МХК-10
Урок № 15
Театр и музыка Средних веков
Д.З.: Гл.15, вопросы и задания стр.158.
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- познакомить с достижениями театрального и музыкального искусства Средних веков;
- расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
- воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию Средневековья.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- литургическая драма;
- мистерии;
- фарс;
- Добродетель;
- Добро и Зло;
- идеал Прекрасной Дамы;
- григорианский хорал;
- модия;
- псалмодия;
- католическая месса;
- многоголосие;
- кондукт и мотет;
- трубадуры;
- труверы;
- миннезингеры
Универсальные учебные действия
- исследовать причины особой популярности комического фарса в на родной среде; выдвигать проблему , предусматривающую множественность / инвариантность ответов на поставленные вопросы; исследовать причины складывания мнения о григорианском хорале как о музыкальном символе средневековой эпохи; инсценировать один из эпизодов средневекового фарса, мистерии или литургической драмы; составлять словарь музыкальных и театральных понятий и терминов, восходящих к эпохе Средневековья; слушать григорианские хоралы, определяя их существенные признаки и приемы создания художественных образов; создавать собственную коллекцию средневековой музыки и систематизировать ее; проводить самостоятельный анализ стихотворений французских трубадуров и немецких миннезингеров
- исследовать причины особой популярности комического фарса в на родной среде;
- выдвигать проблему , предусматривающую множественность / инвариантность ответов на поставленные вопросы;
- исследовать причины складывания мнения о григорианском хорале как о музыкальном символе средневековой эпохи;
- инсценировать один из эпизодов средневекового фарса, мистерии или литургической драмы;
- составлять словарь музыкальных и театральных понятий и терминов, восходящих к эпохе Средневековья;
- слушать григорианские хоралы, определяя их существенные признаки и приемы создания художественных образов;
- создавать собственную коллекцию средневековой музыки и систематизировать ее;
- проводить самостоятельный анализ стихотворений французских трубадуров и немецких миннезингеров
Проверка знаний
- Каковы особенности романского стиля в изобразительном искусстве? Какие его характерные черты унаследованы искусством готики? Опишите скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во Франции.
2. Классические соборы в Реймсе и Амьене представляют собой синтез архитектуры и скульптуры. Каким образом скульптуры вписаны в архитектурный образ? почему скульптура становится основным видом изобразительного искусства готики?
3. В чём художественное своеобразие немецкой готической скульптуры? Как в скульптурных портретах (с.118) переданы душевное состояние и особенности характера героев?
4. Почему в готических храмах витражи пришли на смену византийской мозаике? Какова роль света в интерьере готического собора?
Рассмотрите витражи готических соборов. Какие сюжеты и орнаментальные мотивы в них преобладают?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Литургическая драма.
- Средневековый фарс.
- Достижения музыкальной культуры.
- Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет музыкальное и театральное искусство Средних веков?
подвопросы
- Литургическая драма. Возникновение жанра и его особая популярность в обществе. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Общие черты и особенности театрального действа.
- Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Средневековый фарс в произведениях живописи и литературы.
- Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Понятие о григорианском хорале. Появление и развитие многоголосия.
- Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика. Шедевры музыкально-песенного творчества
В музыке Средневековья господствует монодический склад - под сводами собора звучал одноголосый мужской хор.
Музыка была преимущественно анонимной.
606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы. В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.
Музыка
Средневековья
Какое место занимает музыка
в Средние века?
Григорианские хоралы , которые делились на две группы:
- распевные , связанные с формированием мессы
- речитативные , связанные с формированием пассионов .
Месса - католическое богослужение.
Название «месса» происходит от латинского выражения
«Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами
на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения
лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только
принятые в общину. Текст мессы обычно поется, реже – читается.
Язык месс – латинский.
Мессы бывают:
обиходные ( Ordinarium )
заупокойные ( Requiem )
торжественные ( Solemnis ).
Месса имеет 6 частей:
К yrie eleison («Господи, помилуй»),
Gloria («Слава в вышних»),
С redo («Верую»),
Sanctus (« Свят »), Benedictus ( «Благословен»),
Agnus Dei («Агнец Божий»).
Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.
Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.
Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная.
С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.
На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие.
Первые образцы полифонии :
имитационные,
контрапунктические
( cantus firmus - техника пения на основную мелодию),
бурдонные
(один выдержанный звук в основе).
Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам в Париже.
Первые композиторы школы –
ЛЕОНИН (12 век)
и
ПЕРОТИН (13 век)
Звучит органум 10
Вопрос. Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке?
Жанры полифонии:
канон ,
органум (подобие звучания),
мотет (светский, mot - «слово»).
Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами.
Порой это выглядело, как вызывающее озорство.
Монахи-бенедиктенцы, распевающие псалмы. Миниатюра. Начало Х V века.
Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)
Звучит №16
«Земляничка свежая».
После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества.
Формируется камерная светская музыка.
Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть .
Камерная светская музыка .
Рыцари-музыканты : трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др.
Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах.
Канцона, Альба, Лид- лирические песни .
Звучит №7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона
Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.
Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов.
Городские музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы - музыканты-циркачи (Франция), голиарды -беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов.
Менестрели -придворные музыканты.
Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров?
Звучит шуточная песня школяра №6
и городская песня №8
Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму- рондо (круг, чередование темы - рефрена и других тем.)
Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.
Выводы:
Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций.
На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени.
Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей.
Дух вольности противостоял тяготам жизни.
задание:
- Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье.
- Дайте определения терминам:
Месса,
пассионы,
м енестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур
СЛОВАРЬ
Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв.
Миннезингер – (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики.
Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции.
Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах.
Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху .
Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи).
странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества трубадура была любовная лирика.
Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.
ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения.
Во время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
РЕЛИГИОЗНЫЕ
СВЕТСКИЕ
ФАРС
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ
ДРАМА
МИРАКЛЬ,
МИСТЕРИЯ
КАРНАВАЛ
МОРАЛИТЕ
литургическая драма (см. выше)
с XII века разыгрывается не внутри храма, а на паперти – площади перед собором. Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций.
Особенности:
- использование музыки
- диалогов
- авторских ремарок
В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами -
миракли (от «чудо»),
а затем моралите , носящие назидательный, поучительный характер и
мистерии (от «таинство, посвящённое важному событию»)
ФАРС
Народная комедия. От слова «фарш, начинка».
Сперва фарсы использовали как «начинку» в скучных мистериях. Но истоки фарса в народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.
Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы
Контрольные вопросы
Творческая мастерская
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /