Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника ( доклад)»
Тема: Использование метода наглядного
моделирования и мнемотехники на уроках, внеклассном чтении, для
формирования и активизации связной речи, у обучающихся с ОВЗ
Ход доклада.
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника, или мнемоника – в переводе с греческого (искусство запоминания)- это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемосхемы служат для:
-обогащения словарного запаса
-при обучении составления рассказа
-при пересказах
-при загадывание и отгадывание загадок
-при заучивании стихов
Структура мнемотехники:
1.Мнемоквадраты
2.Мнемодорожки
3.Мнемотаблицы
Мнемоквадрат - это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
-строение рассказа;
-последовательность рассказа;
-лексико -грамматическую наполняемость рассказа.
Для детей в начальной школе необходимо давать цветные Мнемотаблицы,
так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка - серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Последовательность работы с мнемотаблицами состоит из 3 этапов:
1 этап
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап
Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап
После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Результаты:
расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед сверстниками.