СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Младший школьный возраст.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация освещает вопросы анатомо-физиологического развития, характеристику деятельности, особенности психических процессов, особенности общения детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Младший школьный возраст.»

  М ладший  школьный  возраст Учитель-логопед Черкашина С.Г.   (с 6-7 до 10-11 лет)

М ладший

школьный

возраст

Учитель-логопед Черкашина С.Г.

(с 6-7 до 10-11 лет)

Анатомо-физиологические особенности
  • Анатомо-физиологические особенности
 Младший школьный возраст – возраст спокойного и равномерного физического развития Увеличение роста и веса, выносливости,  жизненной ёмкости лёгких Функциональное  совершенствование мозга Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения Интенсивно Костная система  в стадии растёт формирования, и снабжается  укрепление кровью мышца мышц и связок   сердца

Младший школьный возраст –

возраст

спокойного и равномерного физического развития

Увеличение

роста и веса,

выносливости,

жизненной ёмкости

лёгких

Функциональное

совершенствование

мозга

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения

Интенсивно

Костная система

в стадии

растёт

формирования,

и снабжается

укрепление

кровью мышца

мышц и связок

сердца

Психологическая готовность к школьному обучению Личностная готовность Интеллектуальная готовность - уровень развития аффективно-потребностной сферы; - «внутренняя позиция школьника». - ориентировка в окружающем, запас знаний; Двигательная готовность - уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения; Уровень развития предпосылок учебной деятельности - мелкая моторика; - развитие речевой сферы. - крупные движения - умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого; - самостоятельно действовать по заданию; - ориентироваться на систему условий задачи.
  • Психологическая готовность к школьному обучению

Личностная готовность

Интеллектуальная готовность

- уровень развития аффективно-потребностной сферы;

- «внутренняя позиция школьника».

- ориентировка в окружающем, запас знаний;

Двигательная готовность

- уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения;

Уровень развития предпосылок учебной деятельности

- мелкая моторика;

- развитие речевой сферы.

- крупные движения

- умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого;

- самостоятельно действовать по заданию;

- ориентироваться на систему условий задачи.

Характеристика деятельности
  • Характеристика деятельности
О с н о в н а я д е я т е ль н о с т ь  младшего школьника учебная Мотивы Учебные задачи Учебные действия Действия контроля Действия оценки

О с н о в н а я д е я т е ль н о с т ь младшего школьника

учебная

  • Мотивы
  • Учебные задачи
  • Учебные действия
  • Действия контроля
  • Действия оценки
 Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Предмет деятельности учения – знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. Центральная задача младшей школы – «формирование умения учиться».

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний

и умений, выработанных человечеством.

Предмет деятельности учения

знания и действия как элементы

культуры, науки, существующие

сначала объективно, экстериоризованно

по отношению к учащемуся.

Центральная задача младшей школы

«формирование умения учиться».

Мотивы учебной деятельности Внутренние мотивы Внешние мотивы Социальные мотивы Учебно-познавательные Узколичные, Широкие социальные мотивы: в т.ч. позиционные самосовершенствования; самоопределения; мотивы долга и ответственности

Мотивы учебной деятельности

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Социальные мотивы

Учебно-познавательные

Узколичные,

Широкие социальные мотивы:

в т.ч. позиционные

  • самосовершенствования;
  • самоопределения;
  • мотивы долга и ответственности
Учебно-познавательные мотивы Уровень познавательных потребностей, с которыми ребенок пришёл в школу Потребность во внешних впечатлениях Потребность в активности Познавательная потребность Содержание и организация учебного процесса Объект усвоения – Раскрытие условий происхождения понятий теоретические понятия Результат усвоения – формирование деятельности Внутренняя мотивация познавательных интересов Интерес к процессу учения Элементарные проявления – ребенок любит читать, рисовать Интерес проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи Ребенок должен испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения

