СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миром правит доброта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Просмотр содержимого документа
«Миром правит доброта»

«Миром правит доброта»

Беседа о дружбе.

Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Материалы: Игрушка Буратино, записи песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг», клубок ниток, телевизор, мультфильм «Мир похож на цветной луг» на DVD

Предварительная работа: Оформление книги о дружбе, заучивание стихов, песен о дружбе. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек».

Ход беседы:

1. Решение проблемы.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино).

Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.

Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?

Буратино: Не знаю, просто так.

Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.

Буратино: Ой, как интересно!

Проводится игра «Клубочек» (по кругу)

Посмотрите. Ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его в левую руку, обмотаю вокруг большого пальца, потом передам Юле, которая стоит справа от меня. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей).

Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Воспитатель сматывает нитки, дети рассаживаются на коврике).

2. Беседа.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?

Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.

Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».

Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.

Воспитатель: Женя, а у тебя есть друг?

Женя: Да. У меня есть друг, его зовут…

(спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?

Дети: (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…

Воспитатель: А как ты ласково называешь друга?

(Ответы детей).

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)

Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо рассказали,   как надо дружить. Тот, кто

хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил – придумает, как его развеселить.

Друг

Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

 

Друг никогда тебя не обидит,

Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.

И если с тобой приключится беда,

Только от друга жди помощь тогда...

 

Друг и советом мудрым поможет,

Если тебя изнутри что-то гложит.

И если вдруг стало тебе "горячо",

Ты обопрись на друга плечо.

 

Лишь другу ты можешь доверить секрет,

Ведь между друзьями предательства нет.

И тот у кого миллионы друзей,

Намного богаче всех королей.

 

И даже когда никого нет вокруг

Незримо с тобою твой лучший друг...

Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говориться: «Старый друг, лучше новых двух».

Буратино, ты понял, о чём говорили ребята?

Буратино: Понял. Надо друзей беречь, не обижать их.

3. Физкультминутка.

Подойдите к своему другу, возьмите его за руку и мы вместе со своими друзьями отправимся в путь (инсценировка песни «Если с другом вышел в путь»).

4. Моделирование ситуаций.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вместе обсудим некоторые ситуации.

1. Чтение стихотворения:

Подарок

Елена Благинина

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была, -

А всё-таки подружке

Лягушку отдала.

Правильно ли поступила девочки? Как ты будешь вести себя в этом случае?

2.Твой друг заболел. Что ты будешь делать?

3. Как поведёт себя ваш друг, если вы попадёте в беду?

5. Традиция группы.

Давайте встанем в круг, положим, друг другу руки на плечи и скажем наше ежедневное приветствие:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро.

А ещё в дороге нужно:

Знать секреты прочной дружбы.

Один за всех, все за одного.

6. Домашнее задание. Заключение.

Воспитатель: Ребята, было бы очень хорошо, если бы вы с папами и мамами выучили новые пословицы и поговорки о дружбе. Договорились? Это ваше домашнее задание. Буратино, ты узнал что-нибудь новое и интересное для себя? А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Мир похож на цветной луг».

DVD мультфильм «Мир похож на цветной луг».

Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться.

Воспитатель: Ребята, давайте отдадим Буратино клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.

Буратино: До свидания. Приду обязательно.

Физминутка «Настроение»

Настроение упало,                           развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами

Дело валится из рук…                    бьем легонько по внешним сторонам ладоней

Но еще не все пропало,                  Пальчиком влево-вправо

Если есть хороший друг.                Показать на друга

С делом справимся вдвоем,             Положить руки на плечи друга

С облегчением вздохнем –  Эх

Настроение поднимем                     Присели, собрали настроение в ладошки

И от пыли отряхнем!                        Отряхивают руки.

Пословицы о дружбе:

·            Дружбу топором не разрубишь

·            Дружба от не дружбы близко живёт

·            Нет друга, так ищи; нашёл, так береги

·            Старый друг лучше новых двух

 

Я поссорился с дружком,
Мы с ним больше не играем
И друг с другом не болтаем,
Мы с ним больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой
Целый день один сидит.
Каждый со своей обидой

Без умолку говорит.


