Тема: Многообразие птиц
Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний о многообразии птиц
Задачи:
1. Развивать эмоциональную сферу учеников, самостоятельность, уверенность в своих силах.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
План занятия
1. Орг. момент 2 мин
2. Вводная часть 3 мин
3. Повторение изученного материала 10 мин
4. Просмотр фильма 2 мин
5. Изучение нового материала 10 мин
6. Задание на закрепление 3 мин
7. Просмотр фильма 2 мин
8. Вопрос - ответ 3 мин
9. Птичьи разговоры 3 мин
10. Просмотр фильма 2 мин
10б. Закончи предложение 2 мин
11. Актуализация знаний 3 мин
12. Заключение. Рефлексия 2 мин
Ход занятия
1. Организационный момент. Здравствуйте те, кто мечтал хотя бы однажды полетать, как птица. Здравствуйте те, кто задумывался над тем, легко ли летать птице. Здравствуйте те, кто знает, что помогает птице летать.
2. Вводная часть
Птицы – это песнь и полет! Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов. Птицы – это тайна и красота. На занятии мы попытаемся открыть некоторые их тайны. Мы изучали их внешнее и внутреннее строение, черты приспособления к полёту, особенности размножения и развития. Чтобы вы хотели узнать о птицах которых будем изучать сегодня?
На доске ученик записывает:
- отряд (к какому отряду относится)
- представители
- среда обитания
- особенности строения и поведения
Тогда мы отправляемся в увлекательную погоню за синей птицей. Эта птица приносит удачу каждому, кто сможет её поймать. Может быть, загадаем желание или напишем просьбу. Пишут пожелание на силуэте птицы.
Мы отправляемся искать синюю птицу! Вы скажите, что она не существует? Это выдумки, миф… А вот и нет! Синяя птица существует в природе послушайте её описание. “Синяя птица является самым крупным представителем семейства Дроздовых. Длина тела составляет примерно 33 см, вес — примерно 179 г. Оперение сине-чёрного цвета, клюв чёрный или жёлтый. Живёт в Азии в горных лесах.
Итак, мы отправляемся в погоню за этой птицей. Но догнать ее может не каждый, а только тот, кто много знает о птицах обитающих рядом с нами, тот, кто внимателен и любознателен, с уважением относится к нашей природе и умеет быстро дать правильный ответ – тот сможет поймать синюю птицу за хвост.
3. Повторение изученного материала. Ряд птиц мы изучили на уроке. Дайте их краткую характеристику по плану: среда обитания, представители, особенности строения. Ученик рассказывает об отряде птиц и на доске прикрепляет их фото.
Вопрос: А можем ли мы за одно занятие рассказать о всех птицах? Тогда давайте посмотрим на тех, которые не обитают на нашей территории. Среди иностранцев попали и наши знакомые. После просмотра видеоролика перечислите их.
4. Просмотр слайдов об птицах мира.
5. Изучение нового материала. Чтобы расширить представления о многообразии птиц, обитающих на территории Беларуси, я вам предлагаю познакомиться с новыми отрядами и их представителями.
Основная информация в карточках и в учебном пособии "Дикая природа Беларуси". Задание: прочитать материал и заполнить таблицу. Работаем в парах, изучая 2 отряда. Остальная часть таблицы будет заполняться по ходу выступления других групп.
Название птицы | Отряд | Особенности строения | Среда обитания |
1. Кукушка стр. 65 турако | Отряд Кукушкообраз-ные | | лес |
2. Козодой стр. 43 | отряд Козодои, семейство Козодои | | лес |
3.Филин стр. 95 сипухи | Отряд Совообразные | | лес |
4. Чибис стр. 171 вальдшнеп, турухтан, ржанки, бекасы | отряд Кулики, семейство Ржанки | | луг |
5. Большой баклан стр. 197 пеликаны | отряд Веслоногие, семейство Баклановые | | водоплавающие |
6. Чернозобая гагара стр. 197 поганки | отряд Гагарообразные семейство Гагаровые | | водоплавающие |
6. На закрепление. Среди птиц, размещённых на доске, найдите
а) лишний по среде обитания: кукушка, гагара, козодой
б) лишние по родству: пеликан, поганка, баклан
в) лишний по типу развития птенцов: филин, тетерев, аист
г) лишний по наличию киля: журавль, страус, утка
7. Познавательная пауза. Мы немного отдохнём и посмотрим видеоролик "13 фактов из жизни птиц". В конце просмотра выделите тот факт, который для вас был самым интересным.