Учебно-познавательные мотивы

Уровень познавательных потребностей, с которыми ребенок пришёл в школу

Потребность во внешних впечатлениях

Потребность в активности

Познавательная потребность

Содержание и организация учебного процесса

Объект усвоения –

Раскрытие условий происхождения понятий

теоретические понятия

Результат усвоения – формирование деятельности

Внутренняя мотивация познавательных интересов

Интерес к процессу учения

Элементарные проявления – ребенок любит читать, рисовать

Интерес проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи

Ребенок должен испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВ­ЛЕННАЯ Компоненты учебной деятельности ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ Учебные задачи направлены на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач СИСТЕМАТИ­ЧЕСКАЯ Учебные действия Что освоить? Действие контроля помогают учащимся воспроизводить и усваивать образцы общих способов решения задач это сличение, соотнесение учебных действий с образцом, который задает учитель Действие оценки Что сделать? процесс  оценки  ребенком  своей  деятельности  на  разных  этапах  ее  осуществления Правильно ли? Достиг ли результата?

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

ЦЕЛЕНАПРАВ­ЛЕННАЯ

Компоненты учебной деятельности

ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ

Учебные задачи

направлены на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач

СИСТЕМАТИ­ЧЕСКАЯ

Учебные действия

Что освоить?

Действие контроля

помогают учащимся воспроизводить и усваивать образцы общих способов решения задач

это сличение, соотнесение учебных действий с образцом, который задает учитель

Действие оценки

Что сделать?

процесс оценки ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления

Правильно ли?

Достиг ли результата?

СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания Навыки Полнота — глубина Умения Осознанность—прочность Обеспечивают творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом. Конкретность— обобщен­ность Специфические - используются на уроках по различным предметам. Обрывочность—систематичность Представления — понятия Обобщенные - используются при выполнении любой деятельности. Умения: Навыки: • счета • планировать свою работу • чтения Увеличение удельного веса теоретического содержания - необходимое условие развивающего обучения • анализировать задачу • письма и др. •  наблюдать • работать с текстом и др. Перенос и интерференция навыков

СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знания

Навыки

Полнота — глубина

Умения

Осознанность—прочность

Обеспечивают творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом.

Конкретность— обобщен­ность

Специфические - используются на уроках по различным предметам.

Обрывочность—систематичность

Представления — понятия

Обобщенные - используются при выполнении любой деятельности.

Умения:

Навыки:

• счета

• планировать свою работу

чтения

Увеличение удельного веса теоретического содержания - необходимое условие развивающего обучения

• анализировать задачу

• письма и др.

• наблюдать

• работать с текстом и др.

Перенос и интерференция навыков

Особенности развития психических процессов
  • Особенности развития психических процессов
Внимание Преобладающим видом в начале обучения является непроизвольное. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребёнка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей. Свойства внимания Распределение Переключение Слабое. Устойчивость С трудом переключает Легкая отвлекаемость. внимание с одного объекта на другой. Может быть непонимание смысла читаемого. Причины: - новизна обстановки; - особенности наглядных пособий; -однообразная деятельность; - утомление.

Внимание

Преобладающим видом в начале обучения является непроизвольное.

Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребёнка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.

Свойства внимания

Распределение

Переключение

Слабое.

Устойчивость

С трудом переключает

Легкая отвлекаемость.

внимание с одного объекта на другой.

Может быть непонимание смысла читаемого.

Причины:

- новизна обстановки;

- особенности наглядных пособий;

-однообразная деятельность;

- утомление.

Восприятие Переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному Свойства восприятия Предметность Целостность I-II кл. – слабая дифференци-рованность III кл. – выделение существенного Пропускают существен-ные детали, перескаки-вают с одного на другое Структурность Осмысленность I кл. - узнавание и называние предмета Тенденция к истолкованию и интерпретации сюжета Константность Избирательность Хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Нарастает ориентация на сенсорные эталоны. Воспринимают яркое, то, что выделяется на фоне других предметов. Апперцепция Лучше воспринимают то, что вызывает интерес.

