Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Печерская И.И.
Павловский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
В современном дошкольном образовании развитие связной речи тесно связано с процессом интеллектуализации памяти ребенка, ее осмысленности и произвольности, эффективно востребованной при использовании мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличение в мыслительной деятельности дошкольника дополнительных ассоциаций. Ряд ученых (Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. и другие) в результате многочисленных исследований выяснили, что знания, полученные ребенком данного возраста с помощью графической аналогии, заместителей, символов, легко усваиваются на основе словесных объяснений педагога или в процессе организованных действий с предметами, служат прекрасным речевым материалом для всех видов деятельности.
В качестве символов Воробьева В.К. предлагает использование сенсорно-графических схем; Ткаченко Т.А. – предметно-схематических моделей; Глухов В.П. – блоков-квадратов; Большева Т.В. – коллажей; Ефименкова Л.Н – схем составления рассказа, сказки и так далее. Сенсорно –
графическая схема, например, рекомендованная В.К.Воробьёвой, отражает каналы получения информации о признаках предметов (зрительных, обонятельных, тактильных, вкусовых) и сами признаки. Схемы составляются в ходе обследования, поэтому дети имеют возможность закреплять действия-замещения.
Предметно-схематические модели, применяемые в методике Ткаченко Т.А., облегчают процесс освоения связной речи старших дошкольников, так как служат своеобразным зрительным планом при составлении описательных рассказов о предметах, об игрушках, посуде, одежде и домашних животных. Пользуясь опорной схемой, ребенок объясняет содержание условных знаков, составляет монолог-описание, соблюдая логическую последовательность и интонационную выразительность высказываний [32, с.18].
В своих исследованиях Полянская Т.Б. отмечает необходимость обучения дошкольников чтению символов, способствующих быстрому запоминанию прозаических и стихотворных текстов и активной мыслительной деятельности, формированию связной монологической и диалогической речи. Учитывая индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, автор считает возможным применение в образовательно-воспитательном процессе следующих методов и приемов мнемотехники: пиктограмм, символов-заместителей и мнемотаблиц.
Пиктограмма – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета и явления, представленный в виде схемы, ориентированный на зрительный образ, с помощью которого дети составляют канву из предложений, овладевают операциями анализа и синтеза в результате речемыслительной деятельности, развивают интерес к диалогическому общению. Использование пиктограмм в работе с дошкольниками по обучению пересказу облегчает запоминание литературного произведения, условные обозначения помогают каждому ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить план рассказывания. В отличие от алфавитной системы письма, пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и других правил языка, поэтому легче воспринимается детьми старшего дошкольного возраста [26, с. 38].
Одним из приемов развития связной речи и навыка творческого рассказывания является формирование у дошкольников умения составления сказок с помощью символов-заместителей. Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на схематичные рисунки. Особенность данных элементов в том, что символы-изображения, в отличие от картинного материала, фиксируют определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют очертания предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая символ в соответствии со своим замыслом [6, с. 53].
Символами могут быть схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество символов сначала определяется педагогом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком, далее осуществляется переход от подробного пересказа к краткому. Символ-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, осуществляемые при пересказе: пересказ – слушание текста - составление схем-символов - пересказ текста по схемам-символам; творческий рассказ – составление схем-символов рассказа – рассказ по схемам-символам. Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность речемыслительного процесса, могут быть использованы как средство привлечения интереса к данному виду деятельности и оптимизации развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Использование символов-заместителей в разных видах деятельности – источник развития умственных способностей и связной речи старших дошкольников. При составлении описательных и творческих рассказов символ-схема служит средством планирования связного высказывания, что позволяет детям сконцентрировать основное внимание на правильном построении текста, на воспроизведении в своей речи слов и выражений, характерных для данного произведения. Символы-схемы помогают старшим дошкольникам знакомиться с объектами и явлениями природы, выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности окружающего мира. Применение мнемотехники в данном случае является тем специфическим средством, которое предоставляет ребенку возможность анализировать, выделять существенное, способствует проявлению наблюдательности и любознательности.
Особое место в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает овладение ребенком связной речью, помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения основных смысловых звеньев сюжета, то есть можно нарисовать все, главное, нужно изобразить условно-наглядную схему, так, чтобы нарисованное было понятно дошкольникам. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, с их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы, затем переходить к мнемодорожкам, используя приёмы наложения, то есть составлять предложения, сочинять небольшие сказки, рассказы, и позже – к мнемотаблицам [28, с. 157].
Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображений. Кроме того, наличие зрительного схемы-плана делает рассказы, сказки четкими, связными и последовательными, что особенно важно для старших дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Эффективно использование со старшими дошкольниками при разучивании стихотворений мнемотаблиц, когда на каждое слово или маленькое словосочетание детьми подбирается или придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; следовательно, все лирическое произведение зарисовывается схематически. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми, при чтении педагогом стихотворения, а затем воспроизведении по памяти дошкольниками выставляются на фланелеграф.
В старшей возрастной группе каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой имеет возможность рассказать наизусть поэтическое произведение, а наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. При заучивании стихотворений используются детские опорные рисунки, по которым проще запомнить слова и фразы лирической миниатюры. Зрительный же образ, сохранившийся в памяти у ребят после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, воспроизвести его в определенной речевой ситуации, что способствует развитию связной речи [24, с. 109].