Систематизация знаний в игровой форме
А нам пора отправляться в погоню. Я убедилась, что вы эрудированные ребята, способные справиться с любой задачей. Чтобы поймать синюю птицу вы будите отвечать на мои вопросы.
8. Вопрос - ответ
1. Почему дятла называют “помощником” других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи)
2. Почему весну “открывают” грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц)
3. Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты, фаэтоны)
4. Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам)
5. Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда)
6. Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время)
7. Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка, стриж)
9. Птичьи разговоры. Соедините линиями название птиц и способ их общения. Работаем группой, в обсуждении принимают участие все.
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают. Давайте проверим себя и послушаем пение птиц.
10. Просмотр видеоролика "Пение птиц"
10 б. Продолжи предложение…. ( по времени)
Взгляд хищный, как у… (ястреба).
Взгляд зоркий, как у… (сокола).
Нос с горбинкой, или… (орлиный).
Нос приплюснутый, или… (утиный).
Шея красивая, или… (лебединая).
Выступать величаво, как “пава”, или… (павлин).
Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
Болтать или трещать, как… (сорока).
Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
Ворковать, как… (голубь).
Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).
Могучий, как… (Орёл)
Надутый, как… (Индюк)
Верность… (Лебединая)
Длинноногий, как… (Журавль)
11. А теперь давайте вернёмся к вопросу который я вам задала в начале занятия: "Чтобы вы хотели узнать о птицах которых будем изучать сегодня?" Развернуть доску с записями. Давайте проверим на все ли вопросы мы ответили.
1. Какие отряды птиц мы изучили? Кукушкообразные, Козодои, Совообразные, Кулики, Веслоногие, Гагарообразные
2. Перечислите представителей отряда Кулики. Чибис, вальдшнеп, турухтан, ржанки, бекасы
3. Где обитают изученные на занятии птицы? лес, луг, водоплавающие
4. Что нового вы узнали об особенностях строения и поведения птиц?
12. Заключение. Раздаётся стук. Наверно это синяя птица, хочет нас похвалить за хорошие работу. На экране её изображение. Теперь наша погоня закончилась. Выиграл каждый из вас, так как вы получили положительный заряд эмоций. Узнали что-то новое, сделали небольшие открытия. Кто хочет озвучить свое желание или просьбу, адресованную синей птице?
Давайте оценим нашу погоню. Каждый выберет ту птицу, которая соответствует уровню нашего занятия
Синяя птица - здорово, мне понравилось;
Зеленая птица – хорошее мероприятие, хочу ещё; белая птица – мне было скучно.
Если останется время:
1. Рубрика "Интересно знать"
1. В Великобритании был поставлен памятник птице, которая спасла английскую подводную лодку, доставив на берег сообщение об аварии. (Голубь)
2. В 1850 г. в Америку впервые привезли птиц, которые там прижились, в большом количестве они стали уничтожать гусениц приносящих большой вред посевам. Жители поставили им памятник в центральном парке города Бостона. (Воробей)
3. В Австралии и в Калифорнии – США поставили памятник птице в честь спасения посевов от саранчи. (Чайка)
4. Как любимой птице в Канаде ей поставили памятник. (Канадская казарка)
2. Вспомнить стихотворение (4 строчки) где упоминаются птицы.
3. Вопрос- ответ
1. Наука, которая изучает птиц (орнитология)
2. Как называется искусственная наседка? (инкубатор)
3. Какова температура тела птиц? (+40 – 42)
4. Какую птицу называют пернатой кошкой? (сову)
5. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
6. У какой птицы два пальца на ногах? (у африканского страуса
7. В названии какой птицы 40 букв «а»? (сорока)
8. Какая птица носит название корабля? (фрегат)
9. Какая птица носит название танца? (чечетка)
10. Какая птица поет хвостом? (бекас)
11. Какая птица переносит своих птенцов в лапках? (вальдшнеп)
12. Что внутри птичьих костей? ( воздух)
13. Какая птица самая крупная у нас в стране? (дрофа)
14. Чем восполняют птицы отсутствие зубов? (камушками в желудке)
15. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуйками? (у пингвинов)
4. легенды и поговорки о птицах
А) Прилетев из далеких стран, эта величественная птица начала вить себе гнездо на вершине высокого ветвистого дерева. Крот, рывший землю возле дерева, говорит из своей норы ей: “Это дерево ненадежное, корни у него сгнили”. Но разве царь птица послушается, какого - то слепого крота, ему ли вмешиваться в дела царские. Она свила гнездо на дереве, а самка вывела птенцов. Но однажды сильный ветер повалил дерево и придавил самку с птенцами. Теперь птица поняла слова добродушного Крота, но было поздно. Поэтому до сих пор умные люди говорят так. “ Не оставляй без внимания ничьего совета, не мни себя великим, если хочешь избежать беды”
Б) Однажды уставшая после долгой дороги Лягушка кое-как ковыляла домой. “Найти бы чего-нибудь, поесть”, - подумала она и тут же увидела эту длинноногую птицу, которая исполняла чудесный танец.