Восприятие

Переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному

Свойства восприятия

Предметность

Целостность

I-II кл. – слабая дифференци-рованность

III кл. – выделение существенного

Пропускают существен-ные детали, перескаки-вают с одного на другое

Структурность

Осмысленность

I кл. - узнавание и называние предмета

Тенденция к истолкованию и интерпретации сюжета

Константность

Избирательность

Хорошо ориентируются на многие формы и цвета.

Нарастает ориентация на сенсорные эталоны.

Воспринимают яркое, то, что выделяется на фоне других предметов.

Апперцепция

Лучше воспринимают то, что вызывает интерес.

Память Более развита наглядно-образная память , чем словесно-логическая. Склонны  к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.

Память

  • Более развита наглядно-образная память , чем словесно-логическая.
  • Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
  • Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
  • Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
Процессы памяти ЗАПОМИНАНИЕ Непроизвольное Произвольное Играет большую роль в учебном процессе Еще не сформировано. На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства. Формируется. Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания. Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок. Увеличивается осмысленность запоминания В 1-м классе: недостаточность самоконтроля: количественная сторона повторения (сколько задано); на уровне узнавания. Показателем произвольности служат приемы запоминания .

Процессы памяти

ЗАПОМИНАНИЕ

Непроизвольное

Произвольное

Играет большую роль в учебном процессе

Еще не сформировано.

На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства.

Формируется.

Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок.

Увеличивается осмысленность запоминания

В 1-м классе: недостаточность самоконтроля:

  • количественная сторона повторения (сколько задано);
  • на уровне узнавания.

Показателем произвольности служат приемы запоминания .

Мышление Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности . Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения . На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия .

Мышление

  • Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности .
  • Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений.
  • Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения . На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия .
Стадии развития мышления I-II класс III класс Наглядно-действенное и наглядно-образное. Судят о предметах и явлениях по внешним отдельным признакам. Начинает формироваться абстрактное, словесно-логическое мышление. Установление связей между элементами усваиваемых сведений.

Стадии развития мышления

I-II класс

III класс

Наглядно-действенное и наглядно-образное.

Судят о предметах и явлениях по внешним отдельным признакам.

Начинает формироваться абстрактное, словесно-логическое мышление.

Установление связей между элементами усваиваемых сведений.

Характеристика мыслительных операций Особенности анализа и синтеза Уровни развития анализа и синтеза Особенности развития анализа и синтеза I Непоследовательность анализа. Вычленение отдельных разрозненных элементов. Степень соответствия этих процессов II Устанавливают короткие, локальные связи. Более последовательный и обстоятельный анализ. III Соответствие анализа синтезу. Некоторые условия могут выпадать. Частые ошибки. Предвидение хода решения задачи (мысленное планирование)

Характеристика мыслительных операций

Особенности анализа и синтеза

Уровни развития анализа и синтеза

Особенности развития анализа и синтеза

I

Непоследовательность анализа. Вычленение отдельных разрозненных элементов.

Степень соответствия этих процессов

II

Устанавливают короткие, локальные связи.

Более последовательный и обстоятельный анализ.

III

Соответствие анализа синтезу.

Некоторые условия могут выпадать. Частые ошибки.

Предвидение хода решения задачи (мысленное планирование)

Особенности развития абстракции 1-я особенность 2-я особенность За существенные признаки порой принимаю внешние, яркие, часто встречающиеся признаки Легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними Уровни развития обобщения у детей Чувственное, Обобщаются предметы и явления в процессе их восприятия и практической деятельности с ними практически действенное Образно-понятийное Преобладает у младшего школьника. Понятийно-образное, Обобщаются как существенные, так и несущественные признаки в виде наглядных образов. Обобщаются сходные существенные признаки предметов и явлений. Их существенные связи и отношения научное Часто рядоположенно находятся понятийные значения и единичные образы предметов Развитие обобщения идёт от более широкого (1-2 кл.) к более дифференцированному (3-й кл.)