Мнемотехника многофункциональна, на ее основе создаются разнообразные дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности их проведения детям предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных словоформ. Например, после того, как старшие дошкольники в ходе образовательного процесса научились узнавать знакомую пословицу и называть ее, педагог предлагает им поиграть в новую игру-лото «Собери пословицу», при этом карточки вырезаются в виде мнемотаблиц. Существуют несколько вариантов проведения такого рода игр, а именно:
1) педагог называет пословицу, дети ее запоминают, затем из предложенных карточек находят соответствующую мнемотаблицу и составляют пословицу. Далее карточки перемешиваются и выкладываются на стол изображением вниз, первый играющий берёт из общего количества одну и переворачивает её изображением вверх, потом, то же самое делает другой ребенок. Победителем становится тот, кто быстрее с помощью мнемокарточек соберет пословицу;
2) педагог выкладывает карточками первую или вторую часть пословицы, ребенок дополняет ее недостающими карточками и называет полученный результат;
3) педагог предлагает детям на основе собственных наблюдений в природе и полученных знаний составить свою пословицу, при этом используя мнемокарточки [17, с. 36].
Данный дидактический материал может быть полезен не только для работы над развитием логического мышления, но и совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста, закрепления знаний о приметах осени и природных явлениях. В практике дошкольных образовательных организаций применяется еще одна разновидность дидактического материала по мнемотехнике – это коллаж, лист картона с изображением букв, цифр, геометрических фигур, а также различные картинки, связанные между собой одной целью – развитие фантазии, памяти, умения составлять связный текст. С целью разучивания стихотворения старшим дошкольникам педагог может предложить рассмотреть коллаж, запомнить и разобрать картинки, которые он содержит, затем карточки переворачиваются, и дети устно воспроизводят по памяти все изображения, ассоциирующиеся с содержанием стихотворения, что, в свою очередь, способствует быстрому заучиванию большего по объему поэтического текста и развитию связной речи.
Дошкольники осознанно и с интересом пользуются методами и приёмами мнемотехники при запоминании и воспроизведении различных текстов, демонстрируют способность видеть единство содержания лирического произведения и его художественной формы, возможность найти в нём образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму, сочинить новое стихотворение, потешку, загадку, вспомнить средства выразительности, использованные другими поэтами, что играет большую роль в формировании навыков связной монологической и диалогической речи. Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, развивается их образное мышление, запоминание предлагаемого содержания становится делом весёлым, эмоциональным, осязаемым, видимым и представляемым, ускоряется процесс перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
Таким образом, мы пришли к выводу, что применение мнемотехники в работе со старшими дошкольниками является востребованным явлением в педагогическом процессе, позволяющим детям не только наглядно, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), но и сформировать навыки работы с ними, что особенно важно для развития связной речи. Изучая тщательно представленные изображения, схемы в виде пиктограмм, мнемотаблиц, коллажей и заместителей, ребенок ускоренными темпами может запомнить и воспроизвести текстовый материал, что способствует формированию навыков построения монологов и диалогов в различных речевых ситуациях.
С помощью использования методов и приемов мнемотехники дети старшего дошкольного возраста значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, заметно развивают фантазию, начинают активно придумывать свои собственные сюжеты для занимательных творческих рассказов. Включение схем, символов, таблиц в систему работы позволяет педагогу целенаправленно обогащать активный словарный запас дошкольников, закреплять навыки словообразования, совершенствовать умения употреблять в связной речи разнообразные синтаксические конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять повествовательные и описательные развернутые высказывания.
Использование опорных рисунков, изображений превращает занятие и другие виды деятельности ребенка в игру, в результате которой значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире, появляется уверенность и желание составлять интересные тексты разных жанров со сложными синтаксическими конструкциями и пересказывать их, разучивать стихотворения, что является показателем высокого уровня развития связной речи.
Список использованных источников
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 272 с.
Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2014. – 235 с.
Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – М.: «Норма», 2007. – 208 с.
Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова. – М.: «КАРО», 2005. – 32 с.
Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. Большева. — СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. – 112 с.
Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. – С.47-52.
Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, – 1972. – 288 с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: АСТ:Астель: Транзиткнига, 2006. – 158с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. – М.: «Лабиринт», 1999. - 352 с.
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С.Галанов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2016. – 176 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 168 с.
Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г. Давьщова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1. – С.16.
Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 129 с.
Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. – 432 с.
Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. - М.: Самиздат, 2007. – 350 c.
Лаврентьева, Т.В. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями / Т.В. Лаврентьева // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. – С.35-38.
Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 20-27.
Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации. / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1979. – 204 с.
Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 560 с.
Лисина, М.Л. Потребности и мотивы общения между младшими школьниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. – Минск: Тарту, 2009. – 115 с.
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2009. - 143 с.
Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.: Книга по Требованию, 2013. – 88 с.
Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко //Логопед. – 2008. – № 4. – С.102 -115.
Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет: новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - Спб.: Речь, 2010. - 143 с.
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
Резникова, Н.С. Как развить память у ребенка/ Н.С.Резникова. - М.: «Мой Мир», 2011.- 256 с.
Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников / Е.Е. Сапогова. – Тула: Приокское кн. изд., 1993. – 262 с.
Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 224 с.
Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1986. - 130 с.
Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-21.
Широких, Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Т.Д. Широких// Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 2. – С.59-62.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2009. – 194 с.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. ИЦ «ВЛАДОС», 2008. - 287 с.
Челышева, А.А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) / А.А. Челышева // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: «Молодой ученый», 2013. – С. 104-106.
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. - 384 с.
Бовкун, Т. Развитие связной монологической речи детей посредством метода наглядного моделирования [Электронный ресурс]: учебные материалы для детского сада и школы международного образовательного портала (свидетельство СМИ: № ФС 77-57008) / Т. Бовкун. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-monologicheskoi-rechi-detei-posredstvom-metoda-nagljadnogo-modelirovanija.html.
3