СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мировая художественная культура и А.С.Пушкин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по творчеству  А.С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Мировая художественная культура и А.С.Пушкин»

Мировая художественная культура и А.С.Пушкин.

Цели: уяснить, почему пушкинская тема является центральной не только в русской литературе XIX века, но и во всей русской литературе; каково влияние Пушкина на развитие русской национальной культуры; почему его называют родоначальником новой русской литературы; чем близок Пушкин современным читателям.

Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как мастере художественного слова.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

  • познавательная сфера: понимать ключевые проблемы, которые были отражены в творчестве А.С.Пушкина, связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в нем нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение (определять его жанр, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев); определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией (роман, композиция, сюжет);

  • ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А.С.Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

  • коммуникативная сфера: владеть умением создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного;

  • эстетическая сфера: понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературного произведения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию;

  • регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Сценарий урока

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное.

Н. В. Гоголь

I. Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт. Его по праву мы считаем  родоначальником  нашей  классической  литературы,  по  словам М. Горького, «началом всех начал».

В  его  личности  и  творчестве  проявились  лучшие  черты  русского народа – свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Творческое развитие Пушкина было стремительным.

Прав И. А. Гончаров, сказавший в своей статье: «Пушкин – громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников».

II. Беседа с учащимися.

В ходе беседы обсуждаются следующие темы:

1. Пушкин и русская литература.

А. С. Пушкин – патриот-гражданин, любивший свою родину, свой народ. Опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию, Пушкин создавал новую литературу, проявляя интерес к наиболее актуальной проблематике. Он откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины. Поэт продолжал развивать и углублять только то, что служило развитию русской народной национальной литературы.

Творчество Пушкина – подлинно народное. Народность проявляется и в темах, которые он ставил и разрешал, и в изображении действительности и типических особенностей русского национального характера, и в описаниях картин природы, и в языке.

«Пушкин – выражение могучих творческих сил народа, символ его величайшей талантливости» (Н. А. Демин).

Огромной заслугой поэта было утверждение в литературе критического реализма, раскрытие противоречий современной жизни, ширина и глубина охвата действительности, указание перспектив развития общества, всестороннее изображение человеческого характера – сильнейшие черты пушкинского реализма.

Пушкин – создатель новых литературных жанров: романтической поэмы, реалистического романа в стихах, исторической трагедии, драмы, повестей, политических и информационных заметок, очерков, новелл. Он стремился писать так, чтобы его произведения могли читаться «всеми и везде». Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства – точности и ясности языка, музыкальности стиха, стройности и гармоничности композиции – с непринужденностью, простотой и естественностью.

Велико значение Пушкина в истории русского литературного языка. «В нем (в Пушкине) как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство» (Н. В. Гоголь).

«Нет сомнения, что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» (И. С. Тургенев).

Пушкин оказал огромное влияние на писателей-современников, а также на многих писателей последующих поколений.

Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки.

2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.

А.С.Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Имя поэта рано сделалось известным европейскому читателю. Он явился создателем национального русского литературного языка. Переводы его стихотворений появились в 1823 году и были высоко оценены критикой и читателями. Но мировое признание  к Пушкину пришло позднее.

Пушкин – родоначальник одного из самых выдающихся явлений искусства слова – русского реализма. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа.

Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате к русской культуре был вынужден прислушаться весь культурный мир.

Действительно, талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим. Пушкин с большим умением проникал в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание.

Подлинный реализм, идейное богатство, народность, человечность и современная художественная форма – это тот вклад, который внес поэт в сокровищницу мировой литературы.

А.С.Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития.

Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина «бездна пространства». По словам Чернышевского, до А.С.Пушкина «еще никто не писал таким легким и живым языком».

III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.

Алексей Жемчужников — Памятник Пушкину: Стих

Николай Языков — Пушкину (О ты, чья дружба мне дороже): Стих Булат Окуджава — Счастливчик: Стих Анна Ахматова — Пушкин: Стих Иосиф Бродский — Памятник Пушкину: Стих IV. Рефлексия деятельности. – Что нового вы узнали на уроке? – Закончите фразу: «Сегодня я понял...». V. Домашнее задание.

Подготовиться  к  написанию  контрольного  сочинения  по  творчеству А. С. Пушкина.