Особенности развития абстракции

1-я особенность

2-я особенность

За существенные признаки порой принимаю внешние, яркие, часто встречающиеся признаки

Легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними

Уровни развития обобщения у детей

Чувственное,

Обобщаются предметы и явления в процессе их восприятия и практической деятельности с ними

практически действенное

Образно-понятийное

Преобладает у младшего школьника.

Понятийно-образное,

Обобщаются как существенные, так и несущественные признаки в виде наглядных образов.

Обобщаются сходные существенные признаки предметов и явлений. Их существенные связи и отношения

научное

Часто рядоположенно находятся понятийные значения и единичные образы предметов

Развитие обобщения идёт от более широкого

(1-2 кл.) к более дифференцированному

(3-й кл.)

Взаимная связь между обобщением и конкретизацией неполная единство в пределах учебного материала Зная лишь часть общих свойств ученик и конкретизирует тоже частично, на каком-либо примере полное единство Конкретизация проводится в пределах известного Обобщение может отрываться от конкретного образа и применяться в новых, конкретных условиях Стадии развития осознания мыслительных процессов(по Ж. Пиаже) I 8-9 лет II Не могут сказать, как они решают задачи, т.к. у них нет самоконтроля, направленного на мыслительный процесс. III 9-10 лет IV 11-12 лет Некоторое осознание своих умственных процессов. 14-15 лет Начинает проявляться осознание собственных мыслительных процессов Осознает операции мышления как таковые, в отвлечении от содержания мышления

Взаимная связь между обобщением и конкретизацией

неполная

единство в пределах учебного материала

Зная лишь часть общих свойств ученик и конкретизирует тоже частично, на каком-либо примере

полное единство

Конкретизация проводится в пределах известного

Обобщение может отрываться от конкретного образа и применяться в новых, конкретных условиях

Стадии развития осознания мыслительных процессов(по Ж. Пиаже)

I

8-9 лет

II

Не могут сказать, как они решают задачи, т.к. у них нет самоконтроля, направленного на мыслительный процесс.

III

9-10 лет

IV

11-12 лет

Некоторое осознание своих умственных процессов.

14-15 лет

Начинает проявляться осознание собственных мыслительных процессов

Осознает операции мышления как таковые, в отвлечении от содержания мышления

Воображение Стадии развития воображения: 1. Воссоздающее (репродуктивное); 2. Продуктивное. Особенности воображения 1-й класс 2-й класс Воображаемый образ состоит из отдельных фрагментов, деталей 3-й класс Незначительная переработка имеющихся представлений Образы воображения 4-й класс Расплывчатость, неясность, вносится много лишнего В образе отражается деталей Способны связывать отдельные части образа Переработка образов 2-3 Дополнительных деталей не вносится Управляемость процесса воображения Незначительная. Опора образа Более точные и определенные 3-4 На основе конкретного предмета, места, действия С возрастом воображение становится более управляемым, образы возникают в связи с задачами деятельности ребёнка. 4-5 Может изменятся сюжетная линия, появляется условность. Более обобщенный и яркий образ, изменяется сюжетная линия, вводятся условности.

Воображение

Стадии развития воображения: 1. Воссоздающее (репродуктивное); 2. Продуктивное.

Особенности воображения

1-й класс

2-й класс

Воображаемый образ состоит из отдельных фрагментов, деталей

3-й класс

Незначительная переработка имеющихся представлений

Образы воображения

4-й класс

Расплывчатость, неясность, вносится много лишнего

В образе отражается деталей

Способны связывать отдельные части образа

Переработка образов

2-3

Дополнительных деталей не вносится

Управляемость процесса воображения

Незначительная.

Опора образа

Более точные и определенные

3-4

На основе конкретного предмета, места, действия

С возрастом воображение становится более управляемым, образы возникают в связи с задачами деятельности ребёнка.

4-5

Может изменятся сюжетная линия, появляется условность.

Более обобщенный и яркий образ, изменяется сюжетная линия, вводятся условности.