—В какую сторону ходила Лягушка, почему так отощала?- спросила птица
— Да вот Муравей упал в озеро и попросил меня помочь, говорил, отблагодарит подарком. Пожалела я его и вытащила. А вместо подарка искусали меня Муравьи, одни кости остались. Пожалела птица Лягушку, накормила ее. А Лягушка съела всю пищу птицы, и говорит ей: “А теперь я тебя угощу вкусной пищей, которую ты никогда не ела” Долго ли коротко шли они до озера, а как подошли Лягушка прыг в озеро, и оставила птицу ни с чем. С тех пор Лягушка боится ее, а птица сердится на Лягушку. Как только ее увидит, стремиться поймать, а Лягушка прячется. Умные люди говорят: “Не поступай с другими так, как не хотел, чтобы поступили с тобой”
Есть интересная легенда о том, как появился черный аист. Когда-то в селе жили два брата. Младший был честный и работящий, а старший - злой и ленивый. Когда к старшему брату на крышу прилетел аист, тот прогнал его. Младший же не только обрадовался птице, но и пристроил на крыше колесо, чтобы можно было построить гнездо. С тех пор, как у меньшого брата поселился аист, и урожай у него стал лучше, и корова начала давать больше молока, и сыновья росли здоровыми и не хворали. Старшему же наоборот - не везет ни в чем. То хлеба град побьет, то воробьи вишни поклюют, то болячка какая прицепится. Проняла его черная зависть, и решил он отомстить брату. Однажды, когда все спали, поджег его хату. Первыми переполошились аисты, разбудили хозяев. Деревянная мазанка сгорела быстро, но все-таки успели спасти семью и кое-какие пожитки. Только вот аистят спасти не удалось. Стали люди думать, какая же причина пожара. Вдруг слышат во дворе старшего брата какой-то шум, крики. Видят: налетела на него пара черных аистов, бьет крыльями, клюет клювами. Поняли все - он поджег. Думали люди, что черным оперение у аистов стало от сажи и копоти. Ждали, что отмоются они и снова станут белыми красавцами. Но шло время, а птицы оставались черными. И поняли люди, что почернели они от горя, как седеют люди. С той поры и гнездится черный аист подальше от людей в глухой лесной чаще.
Как-то раз в один погожий весенний день опустился жаворонок отдохнуть на поле. Вдруг выглянул крот из норки и говорит:
— Жаворонок, а жаворонок, исполни мою просьбу!
— Что ж, охотно, коли только смогу,— отвечает жаворонок.
— Вот видишь ли, одолжил я деньги солнцу. Уж с тех пор немало времени прошло, случилась у меня нужда в деньгах. Ты летаешь высоко. Попроси солнце, чтобы вернуло мне свой долг.
Поверил жаворонок небылице хитрого крота, поднялся к самому солнцу и зазвенел:
— День-день-день, солнце, верни деньги! День. День-день, солнце, верни деньги!
Солнце так и вспыхнуло от гнева. Даже облака кругом загорелись.
— Лжец! От кого я брало деньги, а ну отвечай! - загремело оно, да так страшно, что жаворонок камнем полетел вниз. Но потом набрался смелости и снова взмыл к самому солнцу:
— День-день-день, солнце, верни кроту деньги! День-день-день, солнце, верни кроту деньги!
Погоди! Вот я тебе покажу! сверкнуло очами солнце.
Жаворонок снова полетел вниз.
Так с тех пор и повелось.
Крот давно на свет из-под земли не показывается, Боится, что спалит его своими лучами разгневанное солнце.
А жаворонок, ничего про это не зная, и до сих пор, весь долгий весенний день звенит над облаками:
— День-день-день, солнце, верни деньги! День-день-день, солнце, верни деньги!
Давным-давно среди голубых гор жили брат и сестра. Родителей у них не было, кормила их мать земля. В один год была страшная засуха, земля осталась голой, ни одной травинки не было на ней. Деревья стали сохнуть, птички уже не пели. Они улетели далеко, где есть корм для птенцов. Ручейки пересохли. Все вокруг погибло. Столько слез пролили сестра с братом. Но кто им поможет? Тогда брат сказал сестре: «Я пойду за хлебом. Скоро вернусь к тебе. Жди меня, сестра! „Ушел он, а сестра ждет его день, другой, третий… Месяц прошел, его нет. Много времени прошло, много рек утекло — брата нет. Тогда сестра решила идти искать брата. Шла она через реки, долины, высокие горы переваливала. Наконец, пришла она в широкую ровную степь. Видит стоит дерево. Захотела она отдохнуть под деревом, подошла ближе к дереву, а под ним лежит скелет человека. Девушка узнала своего брата. Долго она горевала. Горькие слезы лились из глаз. Плакала она, сидя под деревом, и из ее слез образовалось озеро. По берегам зеленела трава, цвели цветы. А девушка от горя и печали превратилась в кукушку. И летает теперь она, плачет по брату, всем рассказывает о своем горе. Она поет: „Как-сеек, как-сеек". Это значит: „Одни кости, ничего нету". Внимательно прислушайтесь к пению кукушки. Правда она о чем-то печально поет.
конкурс «Весенний ветер» Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях.
ГВОХОРИСТКА горихвостка | ОКВАСНЯ |
КОСТАЧАЛ ласточка | СУХЫЛА лысуха |
ИСТРИСВЕЛЬ свиристель | ПАЛЯЦ цапля |
ГИРЬНЕС снегирь | НЕЛЕШУКАЗ |
НЕКОПАЧ пеночка | МОРДОКОЗИ зимородок |
ТЕРИШВЕЙКА вертишейка | ВЕЛОСОЙ соловей |
ЦЕРКВОС скворец | КРУШИВАЗА |
ЛАКВАС | ВКОКОСМА |
КАЧИГА | КОЗЛАРЕВА лазоревка |
УЩИПАХ пищуха | ВКОНОРОЖА жаворонок |
ЛОВИГА иволга | ЗЛОПОПЕНЬ поползень |
КРУБОЧАС | ШНУРОК коршун |
ФАНЗА фазан | НОРОВ ворон |
НУЛЬ лунь | КАГАЛ галка |
Решают две задачи, направленные на формулирование выводов о значении птиц в природе
Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малышей, родители трудятся по 17 часов в сутки, скармливая птенцам более 300 гр вредных насекомых. Рассчитайте, сколько насекомых уничтожит колония скворцов из 25 пар в период выкармливания птенцов – 17 дней. (127,5 кг насекомых)
Пара ласточек в период выкармливания прилетает к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз 0,5 гр насекомых. Период выкармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период выкармливания три пары ласточек. (12 кг)
Как – то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей?
16 уток, 8 гагар, 24 лебедей
Корм для синиц: пшено, пшеница, зерна кукурузы, овсяные хлопья «Геркулес», тыквенные семечки или подсолнечника. Опасен черный хлеб, он может вызвать процесс брожения в зобу. Снегири: огрызки яблока, очистки от капусты, моркови или огурца, ягоды рябины.
отряд Козодои
Козодои - птицы средних размеров (вес от 50 до 500-700 г), ведущие сумеречный или ночной образ жизни. Оперение козодоев мягкое и рыхлое, несколько напоминает оперение сов. Окраска оперения «покровительственная», напоминающая окраску древесной коры или общий тон отмершего растительного покрова почвы. Полет бесшумный, маневренный. Хвост и крылья у козодоев длинные. Это при относительно небольшом весе птиц позволяет им долго летать и резко изменять направление полета. Из-за короткой цевки и слабых пальцев козодои передвигаются по земле неуверенными прыжками. Линька бывает раз в год. Насиживают яйца оба родителя. Птенцы вылупляются зрячими, у большинства видов покрытые густым коротким пухом; очень подвижны.
