Просмотр содержимого документа
«"Мнемотехника в работе учителя-логопеда ДОУ". ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Отчёт по теме самообразования
«Мнемотехника в работе учителя-логопеда ДОУ»
учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна
2022-2023 учебный год.
Процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей сложный, требует активного направленного вмешательства взрослого (учителя-логопеда и родителей), который должен создать условия для их эффективного закрепления у ребёнка в связной речи.
Как показывает практика, старшие дошкольники, зачисленные на занятия в логопункт, испытывают значительные трудности с запоминанием чистоговорок, коротких стихов, сложных предложений с поставленным звуком. Данный вид деятельности для ребят с речевыми нарушениями энергозатратный, приводит к повышенной утомляемости, неуверенности, появлению страха перед новым речевым материалом.
Поэтому, в начале учебного года я выбрала тему самообразования «Мнемотехника», чтобы сформировать в своей практической деятельности некоторую картотеку карточек-символов по автоматизации трудных звуков, научить детей более лёгкому способу запоминания стихов, чистоговорок, ознакомить родителей с мнемотехникой. Эта система приёмов обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
В своей практической работе я использовала мнемосимволы. С их помощью мы с детьми обозначали слово или несколько слов в одной строчке стихов, чистоговорок. Использование мнемосимволов позволило детям эффективнее воспринимать, перерабатывать и перекодировать зрительную информацию в речевую. Также я применяла мнемотаблицы из печатных изданий. Использование опорных рисунков (картинок-символов) для обучения заучиванию стихотворений и чистоговорок увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (картинок-символов), позволяет значительно быстрее запомнить текст. Практика показывает, как трудно бывает мотивировать ребёнка на многократное повторение одних и тех же слов, фраз. При использовании приёмов мнемотехники, у детей значительно возрос интерес к этому этапу логопедических занятий, и соответственно повысилась их эффективность.
Таким образом, обозначив для себя тему самообразования на учебный 2022-2023 учебный год, мною был разработан соответствующий план работы, целью которого было: совершенствование уровня владения профессиональной компетентностью в области применения мнемотехники у детей с речевыми нарушениями. В течение года с родителями проводилась консультативная работа по улучшению качества запоминания речевого материала детьми:
были отсняты видео ролики занятий;
представлены фото отчёты в мессенджерах, на которых дети «читали» по мнемосимволам стихи, чистоговорки, воспроизводили по памяти после зрительного просмотра.
Родители видели результат логопедической работы и знакомились с новым приёмом по ускоренному запоминанию сложных стихов.
Применение современных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и общее развитие. К концу учебного года у большинства детей заметно улучшились когнитивные способности к быстрому запоминанию. У ребят отмечается понимание инструкций к выполнению заданий, некоторые ребята самостоятельно могут зарисовать короткий стишок и быстрее его запомнить.
Считаю, что с поставленной целью в плане по самообразованию справилась. Систематизированный опыт за 2022-2023 учебный год по использованию приёмов мнемотехники в логопедической работе с целью ускорения процессов автоматизации и дифференциации поставленных звуков в стихах и чистоговорках считаю положительным. Анализ опыта коллег с помощью интернет-ресурсов позволил утвердиться в правильности выбора темы самообразования, как актуальной для моей профессиональной компетентности.
На следующий учебный год планирую расширить сферу применения приёмов мнемотехники в своей работе.