СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для студентов и преподавателей педагогических колледжей специальности 44.02.01 "Дошкольное образование".

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Печерская И.И.

Павловский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»


В современном дошкольном образовании развитие связной речи тесно связано с процессом интеллектуализации памяти ребенка, ее осмысленности и произвольности, эффективно востребованной при использовании мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличение в мыслительной деятельности дошкольника дополнительных ассоциаций. Ряд ученых (Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. и другие) в результате многочисленных исследований выяснили, что знания, полученные ребенком данного возраста с помощью графической аналогии, заместителей, символов, легко усваиваются на основе словесных объяснений педагога или в процессе организованных действий с предметами, служат прекрасным речевым материалом для всех видов деятельности.

В качестве символов Воробьева В.К. предлагает использование сенсорно-графических схем; Ткаченко Т.А. – предметно-схематических моделей; Глухов В.П. – блоков-квадратов; Большева Т.В. – коллажей; Ефименкова Л.Н – схем составления рассказа, сказки и так далее. Сенсорно –

графическая схема, например, рекомендованная В.К.Воробьёвой, отражает каналы получения информации о признаках предметов (зрительных, обонятельных, тактильных, вкусовых) и сами признаки. Схемы составляются в ходе обследования, поэтому дети имеют возможность закреплять действия-замещения.

Предметно-схематические модели, применяемые в методике Ткаченко Т.А., облегчают процесс освоения связной речи старших дошкольников, так как служат своеобразным зрительным планом при составлении описательных рассказов о предметах, об игрушках, посуде, одежде и домашних животных. Пользуясь опорной схемой, ребенок объясняет содержание условных знаков, составляет монолог-описание, соблюдая логическую последовательность и интонационную выразительность высказываний [32, с.18].

В своих исследованиях Полянская Т.Б. отмечает необходимость обучения дошкольников чтению символов, способствующих быстрому запоминанию прозаических и стихотворных текстов и активной мыслительной деятельности, формированию связной монологической и диалогической речи. Учитывая индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, автор считает возможным применение в образовательно-воспитательном процессе следующих методов и приемов мнемотехники: пиктограмм, символов-заместителей и мнемотаблиц.

Пиктограмма – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета и явления, представленный в виде схемы, ориентированный на зрительный образ, с помощью которого дети составляют канву из предложений, овладевают операциями анализа и синтеза в результате речемыслительной деятельности, развивают интерес к диалогическому общению. Использование пиктограмм в работе с дошкольниками по обучению пересказу облегчает запоминание литературного произведения, условные обозначения помогают каждому ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить план рассказывания. В отличие от алфавитной системы письма, пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и других правил языка, поэтому легче воспринимается детьми старшего дошкольного возраста [26, с. 38].

Одним из приемов развития связной речи и навыка творческого рассказывания является формирование у дошкольников умения составления сказок с помощью символов-заместителей. Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на схематичные рисунки. Особенность данных элементов в том, что символы-изображения, в отличие от картинного материала, фиксируют определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют очертания предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая символ в соответствии со своим замыслом [6, с. 53].

Символами могут быть схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество символов сначала определяется педагогом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком, далее осуществляется переход от подробного пересказа к краткому. Символ-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, осуществляемые при пересказе: пересказ – слушание текста - составление схем-символов - пересказ текста по схемам-символам; творческий рассказ – составление схем-символов рассказа – рассказ по схемам-символам. Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность речемыслительного процесса, могут быть использованы как средство привлечения интереса к данному виду деятельности и оптимизации развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Использование символов-заместителей в разных видах деятельности – источник развития умственных способностей и связной речи старших дошкольников. При составлении описательных и творческих рассказов символ-схема служит средством планирования связного высказывания, что позволяет детям сконцентрировать основное внимание на правильном построении текста, на воспроизведении в своей речи слов и выражений, характерных для данного произведения. Символы-схемы помогают старшим дошкольникам знакомиться с объектами и явлениями природы, выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности окружающего мира. Применение мнемотехники в данном случае является тем специфическим средством, которое предоставляет ребенку возможность анализировать, выделять существенное, способствует проявлению наблюдательности и любознательности.

