СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МХК/искусство, 10. Театр и музыка Средних веков

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Театр и музыка Средних веков" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«МХК/искусство, 10. Театр и музыка Средних веков»

МХК-10 Урок № 15 Театр и музыка  Средних веков Д.З.: Гл.15, вопросы и задания стр.158.  © А.И. Колмаков

МХК-10

Урок № 15

Театр и музыка Средних веков

Д.З.: Гл.15, вопросы и задания стр.158.

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА  познакомить с достижениями театрального и музыкального искусства Средних веков;  расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;  воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию Средневековья.

ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с достижениями театрального и музыкального искусства Средних веков;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию Средневековья.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ литургическая драма; мистерии; фарс; Добродетель; Добро и Зло; идеал Прекрасной Дамы; григорианский хорал; модия; псалмодия; католическая месса; многоголосие; кондукт и мотет; трубадуры; труверы; миннезингеры

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • литургическая драма;
  • мистерии;
  • фарс;
  • Добродетель;
  • Добро и Зло;
  • идеал Прекрасной Дамы;
  • григорианский хорал;
  • модия;
  • псалмодия;
  • католическая месса;
  • многоголосие;
  • кондукт и мотет;
  • трубадуры;
  • труверы;
  • миннезингеры

Универсальные учебные действия

  • исследовать причины особой популярности комического фарса в на родной среде; выдвигать проблему , предусматривающую множественность / инвариантность ответов на поставленные вопросы; исследовать причины складывания мнения о григорианском хорале как о музыкальном символе средневековой эпохи; инсценировать один из эпизодов средневекового фарса, мистерии или литургической драмы; составлять словарь музыкальных и театральных понятий и терминов, восходящих к эпохе Средневековья; слушать григорианские хоралы, определяя их существенные признаки и приемы создания художественных образов; создавать собственную коллекцию средневековой музыки и систематизировать ее; проводить самостоятельный анализ стихотворений французских трубадуров и немецких миннезингеров
  • исследовать причины особой популярности комического фарса в на родной среде;
  • выдвигать проблему , предусматривающую множественность / инвариантность ответов на поставленные вопросы;
  • исследовать причины складывания мнения о григорианском хорале как о музыкальном символе средневековой эпохи;
  • инсценировать один из эпизодов средневекового фарса, мистерии или литургической драмы;
  • составлять словарь музыкальных и театральных понятий и терминов, восходящих к эпохе Средневековья;
  • слушать григорианские хоралы, определяя их существенные признаки и приемы создания художественных образов;
  • создавать собственную коллекцию средневековой музыки и систематизировать ее;
  • проводить самостоятельный анализ стихотворений французских трубадуров и немецких миннезингеров
Проверка знаний Каковы особенности романского стиля в изобразительном искусстве? Какие его характерные черты унаследованы искусством готики? Опишите скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во Франции. 2. Классические соборы в Реймсе и Амьене представляют собой синтез архитектуры и скульптуры. Каким образом скульптуры вписаны в архитектурный образ? почему скульптура становится основным видом изобразительного искусства готики? 3. В чём художественное своеобразие немецкой готической скульптуры? Как в скульптурных портретах (с.118) переданы душевное состояние и особенности характера героев? 4. Почему в готических храмах витражи пришли на смену византийской мозаике? Какова роль света в интерьере готического собора? Рассмотрите витражи готических соборов. Какие сюжеты и орнаментальные мотивы в них преобладают?

Проверка знаний

  • Каковы особенности романского стиля в изобразительном искусстве? Какие его характерные черты унаследованы искусством готики? Опишите скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во Франции.

2. Классические соборы в Реймсе и Амьене представляют собой синтез архитектуры и скульптуры. Каким образом скульптуры вписаны в архитектурный образ? почему скульптура становится основным видом изобразительного искусства готики?

3. В чём художественное своеобразие немецкой готической скульптуры? Как в скульптурных портретах (с.118) переданы душевное состояние и особенности характера героев?

