СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мнемотехника в работе учителя-логопеда ДОУ". План по самообразованию.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«"Мнемотехника в работе учителя-логопеда ДОУ". План по самообразованию.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
















План по самообразованию

 
Тема: «Мнемотехника в работе учителя-логопеда ДОУ»











учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна











2022-2023 учебный год.

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский.


Пояснительная записка


Проблема


Коррекционный процесс в логопедической практике дошкольной образовательной организации строится с учетом закономерностей психического и речевого развития детей в онтогенезе. Ежегодное логопедическое обследование старших дошкольников, зачисленных на занятия в логопункт, выявляет у значительной части детей, особенно, страдающих дизартрией, полиморфное нарушение звукопроизношения. Речевым проблемам также сопутствуют недостаточность вербальной памяти, дефицит внимания, моторная неловкость, отклонения в поведении.

Как показывает практика, коррекция нарушений звукопроизношения - длительный и трудоемкий процесс, требующий систематической работы для достижения положительного результата. Известно, что собственная познавательная активность ребенка является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом, что позволяет детям применять результаты обучения. Дошкольники с удовольствием оттачивают своё мастерство в правильном произношении и дифференциации звуков речи, рассказывая стихи, считалки, без которых не обходятся игры с выбором ведущего, характерные для старшего дошкольного возраста. Не всегда дети могут с лёгкостью запоминать стихи и чистоговорки со сложными словами, сочетаниями слов с дифференцируемыми звуками, словами похожей звуко-слоговой структуры. Всё это требует большого количества времени, которого как всегда недостаточно. Для того чтобы помочь детям ускорить процесс запоминания, некоторые педагоги используют в своей практике общеизвестный приёмы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Следуя современным тенденциям образования, где дети являются не только слушателями, но и активными участниками процесса, я пришла к выводу, что учить детей приёмам мнемотехники необходимо для того, чтобы они сами могли их применять для самостоятельного заучивания стихов, чистоговорок или при пересказе рассказов. Т.е. дети должны научиться пользоваться не готовыми шаблонами слов-символов, а сами их составлять, подбирая необходимые ассоциации-символы к словам, словосочетаниям, предложениям. Таким образом, у детей будут запускаться механизмы развития вербальной памяти, устойчивости и переключаемости внимания, графических навыков, зрительно-пространственной ориентации на листе, самоконтроль. В целом, вся коррекционная составляющая этого вида деятельности направлена и на такую важную психическую функцию, как выработка навыка самостоятельности в принятии решений.

     Использование элементов мнемотехники особенно эффективно при разучивании чистоговорок (рифмовок).

Рифмовки - специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. На логопедических занятиях этой целью является – коррекция звукопроизношения. После устойчивого закрепления артикуляции звука изолированно и в отдельных словах, начинается ввод звука в связную речь: рифмовки, стихи, небольшие рассказы.     

Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка-символ; таким образом, вся рифмовка представлена рисунками. Особое внимание уделяем изображению предлогов в виде схем. Ребенок после знакомства с содержанием рифмовки, используя графическое изображение, по памяти воспроизводит рифмовку целиком, уделяя особое внимание произношению автоматизируемого звука или дифференцируемых звуков. Следует отметить, что такая работа становится возможной лишь при успешном прохождении предыдущих этапов по автоматизации или дифференциации звуков в дидактических играх. Как уже было сказано мною выше, дети старшего дошкольного возраста принимают непосредственное участие: подсказывают, советуют, какими символами можно проиллюстрировать строки рифмовки (чистоговорки, стихотворения) или предложения из рассказа.

На протяжении всей логопедической работы необходимо поддерживать постоянную заинтересованность у каждого воспитанника, создавать комфортную атмосферу на занятиях. В процессе работы ребятам прививаются духовно-нравственные ценности: способность сопереживать, радоваться успехам друзей. Дошкольники становятся более уверенными в себе. Как бы ребенок не занимался, его необходимо хвалить за успехи – маленькие или большие, главное их отметить, дать им разумную оценку. Опыт работы показывает, что дети с речевыми нарушениями практически не используют в своем лексиконе наречия. Работая над трудными для детей звуками, учителю-логопеду следует произносить в качестве похвалы не только общие слова или фразы: «молодец», «умница», «Красиво сказал!», но и наречия, в которых присутствует закрепляемый звук. Например, при работе над правильным произношением звука «р» используем слова: «верно», «хорошо», «грамотно», перед этим объяснив ребенку значение каждого из них. Воспитанники, накапливая наречия в пассивном словаре, со временем всё чаще будут пользоваться ими в свободной речи.

Все занятия проходят в увлекательной форме, превращая их в игру, тем самым способствуя лучшему усвоению речевого материала.



Актуальность


Использование  мнемотехники для  дошкольников сегодня становится  все более актуальным, т. к. в современном  мире  много закодированной информации в виде символов, схем,  и ребенка необходимо научить  перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Таки образом, цель самообразования на 2022-2023 учебный год определена.

Цель: совершенствование уровня владения профессиональной компетентностью в области применения мнемотехники, у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, ознакомиться с опытом коллег в сети интернет;

  • Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития у детей с речевыми нарушениями высших психических функций: память (различные виды), внимание, воображение, мышление;

  • Познакомить родителей с приёмами быстрого запоминания стихов, чистоговорок, коротких рассказов;

  • Формировать у детей практические навыки владения графической аналогией, развивать познавательную активность, сообразительность, умение выделять существенные признаки.

Прогнозируемый результат:

Можно сделать вывод, что анализируя новый речевой материал и графически обозначая, ребёнок (под руководством взрослого) будет учиться самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. Родители на практике увидят быстрые результаты по запоминанию сложного речевого материала.

Форма работы

Сроки выполнения

Определение уровня развития памяти и внимания у детей с речевыми нарушениями в рамках логопедического обследования.

Сентябрь (начало учебного года), в течение года (январь) по мере выписки и зачисления детей, нуждающихся в логопедических занятиях.

Обзор практического опыта в интернет-ресурсах по теме самообразования, изучение необходимой литературы.

В течение учебного 2022-2023 года.

Беседы с родителями с элементами мастер-класса в часы индивидуальных занятий (консультаций) на тему:
«Мнемотехника как средство быстрого запоминания детьми стихов, чистоговорок, коротких рассказов»,

В течение учебного 2022-2023 года.

Публикации в сети интернет по теме самообразования (обмен опытом на сайте «Мультиурок», в мессенджерах при онлайн консультировании родителей).

В течение учебного 2022-2023 года по мере систематизации полученных знаний, практического опыта занятий с детьми.

Оформление информационных стендов для родителей «Советы логопеда» (старшая, подготовительная к школе группы).

В течение учебного 2022-2023 года.

Написание отчёта о проделанной работе.

Май учебного 2022-2023 года.