Курсовая работа
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
«Младший школьный возраст как субъект учебной деятельности»
Выполнила:
студентка 2 курса
группы ZBM-MAT 2-1
Мухина А. С.
Содержание
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика учебной деятельности младших школьников………5
1.1 Понятие «учебная деятельность» ……………………………………………5
1.2 Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников.10
Глава 2. Особенности младшего школьника как субъекта учебной деятельности……………………………………………………………………..13
2.1 Психолого-педагогические основы становление младших школьников как субъектов учебной деятельности…………………………………………...…..13
2.2 Проявление субъектности у младших школьников в учебной деятельности……………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...24
Введение
Главным условием при реализации Федерального государственного образовательного стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение младшего школьника в процесс самостоятельного построения им нового знания. Иными словами, системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом учебной деятельности.
Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в младшем школьном возрасте.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации в учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе, это и определило актуальность исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование необходимости психолого-педагогической работы по формированию субъектной позиции учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть и конкретизировать сущность понятий «учебная деятельность»;
2. Изучить основные подходы к изучению учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
3. Выявить психолого-педагогические основы становление младших школьников как субъектов учебной деятельности;
4. Раскрыть особенности проявление субъектности у младших школьников в учебной деятельности.
Объектом исследования является личность младшего школьника.
Предмет исследования – субъектность младшего школьника в учебной деятельности.
Актуальность, предмет, объект исследования определили гипотезу: особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте зависят от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении младшего школьного возраста, вовлечение ребенка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем.
Теоретической основой исследования являются культурно-историческая теория психического развития (Выготский Л.С.); деятельностный подход в педагогической психологии и психологии развития (Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубцов В.В., Эльконин Д.Б.); научные положения, согласно которым учебная деятельность младших школьников рассматривается в непрерывном развитии (Ананьев Б.Г., Кулагина И.Ю., Леонтьев А.Н., Хухлаева О.В., Эриксон Э.).
В первой главе исследовательской работы были рассмотрены такие вопросы как: определение «учебной деятельности» и учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников.
На основе анализа различных определений «учебная деятельность», мы сделали вывод, что учебная деятельность — это такая деятельность субъекта, в которой получение знаний, овладение умениями и навыками, овладение способами получения знаний является главной и осознаваемой целью субъекта.
Учёные выделяют различное количество компонентов, включённых в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются учебная задача, учебное действие, мотивы, действие контроля и действие оценки. Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой.
Изучая педагогический опыт, мы сделали вывод, что полноценная учебная деятельность младших школьников включает умения:
• выделять и удерживать учебную задачу;
• самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
• адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
• владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
• использовать законы логического мышления;
• владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
• уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
• иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
Вторая глава исследовательской работы посвящена особенностям младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
С точки зрения психического и личностного развития ребенка понятие «ученик как субъект учебной деятельности» означает, что успешность учебной деятельности зависит прежде всего от собственной активности ребенка.
Определяющим в процессе становления ребенка как субъекта учебной деятельности в значительной степени является характер складывающихся взаимодействий в системе «педагог – учащиеся».
Взаимодействие в педагогическом процессе представляет собой форму взаимосвязи его участников, обеспечивающую их взаимообусловленность, характеризующуюся наличием целеполагания, способствующую обогащению интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса.
Под субъектной позицией младшего школьника подразумевается такая форма его учебной активности, в рамках которой он выступает как инициатор собственной познавательной деятельности, активно действующий участник образовательного процесса с устойчивой внутренней мотивацией, способный осознанно планировать и регулировать свои действия, осуществлять анализ своей учебной деятельности и давать адекватную оценку ее результатов. Проявляется субъектная позиция ученика в умении проектировать такую учебную деятельность, новообразованием которой становится действительное умение учиться.
Обобщая все выше сказанное хотелось бы отметить, что младший школьник — это субъект, вступающий в учебную деятельность. В этом качестве он, главным образом, отличается готовностью к ней и включенностью в нее. Готовность определяется уровнем анатомо-морфологического и психического развития ребенка, сформированностью отношения к школе, учению, вхождению в мир новых отношений с окружающими людьми и вещами. В работе с младшими школьниками учителю особенно важно учитывать основные психические новообразования, свойственные этому возрасту: теоретическое рефлексивное мышление, чувство компетентности. Существенным является и то, что в связи со сменой условий жизни у младшего школьника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Рядом с мнениями и оценками, которые высказывали детям родители, появляется новый авторитет – учитель.