Но обида вдруг пропала,
Видно, все слова сказала,
Стали мы с дружком опять
Прыгать, бегать и играть. 



Тема «Секреты дружбы»Программные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знание пословиц и стихов о дружбе.

Воспитательные: Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.

Развивающие: Обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными, продолжать учить детей построению сложных предложений, закреплять умения вести короткие диалоги.

Предварительная работа: Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения. Разучивание с детьми пословиц, стихов о дружбе; работа над смыслом пословиц. Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей. Слушание аудиозаписи песен «Все вместе», «Дружба начинается с улыбки», «Песня о дружбе».

Материал и оборудование: Аудиозаписи: «Все вместе» (муз. Б. Савельева, слова Л. Рубальской) «Дружба начинается с улыбки» (муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского) «Дружба верная» (муз. В. Шаинского)

Сюжетные картинки на тему «Как и кому можно помочь», чудо-дерево, магнитофон, правила дружбы, оформленные, кукла, машинка с кубиками, носовой платок – для инсценирования сцены знакомства.

Ход занятия: Доброе утро, дорогие мои ребята! Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Гости желают посмотреть на вас, как вы подросли, какими умными вы стали. Устраивайтесь поудобнее. (Звучит «Песня о дружбе», пока дети усаживаются)

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий, верный друг.

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой», - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить, если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий, верный друг!

Когда вы рассаживались на места, звучала песня. О чем в ней пелось?

Дети: в песне пелось о дружбе, о друге, он в беде не бросит, всегда придет на помощь.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор? (о дружбе, о настоящих друзьях)

Сегодня мы с вами действительно, будем говорить о дружбе, будем разгадывать секреты дружбы. А чтобы их разгадать надо четко и внятно говорить, полным ответом отвечать, быть внимательным. Посмотрите, сегодня наше чудо-дерево заскучало, а давайте мы разгаданные секреты дружбы будем дарить чудо-дереву? Вы согласны? Тогда оно повеселеет.

· Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту)

· Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства)

Как можно познакомиться? Показ сцены знакомства. С помощью чего эти дети познакомились? (куклы, носового платка).

· А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся).

Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют)Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда должна быть улыбка на лице. Давайте ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ дружбы – «Улыбку» поместим на наше чудо-дерево.

· у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)

· кого мы называем другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может выручить, научить тому, что сам умеет, уступит другу)

· если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)

Конечно, я думаю, что все дети в нашей группе дружат.

Физминутка «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,(пальцы обеих рук соединены в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.(ладони прижаты друг другу)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.(подушечки пальцев постукивают друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.(руки вниз, встряхивают кистями)

О друзьях говорить всегда приятно. Наверное, поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?

Чтение стихов о дружбе детьми:

· Можно много слов прекрасных о друзьях сказать

Никогда не стоит, дети, друга обижать.

Потому, что без друзей очень трудно жить…

Скажем вместе: дружбой надо дорожить.

· Если дело не идет и не спорится работа,

Друг всегда к тебе придет,

С другом справишься в два счета!

Ну, а если вдруг у друга что-нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь – может пригодиться!

·  Не бросай друзей своих, будь за них в ответе.

Не давай в обиду их ни за что на свете.

·  Если с другом был не вежлив,

Ты пойди и помирись,

Ты не дуйся и не хмурься,

Если надо, извинись!

И тогда вокруг все ярче

И светлее станет вдруг,

Потому, что рядом будет настоящий друг!

·  Запомните, мои ребята, что надо вежливыми быть.

Друзья появятся тогда, все будут вас любить!

·  У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

Да, ребята, человеку всегда необходим друг. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге: (предлагается план рассказа)

·  как зовут вашего друга

·  в какие игры вы с ним играете

·  какой он ваш друг

·  почему вы с ним дружите

заслушиваю рассказы 1-2 детей. Вот теперь мы узнали о друзьях Андрея и Жени.

Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.

Вот мы с вами разгадали ВТОРОЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Надо иметь всегда друзей, без друзей не прожить ни за что на свете». Поместим еще один секрет на чудо-дерево.

Волшебная шкатулка мне сообщила, что в ней живут множество разных чистоговорок, загадок, но потерялись пословицы о дружбе, если мы с вами назовем то узнаем другие секреты дружбы, желаете?

·  Друзья познаются в беде.

·  Нет друга, ищи, а нашел, береги.

·  Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

·  Дружба и братство дороже любого богатства.

·  Старый друг лучше новых двух.

·  Дружба в делах помощница.

·  Дружба, что стекло, разобьешь, не сложишь.

·  Новых друзей наживаю, старых не забываю.

·  Для друга семь верст не круг.

·  Не бросай друга в несчастье.

·  Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

·  Сам себя губит, кто других не любит.

·  Дружбу помни, а зло забывай.

·  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (надо ценить своих друзей, дружбу с ними, не бросать их)

Поместим ТРЕТИЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Цени своих друзей» поместим на чудо-дерево.

Физминутка: Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Мы тихонечко присядем,

Ручками себя погладим,

Мы поднимемся тихонько,

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки,

И похлопают ладошки.

Повернемся мы направо –

Не начать ли все сначала?

Внесение сюжетных картинок «Помогаем друг другу»

Посмотрите на картинки и скажите, как вы думаете, дружные ребята изображены или нет? Почему? (дружные, помогают друг другу: нести сумку, поднимают девочку из сугроба, вместе играют) какими их можно назвать? (доброжелательными).

Почему доброжелательными? (желают друг другу добра, чтобы девочка не простудилась в снегу, не ссорились во время игры).

Что значит быть доброжелательным? (всем желать добра)

Как другие узнают, что ты человек, желающий добра? (надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать).

Вот мы раскрыли ещё один секрет дружбы, какой? (быть доброжелательным)

Давайте поместим на чудо-дерево это ЧЕТВЕРТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Будь доброжелательным»

Подвожу детей к выставке иллюстраций с изображением: люди и животные, люди и растения, люди и книга. (Люди помогают животным и растениям).

А только люди могут быть нашими друзьями? (собаки, кошки, птицы, растения).

Что нужно делать для того, чтобы растения стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять)

Как помогают растения нам, людям? (очищают воздух, украшают группу).

А ещё я хочу вам сказать, что растения лечат людей - их называют лекарственными. Может вы знаете, какие-нибудь лекарственные растения? (подорожник – лечит раны, ромашка – помогает останавливать кровь, крапиву – запаривают и полощут волосы, чтобы они росли шелковыми, красивыми, боярышник – лечит сердечные мышцы).

От такой дружбы будет хорошо и нам, и окружающим, и природе.

А животных вы считаете нашими друзьями? Почему? (человек ухаживает: косит сено, кормит. Собака, например, сторожит дом. Корова дает молоко, на лошади можно перевозить груз тяжелый)

А можно дружить с книгами? (да, они большую пользу приносят детям и взрослым)

А что надо делать? Как дружить с книгами? (читать, беречь их, чинить, если порвались)

Это, ребята, ПЯТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей»

Получается можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их, улыбнитесь им. И постарайтесь никогда не ссориться.

Давайте подойдем сейчас к нашему чудо-дереву – оно так повеселело, как вы думаете почему? (потому что мы разгадали секреты дружбы).

Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы, давайте вспомним их:

·  чаще улыбайся (дружба начинается с улыбки)

·  имей верных друзей

·  цени дружбу

·  будь доброжелателен

·  помогай тому, кто нуждается в помощи

Рефлексия: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос, забыл пословицу).

Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Хочу подарить вам волшебные солнышки, которые будут светить вам всегда, согревать вас в трудную минуту. Чтобы у вас были добрые, верные друзья, которые будут спешить к вам на помощь.

Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!