Особое место в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает овладение ребенком связной речью, помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения основных смысловых звеньев сюжета, то есть можно нарисовать все, главное, нужно изобразить условно-наглядную схему, так, чтобы нарисованное было понятно дошкольникам. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, с их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы, затем переходить к мнемодорожкам, используя приёмы наложения, то есть составлять предложения, сочинять небольшие сказки, рассказы, и позже – к мнемотаблицам [28, с. 157].

Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображений. Кроме того, наличие зрительного схемы-плана делает рассказы, сказки четкими, связными и последовательными, что особенно важно для старших дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Эффективно использование со старшими дошкольниками при разучивании стихотворений мнемотаблиц, когда на каждое слово или маленькое словосочетание детьми подбирается или придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; следовательно, все лирическое произведение зарисовывается схематически. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми, при чтении педагогом стихотворения, а затем воспроизведении по памяти дошкольниками выставляются на фланелеграф.

В старшей возрастной группе каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой имеет возможность рассказать наизусть поэтическое произведение, а наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. При заучивании стихотворений используются детские опорные рисунки, по которым проще запомнить слова и фразы лирической миниатюры. Зрительный же образ, сохранившийся в памяти у ребят после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, воспроизвести его в определенной речевой ситуации, что способствует развитию связной речи [24, с. 109].

Мнемотехника многофункциональна, на ее основе создаются разнообразные дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности их проведения детям предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных словоформ. Например, после того, как старшие дошкольники в ходе образовательного процесса научились узнавать знакомую пословицу и называть ее, педагог предлагает им поиграть в новую игру-лото «Собери пословицу», при этом карточки вырезаются в виде мнемотаблиц. Существуют несколько вариантов проведения такого рода игр, а именно:

1) педагог называет пословицу, дети ее запоминают, затем из предложенных карточек находят соответствующую мнемотаблицу и составляют пословицу. Далее карточки перемешиваются и выкладываются на стол изображением вниз, первый играющий берёт из общего количества одну и переворачивает её изображением вверх, потом, то же самое делает другой ребенок. Победителем становится тот, кто быстрее с помощью мнемокарточек соберет пословицу;

2) педагог выкладывает карточками первую или вторую часть пословицы, ребенок дополняет ее недостающими карточками и называет полученный результат;

3) педагог предлагает детям на основе собственных наблюдений в природе и полученных знаний составить свою пословицу, при этом используя мнемокарточки [17, с. 36].

Данный дидактический материал может быть полезен не только для работы над развитием логического мышления, но и совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста, закрепления знаний о приметах осени и природных явлениях. В практике дошкольных образовательных организаций применяется еще одна разновидность дидактического материала по мнемотехнике – это коллаж, лист картона с изображением букв, цифр, геометрических фигур, а также различные картинки, связанные между собой одной целью – развитие фантазии, памяти, умения составлять связный текст. С целью разучивания стихотворения старшим дошкольникам педагог может предложить рассмотреть коллаж, запомнить и разобрать картинки, которые он содержит, затем карточки переворачиваются, и дети устно воспроизводят по памяти все изображения, ассоциирующиеся с содержанием стихотворения, что, в свою очередь, способствует быстрому заучиванию большего по объему поэтического текста и развитию связной речи.