Речь  один из важнейших психических процессов младшего школьника Функции речи Коммуникативная (средство общения) Сигнификативная (форма существования мысли)

Речь один из важнейших психических процессов младшего школьника

Функции речи

Коммуникативная (средство общения)

Сигнификативная (форма существования мысли)

Виды речи ОБЩЕНИЕ Внутренняя речь Устно (говорение) Выражение свое мысли Письменно (сочинение) Внешняя речь РЕЧЬ Восприятие устной речи (аудирование) Восприятие чужой речи Чтение вслух Восприятие письменное речи (чтение) Чтение  про себя

Виды речи

ОБЩЕНИЕ

Внутренняя речь

Устно (говорение)

Выражение свое мысли

Письменно (сочинение)

Внешняя речь

РЕЧЬ

Восприятие устной речи (аудирование)

Восприятие чужой речи

Чтение вслух

Восприятие письменное речи (чтение)

Чтение

про себя

Чувства и воля Чувства развиваются в тесной связи с волей. Волевое поведение в 1-м классе зависит от инструкций и контроля взрослых. Ко II-III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Ориентация эмоций связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. Появляются сложные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, праксические.

Чувства и воля

  • Чувства развиваются в тесной связи с волей.
  • Волевое поведение в 1-м классе зависит от инструкций и контроля взрослых. Ко II-III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.
  • Ориентация эмоций связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.
  • Появляются сложные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, праксические.
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА Любовь к Родине Чувство товарище­ства Осознаются к 4-му классу Осознанность и действенность нравственных чувств проявля­ются и формируются в поступках. Чувство дружбы ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА Чувство долга Любознательность РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ   Удивление Чувство чести Пассивное восприя­тие отдельных про­изведений искусст­ва Сомнение Удовольствие Выражение собст­венного эмоцио­нального отноше­ния от решения задачи Разочарование при неумении Собственная дея­тельность (живо­пись, музыка и др.) решать задачи

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Любовь к Родине

Чувство товарище­ства

Осознаются к 4-му классу

Осознанность и действенность нравственных чувств проявля­ются и формируются в поступках.

Чувство дружбы

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Чувство долга

Любознательность

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

 

Удивление

Чувство чести

Пассивное восприя­тие отдельных про­изведений искусст­ва

Сомнение

Удовольствие

Выражение собст­венного эмоцио­нального отноше­ния

от решения

задачи

Разочарование

при неумении

Собственная дея­тельность (живо­пись, музыка и др.)

решать задачи

Особенности общения  (со взрослыми и сверстниками)
  • Особенности общения (со взрослыми и сверстниками)
ОБЩЕНИЕ - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

ОБЩЕНИЕ - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Стили общения взрослых родителей учителей авторитарный (императивный) либерально-попустительский в т.ч. гиперопекающий антиавторитарный отчужденный демократический

Стили общения взрослых

родителей

учителей

авторитарный (императивный)

либерально-попустительский

в т.ч. гиперопекающий

антиавторитарный

отчужденный

демократический

Общение со сверстниками Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей – одна из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Межличностные отношения строятся на эмоциональной  основе . К концу начального обучения подкрепляются нравственной оценкой . В 1-ом классе выбор друга определяется внешними  обстоятельствами . К 10-11 годам приобретают значимость личностные качества учащегося , его организаторские способности.

Общение со сверстниками

  • Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей – одна из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
  • Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе . К концу начального обучения подкрепляются нравственной оценкой .
  • В 1-ом классе выбор друга определяется внешними обстоятельствами . К 10-11 годам приобретают значимость личностные качества учащегося , его организаторские способности.
Кризис  6-7 лет
  • Кризис 6-7 лет
  • ФАЗЫ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ (по Волкову Б.С.)

ДОКРИТИЧЕСКАЯ

КРИТИЧЕСКАЯ

У первоклассника, рано поступившего в школу

ПОСЛЕКРИТИЧЕСКАЯ

- Ребенок очень удовлетворен игрой

- Субъективное отношение к школе (результат подготовки без объективных предпосылок)

- Ребенок приходит в 1-й класс без сформированных предпосылок перехода от игры к учебной деятельности

У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу

- Игра отходит на второй план

- Ребенок вынужден наравне с учебой заниматься игрой.