4. Почему в готических храмах витражи пришли на смену византийской мозаике? Какова роль света в интерьере готического собора?

Рассмотрите витражи готических соборов. Какие сюжеты и орнаментальные мотивы в них преобладают?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Литургическая драма. Средневековый фарс.  Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет музыкальное и театральное искусство Средних веков?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Литургическая драма.
  • Средневековый фарс.
  • Достижения музыкальной культуры.
  • Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет музыкальное и театральное искусство Средних веков?

подвопросы Литургическая драма. Возникновение жанра и его особая популярность в обществе. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Общие черты и особенности театрального действа. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Средневековый фарс в произведениях живописи и литературы. Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Понятие о григорианском хорале. Появление и развитие многоголосия. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика. Шедевры музыкально-песенного творчества

подвопросы

  • Литургическая драма. Возникновение жанра и его особая популярность в обществе. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Общие черты и особенности театрального действа.
  • Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Средневековый фарс в произведениях живописи и литературы.
  • Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Понятие о григорианском хорале. Появление и развитие многоголосия.
  • Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика. Шедевры музыкально-песенного творчества
В музыке Средневековья господствует монодический склад - под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. Музыка была преимущественно анонимной. 606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы. В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы. Музыка Средневековья Какое место занимает музыка  в Средние века?

В музыке Средневековья господствует монодический склад - под сводами собора звучал одноголосый мужской хор.

Музыка была преимущественно анонимной.

606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы. В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.

Музыка

Средневековья

Какое место занимает музыка

в Средние века?

Григорианские хоралы , которые делились на две группы: - распевные , связанные с формированием мессы - речитативные , связанные с формированием пассионов .

Григорианские хоралы , которые делились на две группы:

- распевные , связанные с формированием мессы

- речитативные , связанные с формированием пассионов .

Месса -  католическое богослужение. Название «месса» происходит от латинского выражения «Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину. Текст мессы обычно поется, реже – читается. Язык месс – латинский.   Мессы бывают: обиходные ( Ordinarium ) заупокойные ( Requiem ) торжественные ( Solemnis ).  Месса имеет 6 частей: К yrie  eleison («Господи, помилуй»), Gloria («Слава в вышних»), С redo («Верую»), Sanctus (« Свят »), Benedictus ( «Благословен»), Agnus Dei («Агнец Божий»).

Месса - католическое богослужение.

Название «месса» происходит от латинского выражения

«Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами

на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения

лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только

принятые в общину. Текст мессы обычно поется, реже – читается.

Язык месс – латинский.

Мессы бывают:

обиходные ( Ordinarium )

заупокойные ( Requiem )

торжественные ( Solemnis ).

Месса имеет 6 частей:

К yrie eleison («Господи, помилуй»),

Gloria («Слава в вышних»),

С redo («Верую»),

Sanctus (« Свят »), Benedictus ( «Благословен»),

Agnus Dei («Агнец Божий»).

Пассионы -  повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.

Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.

Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.

Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная. С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.

Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная.

С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.

На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие. Первые образцы полифонии :  имитационные, контрапунктические  ( cantus firmus - техника пения на основную мелодию),  бурдонные  (один выдержанный звук в основе). Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам в Париже. Первые композиторы школы – ЛЕОНИН (12 век) и ПЕРОТИН (13 век) Звучит органум 10 Вопрос. Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке?

На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие.

Первые образцы полифонии :

имитационные,

контрапунктические

( cantus firmus - техника пения на основную мелодию),

бурдонные

(один выдержанный звук в основе).

Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам в Париже.

Первые композиторы школы –

ЛЕОНИН (12 век)

и

ПЕРОТИН (13 век)

Звучит органум 10

Вопрос. Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке?

