СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника ка средство развития связной речи у детей с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с детьми на дому я часто использую элементы мнемотехники.  Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.  

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника ка средство развития связной речи у детей с нарушениями слуха»

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с нарушениями слуха



Работая с детьми на дому я часто использую элементы мнемотехники.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

У обучающегося на домашнем обучении по рекомендации ПМПК психофизическое развитие с сочетанными (комплексными нарушениями) происходит замедленно. При этом наблюдаются значительное отставание познавательных процессов, детских видов деятельности, речи. Наиболее очевидно проявляется задержка в формировании наглядно-образного мышления, имеются нарушения зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти, трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии зрительно-пространственного восприятия.

Включение в образовательный процесс приемов мнемотехники позволяет более эффективно корректировать отставание в развитии основных психических процессов и выполнить основную задачу воспитания и образования детей с нарушениями слуха –развитие речи как средства общения. Цели работы по развитию речи детей с нарушениями слуха : обогащение словарного запаса, составление фраз, обучение диалогу, развитие связной речи.

Виды работ по развитию связной речи: составление описания картинки и предметов, обучение составлению предложений , составлению рассказа по картинке или серии картинок, восстановление деформированного текста, составление пересказа, разучивание стихотворений. В начале работы по использованию приемов мнемотехники я знакомлю детей с символами, обозначающими предметы окружающего мира и действия. Это символы для обозначения погоды и признаков времен года, схематическое изображение человека ( мальчик, девочка, схемы движений для динамической паузы « Веселые человечки», схемы действий ( будем говорить – рот, будем слушать –ухо, читать – книга, писать –ручка, считать – цифры, играть – игрушки, схематические изображения цвета, формы, величины предметов, направления движения и расположения на плоскости и в пространстве, схематические изображения эмоций, соотнесение их с понятиями «хорошо» и « плохо», «нравится» и «не нравится». Вначале используются небольшие мнемотаблицы из 4 частей . Применяются на занятиях по развитию речи и по формированию элементарных математических представлений. Например , для формирования понятий «один-много», «большой- маленький», «красный –зеленый», «количество и счет». Можно составить мнемотаблицу по разным лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Осень», « Весна» и др. Также можно использовать таблицы для запоминания коротких стихотворений, где каждое слово заменяет схематическое изображение( можно нарисовать на листке или на доске). Например :

Вот зима.

Вот зима.

Много снега

намела.

Чем старше дети, словарный запас увеличивается, тексты для чтения и запоминания и воспроизведения становятся больше. Продолжается работа:

- с таблицами для составления описания предмета или картинки, которые включают в себя схематические изображения понятий « что это?» , «кто это?», вопрос « какой по цвету, форме, величине» - схематическое изображение цвета, формы, величины и тд. ;

- с таблицами для запоминания стихотворений.

Дети зарисовывают таблицу, а потом с опорой на нее пересказывают текст.

С мнемотаблицами из 9 частей по всем лексическим темам. Например, мнемотаблицы по темам : « Времена года» и « Осень»

«ОСЕНЬ»

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Мнемотаблица « ОСЕНЬ»

В центре таблицы - О – ОСЕНЬ.Все элементы мнемотаблицы связаны между собой логически и их схематические изображения похожи. Слева буква Х – Холодно. Справа, напротив буквы Х, перечеркнутое (как букваХ) солнышко_ Солнышка нет. Солнышко светит мало. Под ним 3 листочка – падают листья. Напротив – 3 капли – Идет дождь. Одинаковое количество- З, похожая форма, направление движения. Напротив – зонт- Нужен зонт. Дождь и зонт связаны логически. Напротив зонта – гриб. В лесу растут грибы. Гриб и зонт похожи по форме ( гриб под дождем- грибы растут после дождя). Рядом 3 кустика- в лесу растут ягоды. Напротив, наверху – 3 птицы. – птицы улетают. По форме схемы ягод и птиц похожи.

Мнемотаблица « Времена года».

В центре мнемотаблицы – тема. Г –Год, времена года. Таблица в форме ромба. Читается по часовой стрелке, чтобы виднее была смена времен года по порядку, 4 времени года по углам. После каждого времени года стоит схематическое изображение основного признака этого времени года. Таблица цветная. Каждому времени года соответствует свой цвет Сначала с обучающимся рассматривается мнемотаблица. Обращаем внимание на связи между элементами мнемотаблицы, затем подбираем таблички с речевым материалом, читаем их, дактилируем и проговариваем. Составляем мнемотаблицу из разрезных частей. Зарисовываем мнемотаблицу по памяти. Составляем связный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Благодаря использованию мнемотаблиц , память у обучающегося укрепляется, развивается их образное мышление, они запоминают информацию намного лучше, больше по объему, с интересом и эмоционально.