- Получая замечание, переживая неуспех в учебной деятельности тянется к игре.

- Восстанавливается эмоционально-личностный дискомфорт, сглаживается негативная симптоматика.

- Ребенок переживает эмоционально-личностный дискомфорт.

  • Ребенок тянется к продуктивно-значимой

- Ребенок готов к учебной деятельности (субъективно и объективно)

- В поведении ребенка негативная симптоматика, направленная на учителей и родителей.

- Но отставание, начавшиеся в 1-м классе, может накапливаться. В результате общая неуспеваемость.

деятельности

- Формально переход к учебе запаздывает

- С приходом в школу восстанавливается внутренний комфорт ребенка, а негативные симптомы исчезают

- Возникает желание стать школьников.

- Негативная симптоматика ребенка направлена на родителей

Постановка и разработка проблемы критических возрастов в отечественной психологии впервые был осуществлена Л.С. Выготским. По Л.С. Выготскому Основные признаки критического или переломного периода: 1) утрата детской непосредственности; 2) манерничание, кривляние, вертлявость, паясничанье, клоунада; 3) дифференциация внутренней и внешней стороны личности ребёнка (переживания приобретают смысл, обобщение переживаний); 4) перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей.

Постановка и разработка проблемы критических возрастов в отечественной психологии впервые был осуществлена Л.С. Выготским.

По Л.С. Выготскому

Основные признаки критического или переломного периода:

1) утрата детской непосредственности;

2) манерничание, кривляние, вертлявость, паясничанье, клоунада;

3) дифференциация внутренней и внешней стороны личности ребёнка (переживания приобретают смысл, обобщение переживаний);

4) перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей.

Новые поведенческие характеристики: ребёнок не выполняет просьбы родителей ли отсрочивает время их выполнения; непослушание; капризы; ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых; демонстративная взрослость; часто хитрит; пристальное внимание к своей внешности; ожидание похвалы; упрямство; требовательность; обостренная реакция на критику

Новые поведенческие характеристики:

  • ребёнок не выполняет просьбы родителей ли отсрочивает время их выполнения;
  • непослушание;
  • капризы;
  • ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых;
  • демонстративная взрослость;
  • часто хитрит;
  • пристальное внимание к своей внешности;
  • ожидание похвалы;
  • упрямство;
  • требовательность;
  • обостренная реакция на критику
Социальная ситуация развития и новообразования
  • Социальная ситуация развития и новообразования
Социальные отношения ребенок взрослый дети учитель родители

Социальные отношения

ребенок

взрослый

дети

учитель

родители

Ребенок- учитель Ребенок - общество  В учителе воплощены требования общества;  В школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки;  Система четко определенных отношений, основанная на принятых правилах.

Ребенок- учитель

Ребенок - общество

  • В учителе воплощены требования общества;
  • В школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки;
  • Система четко определенных отношений, основанная на принятых правилах.
Новообразования младшего школьного возраста Овладение учебной деятельностью Произвольность психических процессов Внутренний план действий Самоконтроль Рефлексия

Новообразования

младшего школьного возраста

Овладение учебной деятельностью

Произвольность психических процессов

Внутренний план действий

Самоконтроль

Рефлексия

Литература: 1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фербер Д.А. Возрастная физиология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. 2. Волков Б.С. Психология развития младшего школьника. – М.: Академический проспект, 2005. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах, т. 4. Детская психология / под редакцией Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. 4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Пед. общество России, 2003. 5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождений до поздней зрелости (полный цикл развития человека): учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2004. 6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. 8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарика, 2005.

Литература:

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фербер Д.А. Возрастная физиология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.

2. Волков Б.С. Психология развития младшего школьника. – М.: Академический проспект, 2005.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах, т. 4. Детская психология / под редакцией Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Пед. общество России, 2003.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождений до поздней зрелости (полный цикл развития человека): учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2004.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарика, 2005.