Дошкольники осознанно и с интересом пользуются методами и приёмами мнемотехники при запоминании и воспроизведении различных текстов, демонстрируют способность видеть единство содержания лирического произведения и его художественной формы, возможность найти в нём образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму, сочинить новое стихотворение, потешку, загадку, вспомнить средства выразительности, использованные другими поэтами, что играет большую роль в формировании навыков связной монологической и диалогической речи. Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, развивается их образное мышление, запоминание предлагаемого содержания становится делом весёлым, эмоциональным, осязаемым, видимым и представляемым, ускоряется процесс перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Таким образом, мы пришли к выводу, что применение мнемотехники в работе со старшими дошкольниками является востребованным явлением в педагогическом процессе, позволяющим детям не только наглядно, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), но и сформировать навыки работы с ними, что особенно важно для развития связной речи. Изучая тщательно представленные изображения, схемы в виде пиктограмм, мнемотаблиц, коллажей и заместителей, ребенок ускоренными темпами может запомнить и воспроизвести текстовый материал, что способствует формированию навыков построения монологов и диалогов в различных речевых ситуациях.

С помощью использования методов и приемов мнемотехники дети старшего дошкольного возраста значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, заметно развивают фантазию, начинают активно придумывать свои собственные сюжеты для занимательных творческих рассказов. Включение схем, символов, таблиц в систему работы позволяет педагогу целенаправленно обогащать активный словарный запас дошкольников, закреплять навыки словообразования, совершенствовать умения употреблять в связной речи разнообразные синтаксические конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять повествовательные и описательные развернутые высказывания.

Использование опорных рисунков, изображений превращает занятие и другие виды деятельности ребенка в игру, в результате которой значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире, появляется уверенность и желание составлять интересные тексты разных жанров со сложными синтаксическими конструкциями и пересказывать их, разучивать стихотворения, что является показателем высокого уровня развития связной речи.


Список использованных источников


  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 272 с.

  2. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2014. – 235 с.

  3. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – М.: «Норма», 2007. – 208 с.

  4. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова. – М.: «КАРО», 2005. – 32 с.

  5. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. Большева. — СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. – 112 с.

  6. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. – С.47-52.

  7. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.

  8. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, – 1972. – 288 с.

  9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: АСТ:Астель: Транзиткнига, 2006. – 158с.

  10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. – М.: «Лабиринт», 1999. - 352 с.

  11. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С.Галанов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2016. – 176 с.

  12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 168 с.

  13. Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г. Давьщова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1. – С.16.

  14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 129 с.

  15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. – 432 с.

  16. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. - М.: Самиздат, 2007. – 350 c.

  17. Лаврентьева, Т.В. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями / Т.В. Лаврентьева // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. – С.35-38.

  18. Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 20-27.

  19. Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1979. – 204 с.

  20. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 560 с.

  21. Лисина, М.Л. Потребности и мотивы общения между младшими школьниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. – Минск: Тарту, 2009. – 115 с.

  22. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2009. - 143 с.

  23. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.: Книга по Требованию, 2013. – 88 с.

  24. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко //Логопед. – 2008. – № 4. – С.102 -115.

  25. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет: новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - Спб.: Речь, 2010. - 143 с.

  26. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

  27. Резникова, Н.С. Как развить память у ребенка/ Н.С.Резникова. - М.: «Мой Мир», 2011.- 256 с.

  28. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников / Е.Е. Сапогова. – Тула: Приокское кн. изд., 1993. – 262 с.

  29. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

  30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 224 с.

  31. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1986. - 130 с.

  32. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-21.

  33. Широких, Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Т.Д. Широких// Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 2. – С.59-62.

  34. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2009. – 194 с.

  35. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. ИЦ «ВЛАДОС», 2008. - 287 с.

  36. Челышева, А.А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) / А.А. Челышева // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: «Молодой ученый», 2013. – С. 104-106.

  37. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. - 384 с.

  38. Бовкун, Т. Развитие связной монологической речи детей посредством метода наглядного моделирования [Электронный ресурс]: учебные материалы для детского сада и школы международного образовательного портала (свидетельство СМИ: № ФС 77-57008) / Т. Бовкун. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-monologicheskoi-rechi-detei-posredstvom-metoda-nagljadnogo-modelirovanija.html.





3