отряд Кулики
Вес их колеблется от 20 до 1100 г. Ноги длинные четырехпалые (но задний палец слабо развит). Крылья довольно длинные и, как правило, узкие, острые. Оперение плотное, обычно неяркое. Во многих случаях между самцами и самками нет разницы в расцветке оперения. Полет у них обычно сильный и стремительный. Виды, живущие в зарослях, взлетают неохотно и подчас очень плохо летают. Бегают кулики хорошо, прекрасно плавают и при случае могут нырять. Почти все кулики моногамы: образуют пары. Гнездо устраивается обычно на земле. Развитие птенцов происходит по выводковому типу. Пища состоит главным образом из мелких беспозвоночных.
Отряд Веслоногие
Веслоногие - птицы крупных размеров. Их масса тела колеблется в пределах от семи до четырнадцати кг. Птицы этого отряда обладают длинным клювом оригинальной формы. Дело в том, что ветви подклювья соединяются голой кожей, которая легко растягивается и образует горловой мешок. Когда птица открывает клюв, горловой мешок растягивается и как-бы образует сачок для подхватывания крупной рыбы. Рыхлое оперение, окрашенное в белый или бурый цвет. Крылья длинные и широкие (размах достигает 3,5 м). Полет птиц медленный и плавный, также они могут парить. Пеликанообразные хорошо плавают в воде. Гнездятся они целыми колониями недалеко от воды, форма гнезда представляет собой кучу наземных и водных растений, небрежно набросанных друг на друга. Кладка состоит из двух - четырех яиц. Яйца могут быть голубого, белого или желтоватого цвета.
Вылупившихся птенцов выкармливают оба родителя. Птенцы во время кормления засовывают свои клювы в глотку родителей и достают оттуда размягченную пищу.
отряд Гагарообразные
Этих птиц по размерам можно сравнить с крупной уткой или гусем, от которых они отличаются клювом с острым кончиком. Самки и самцы не отличаются друг от друга по внешности: на брюшной стороне у них белое оперение, а в верхней части - черное с белыми крапинками или серовато - бурое. На суше они чувствуют себя беспомощно, передвигаются с трудом. Они не ходят, а скользят на ступнях и из - за этого складывается впечатление, будто они ползут на брюхе. На сушу птицы выходят только во время гнездования. Птицы отлично плавают и прекрасно ныряют. Под водой птицы работают ногами и отчасти крыльями. Под водой гагары могут находиться до двух минут и за это время проплыть расстояние в триста метров. Кладка обычно состоит из двух оливково - бурых с сероватыми или черноватыми крапинками яиц. Насиживание продолжается двумя родителями в течении 24 - 29 дней. Птенцы, вылупившись из яиц, быстро покидают гнездо.
отряда Совообразные
Его размеры варьируются от 50 до 70 сантиметров, а вес од 1,2 до 2,8 килограмм. Они обладают достаточно длинными крыльями, размах которых составляет от 160 до 190 сантиметров. Филин одна из немногих сов, которая имеет на голове«ушки». Лапа четырехпалая: два пальца обращены вперед, и два назад. Благодаря такому строению лап, филины могут легко и цепко хватать добычу на лету. Эти птицы моногамны, но предпочитают держаться поодиночке. Гнездятся в основном на деревьях, на скалах, на земле в лесистых местностях. Зачастую самцы не строят гнезда сами, а занимают подходящие по величине гнезда других птиц. Кладка самки состоит из 2, в крайне редких случаях может быть 3-4 яйца. Практически все время на протяжении месяца самка сама насиживает яйца, и лишь изредка самец может ее сменять или помогать. Птенцов выкармливают оба родителя. Многие другие птицы недолюбливают филинов, поэтому этих птиц часто используют в охоте как приманку на больших хищников. Неподалеку от укрытия охотников филина привязывают за лапу и таким образом охотятся на таких птиц как ястреб-тетеревятник и сокол сапсан.
Отряд Кукушкообразные
Длина их тела колеблется от пятнадцати до семидесяти сантиметров. Клюв немного загнут вниз, с гладкими краями. Плотное и короткое оперение обычно окрашено в неяркие цвета, такие как черный, коричневый, белый или серый. У большинства видов и самки и самцы имеют сходную окраску. Некоторые виды кукушек - моногамны. Во время размножения они образуют пары, строят гнезда, насиживают яйца и выкармливают потомство. Более пятидесяти видов - полигамны. Они не строят гнезд, не насиживают яиц, а просто подкладывают их в гнезда других видов птиц. Это называется гнездовым паразитизмом. У всех кукушек птенцы вылупляются слепыми и голыми. Питаются животной пищей, насекомыми, личинками, пауками, некоторые виды поедают птичьи яйца.