные облака и светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же все небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно.
Осадки (дождь, снег, град)
Ветер. Он может быть слабым или сильным.
Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра - это и есть погода.
Изменения температуры, облачность, дождь, снегопад, ветер – основные явления погоды. Есть и другие, например: град, метель.
Похолодание, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – это примерны осенних явлений в неживой природе. Отлет перелетных птиц – пример осенних явлений в живой природе.
Задание 1 Расскажи о сезонных явлениях в жизни дерева, которые тебе удалось понаблюдать в прошлом году.
Задание 2 На основе наблюдений расскажите о явлениях погоды по сезонам.