02.04.
Частное общеобразовательное учреждение
Торопецкая гимназия имени святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея России
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании педагогического совета Приказ № 43 от 31.08.2021 года Протокол №1 от 31 .08.2021 года Директор гимназии: В.И. Замыслова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру 3 класс
(начальное общее образование)
Срок реализации: 1 год (2021/2022 учебный год)
2021, Торопец
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Концепции стандартов второго поколения, требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных программ по учебным предметам Начальная школа в 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение , авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий мир»
На уроки технологии отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в классе)
1. Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Содержание учебного предмета
природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности!
тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни;
организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни;
огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность;
для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология;
золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира;
3. Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количест во часов |
| Как устроен мир (6ч) | |
1 | Природа | 1 |
2 | Человек. | 1 |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 |
4 | Общество. | 1 |
5 | Что такое экология | 1 |
6 | Природа в опасности! | 1 |
| Эта удивительная природа (18ч) | |
7 | Тела, вещества, частицы. | 1 |
8 | Разнообразие веществ. | 1 |
9 | Воздух и его охрана. | 1 |
10 | Вода. Свойства воды. | 1 |
11 | Превращения и круговорот воды в природе. | 1 |
12 | Берегите воду! | 1 |
13 | Как разрушаются камни. | 1 |
14 | Что такое почва. | 1 |
15 | Разнообразие растений. | 1 |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
17 | Размножение и развитие растений. | 1 |
18 | Охрана растений. | 1 |
19 | Разнообразие животных. | 1 |
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 |
22 | Охрана животных. | 1 |
23 | В царстве грибов. | 1 |
24 | Великий круговорот жизни. | 1 |
| Мы и наше здоровье (9 ч) |
25 | Организм человека. | 1 |
26 | Органы чувств | 1 |
27 | Надёжная защита организма. | 1 |
28 | Опора тела и движение. | 1 |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 |
30 | Дыхание и кровообращение | 1 |
31 | Умей предупреждать болезни | 1 |
32 | Здоровый образ жизни. | 1 |
33 | Повторение. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Наша безопасность ( 8ч) | |
34 | Огонь, вода и газ. | 1 |
35 | Чтобы путь был счастливым. | 1 |
36 | Дорожные знаки. | 1 |
37 | Проект «Кто нас защищает» | 1 |
38 | Опасные места. | 1 |
39 | Природа и наша безопасность | 1 |
40 | Экологическая безопасность. | 1 |
41 | Экологическая безопасность. Повторение | 1 |
| Чему учить экономика (12 ч) | |
42 | Для чего нужна экономика? | 1 |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
44 | Полезные ископаемые. | 1 |
45 | Растениеводство. | 1 |
46 | Животноводство. | 1 |
47 | Какая бывает промышленность? | 1 |
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 |
49 | Что такое деньги? | 1 |
50 | Государственный бюджет. | 1 |
51 | Семейный бюджет. | 1 |
52 | Экономика и экология. | 1 |
53 | Экономика и экология. Повторение. | 1 |
| Путешествие по городам и странам (15 ч) | |
54 | Золотое кольцо России. | 1 |
55 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 1 |
56 | Золотое кольцо России. Повторение. | 1 |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 |
58 | Наши ближайшие соседи. | 1 |
59 | На севере Европы. | 1 |
60 | Что такое Бенилюкс? | 1 |
61 | В центре Европы. | 1 |
62 | По Франции и Великобритании. (Франция) | 1 |
63 | По Франции и Великобритании. (Великобритания). | 1 |
64 | На юге Европы. | 1 |
65 | По знаменитым местам мира. | 1 |
66 | По знаменитым местам мира. Повторение. | 1 |
67 | Повторение. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2009.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Окружающий мир
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
.