Жанры полифонии: канон , органум (подобие звучания), мотет (светский, mot - «слово»). Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами. Порой это выглядело, как вызывающее озорство. Монахи-бенедиктенцы, распевающие псалмы. Миниатюра. Начало Х V века.

Жанры полифонии:

канон ,

органум (подобие звучания),

мотет (светский, mot - «слово»).

Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами.

Порой это выглядело, как вызывающее озорство.

Монахи-бенедиктенцы, распевающие псалмы. Миниатюра. Начало Х V века.

Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)

Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)

Звучит №16  «Земляничка свежая».  После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества. Формируется камерная светская музыка. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть .

Звучит №16

«Земляничка свежая».

После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества.

Формируется камерная светская музыка.

Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть .

Камерная светская музыка . Рыцари-музыканты : трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др. Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах. Канцона, Альба, Лид- лирические песни . Звучит №7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона  Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.

Камерная светская музыка .

Рыцари-музыканты : трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др.

Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах.

Канцона, Альба, Лид- лирические песни .

Звучит №7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона

Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.

Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов.  Городские музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы - музыканты-циркачи (Франция), голиарды -беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов.  Менестрели -придворные музыканты. Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров? Звучит шуточная песня школяра №6  и городская песня №8 Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму- рондо (круг, чередование темы - рефрена и других тем.) Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.

Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов.

Городские музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы - музыканты-циркачи (Франция), голиарды -беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов.

Менестрели -придворные музыканты.

Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров?

Звучит шуточная песня школяра №6

и городская песня №8

Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму- рондо (круг, чередование темы - рефрена и других тем.)

Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.

Выводы: Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций.   На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени.  Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей.  Дух вольности противостоял тяготам жизни.

Выводы:

Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций.

На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени.

Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей.

Дух вольности противостоял тяготам жизни.

задание: Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье.  Дайте определения терминам:  Месса,  пассионы,  м енестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур

задание:

  • Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье.
  • Дайте определения терминам:

Месса,

пассионы,

м енестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур

  СЛОВАРЬ   Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв.   Миннезингер – (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики.   Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции.   Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах.  Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху .  Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи).  странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества трубадура была любовная лирика.   Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.

СЛОВАРЬ

Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв.

Миннезингер – (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики.

Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции.

Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах.

Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху .

Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи).

странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества трубадура была любовная лирика.

Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения. Во время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения.

Во время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЕТСКИЕ ФАРС ЛИТУРГИЧЕСКАЯ  ДРАМА МИРАКЛЬ, МИСТЕРИЯ КАРНАВАЛ МОРАЛИТЕ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

РЕЛИГИОЗНЫЕ

СВЕТСКИЕ

ФАРС

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ

ДРАМА

МИРАКЛЬ,

МИСТЕРИЯ

КАРНАВАЛ

МОРАЛИТЕ

литургическая драма (см. выше)  с XII века разыгрывается не внутри храма, а на паперти – площади перед собором. Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций.  Особенности: - использование музыки  диалогов  авторских ремарок

литургическая драма (см. выше)

с XII века разыгрывается не внутри храма, а на паперти – площади перед собором. Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций.

Особенности:

- использование музыки

  • диалогов
  • авторских ремарок
В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами - миракли  (от «чудо»), а затем  моралите , носящие назидательный, поучительный характер и мистерии  (от «таинство, посвящённое важному событию»)

В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами -

миракли (от «чудо»),

а затем моралите , носящие назидательный, поучительный характер и

мистерии (от «таинство, посвящённое важному событию»)

ФАРС Народная комедия. От слова «фарш, начинка». Сперва фарсы использовали как «начинку» в скучных мистериях. Но истоки фарса в народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.

ФАРС

Народная комедия. От слова «фарш, начинка».

Сперва фарсы использовали как «начинку» в скучных мистериях. Но истоки фарса в народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.

Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы

Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Творческая мастерская

Творческая мастерская

Рефлексия  Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Вы можете использовать шаблон презентации:  Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /