Обобщающий урок по теме: «Земноводные».
Цель: обобщить знания о строении и разнообразии представителей класса Земноводных, систематизировать знания о строении органов, функциях и их взаимосвязи; провести тематический контроль знаний;
Развивать умения, сравнивать, обобщать, логически мыслить , делать выводы; развивать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять экологическое образование и воспитание, приобщать учащихся к научному творчеству.
Подготовка к уроку:
- выбрать жюри
- разделить учащихся на 2 команды
- придумать название команд
- подготовить эмблемы
- выбрать капитанов команд
- ознакомить учащихся с правилами игры
- в качестве домашнего задания за несколько недель до урока командам предложить составить ребусы, поработать с дополнительной литературой.
Правила игры.
Деление класса на 2 команды
Выбрать капитана
- за каждый правильный ответ получают 1 балл в счёт оценки, а также балл для команды;
- за нарушение дисциплины снимать 1 балл с команды;
- подсчет ведет жюри
За задание репродуктивного уровня команда получает 1 балл, за задание конструктивного уровня - 2балла, за творческие – 3балла.
Структура урока.
Организационный этап.
- объявление темы и задача урока
- представление жюри
- правила игры
- отметить смайликом свое самочувствие.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Озвучить девиз урока.
« Играющий и есть мыслящий, ибо душевно разбужен»
Разминка: учащиеся по очереди отвечают, за ответ 1 балл.
У доски работают 2 человека ( представители команд)
Первое задание «Верно ли, что..» Учащиеся самостоятельно в тетрадях выполняют биологический верификатор (да, нет)
Верно, ли что кожа у земноводных влажная и гладкая
Верно, ли что глаза земноводных имеют подвижные веки
Верно, ли что земноводные дышат жабрами
Верно, ли что земноводные обитают только в воде
Верно, ли что земноводные хладнокровные животные
--- задание.
Используя таблички с магнитом.
Место земноводных в системе царства Животные
Царство: Животные ( 4 тысячи видов)
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые
Подтип: Черепные (Позвоночные)
Класс: Земноводные
Отряд Отряд Отряд
Безногие Хвостатые Бесхвостые
------ задание. Перепутать систематические категории и дать задание расположить в правильном порядке ( в виде диаграммы).
Земляная лягушка
Тип хордовые
Класс земноводные
Царство Животные
Род лягушка
Отряд Бесхвостые
«Особенности строения земноводных» - из перечня признаков выбрать те, которые характерны для земноводных
1. Постоянная температура тела.
2. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.
3. Обитают в воде.
4. Обитают на суше и в воде.
5. Имеют 2 круга кровообращения.
6. Дыхание жаберное.
7. Один круг кровообращения.
8. Сердце 2-х камерное.
9. Дыхание легочное и кожное.
10. Сердце 3-х камерное.
11. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.
12. Кожа влажная, покрыта слизью.
13. Развитие происходит без превращения.
14. Развитие с метаморфозом.
Головоломка
( на доске написать слова) от команды по 2 ученика, кто
Я, шаг, лук (лягушка) быстрее и правильно напишет
Рана, сад, мал (саламандра) название земноводных.
Кол, ива, стог (головастик)
Сальто, кол ( жерлянка)
Вост, как (квакша)
Игра “Четвертый лишний”.
Задание: Из каждой группы животных исключите по 1 животному.
( обучающиеся работают в группах, отгадывают зашифрованное слово по буквам правильных ответов)
1 задание:
А) Серая жаба
Р) Квакша
Т) Шпорцевая лягушка
П ) Саламандра черная
2 задание:
О) Тритон
А) Жерлянка
Е) Саламандра
У) Амбистома
3 задание:
К) Жаба
О) Тритон
Т) Лягушка
Р) Ящерица
4 задание
Н) Камбала
В) Треска
И) Рыбозмей
С) Карп
5 задание
Ш) Квакша
Ж) Червяга
Ф) Серая жаба
Б) Жерлянка
Конкурс: « Лягушка путешественница» ( отвечают по очереди).
Каким стилем плавает лягушка? (броском, движение вперед даёт толчок задних конечностей, длинные пальцы которых соединены плавательной перепонкой).
Могут ли лягушки лазать по деревьям? Если да то приведите пример.
(древесные лягушки листолазы, на Кавказе и Украине, древесные Лягушки-квакши).
Как прыгает лягушка?
Может ли лягушка летать? ( да, например, древесная лягушка с о. Борнео).
Может ли лягушка копать? (да, обитающая в Европе обыкновенная чесночница (издает запах чеснока). Она умеет зарываться в землю. Норы она роет задними лапами снабженными специальными мозолями в виде лопатки.
Конкурс: «Секреты жаб» (изображение жабы на экране)
Как отличить лягушку от жабы: (отвечают по очереди не менее 7-8 ответов).
- крупнее
- верхняя часть тела усыпана «бородавками»
- брюхо светлое, пятнистое
- медленно передвигается
- не могут прыгать, а ползают, так как задние конечности развиты слабее передних
- плавают плохо
- в воду заходят для икрометания
-икра имеет вид цепочки, а не комков
Блиц турнир: ( команды быстро отвечают на вопросы. Вопросы читает учитель).
I команда
На какие отряды делится класса Амфибии?
Назовите предков земноводных ( кистепёрые рыбы).
Какая кожа у земноводных. Чем покрыта?
Какое сердце у взрослых земноводных?
Какое оплодотворение у земноводных?
Как дышат личинки лягушек?
Какие веки у земноводных. (подвижные)
В каком отделе сердца кровь сливается?
II команда
Назовите органы дыхания у земноводных?
Сколько кругов кровообращения у земноводных?
Как называется личинка Амбистомы (аксолотль)
Из каких отделов состоит сердце земноводных?
Из каких отделов состоит орган слуха у земноводных?
Как называется личинка земноводных?
Как называется процесс развития с превращением? ( метаморфоз)
В какой воде живут земноводные? ( в пресной и чистой)
Турнир знатоков.
( по 2 человека от команды, отвечают по очереди. Если не могут ответить, помогает команда).
Как будет вести себя жаба если перед ней будет лежать спелая клубника или мертвое насекомое. Под вопрос : Что нужно сделать и почему, чтобы жаба схватила предложенное угощение?
Какой ученый и почему назвал зеленую лягушку съедобной (К.Линей, т.к. их мясистые задние ноги по вкусу напоминают мясо молодых цыплят).
Было время, когда жерлянок или лягушек сажали в сосуд с молоком и оно долго не скисало? Объясните этот факт.
Какие земноводные древне-хвостатые или бесхвостые? Почему так считаете.
Почему, если наблюдать за обедающей лягушкой, создается впечатление, что она получает удовольствие от еды; часто моргает, закатывает глаза? ( о глотательном акте с помощью глазных яблок).
Почему кожа у лягушек, в отличие от высших животных, прикрепляется к телу не на всем протяжении, а лишь в строго определенных местах? (все остальное подкожное пространство заполнено жидкостью, идущей на образование слизи).
Спортивные стили, как брасс и батерфляй используют способ плавания амфибий. Какие движения воспроизводит плавец и какая конструкция была использована человеком, при создании необходимой принадлежности автономного водолазного костюма? (движение задних конечностей, создана конструкция задних конечностей-ласт).
Конкурс: «Верю- не верю».
(можно 1 человек + помощь команды).
Невежественные люди обвиняют жаб в распространении бородавок, агрессивности, чудодейственности, ядовитости. Справедливы ли такие обвинения?
В трагедии « Макбет» В.Шекспир
( зачитывает учитель)
Сестры в круг! Бурлит вода.
Яд и нечисть, все туда.
Жаба, что в земле сырой,
Под кладбищенской плитой
Тридцать дней копила слизь.
Первая в котле варись.
На головастика тритона напала рыба. Он вырвался, а хвост оторвался (какова дальнейшая судьба головастика? (регенарация).Погибнет ли он.
В процессе опытов установлено, что при температуре 0 С лягушки, делают прыжки длиной 10-15 см, а при t=+ 25 С- около 100 см.
Объясните результаты опытов.
Лягушку в террариуме некоторое время, держали без воды, и она сильно похудела. Когда туда поставили ванночку с водой, лягушка забралась в неё и довольно быстро, прошёл её исхудалый вид. Как можно объяснить результаты опыта?
«Снежный ком»
Учащиеся по очереди должны сказать одно слово или небольшое выражение о земноводных: например, позвоночные, хладнокровные, используются как лабораторные животные и т.п.
1. Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.
Обратимся к тексту учебника с.182.
1.Почему у амфибий умеренных широт хорошо выражен годовой жизненный цикл? (Предполагаемый ответ: Потому что в умеренных широтах выражены холодные и теплые сезоны)
2.Где зимуют озерная, прудовая, травяная лягушки? (Предполагаемый ответ: В водоёмах группами, под камнями, закапываются в ил, в непромерзающих местах водоёма)
3.Где зимуют жабы, жерлянки, тритоны, саламандры? (Предполагаемый ответ: На суше в ямах, норах грызунов)
4. Каковы признаки оцепенения? (Предполагаемый ответ: резкое снижение обмена веществ, уменьшение частоты дыхательных движений, сердечных сокращений, снижение потребления кислорода)
2. Органы размножения у земноводных.
1.Как называются половые железы у самцов земноводных? (Предполагаемый ответ: семенники)
2.Как называются половые железы у самок земноводных? (Предполагаемый ответ: яичники)
3.Как называются мужские половые клетки у земноводных? (Предполагаемый ответ: сперматозоиды)
4.Как называются женские половые клетки у земноводных? (Предполагаемый ответ: яйцеклетки)
Как же происходит размножение земноводных? Записываем следующий пункт плана, но сначала немного прервёмся для физкультурной паузы. У нас в гостях Crazy Frog (безумный лягушонок) со своей песней.
(Физкультминутка под песню «Безумный лягушонок» проводится одним из обучающихся класса)
Конкурс: « эмбриологов»
( по 1 человеку + помощь команды по очереди. За каждый ответ с помощью зала -0,5 балла).
Поставить запись голосов земноводных.
По каким признакам определяется пол лягушки? (привести примеры с резонаторами, окраска, шероховатые уплотнения (мозоли у самцов травянистой и зеленой лягушек, информация о драках самцов задними ногами, выбор самкой самого «поющего самца»).
В икринках большинства земноводных более тяжелая часть яйцеклетки всегда обращена книзу. Верхняя темная часть яйцеклетки, напротив, обращена вверх. Какое это имеет значение для развития животного?
Икра отложенная лягушками вначале падает на дно водоема, а затем через некоторое время всплывает на поверхность воды. Что способствует ее всплыванию? Каково значение этого явления. (оболочка икринок в воде разбухают, становятся толстыми, прозрачными).
Размножение земноводных.
Вопросы к просматриваемому материалу:
1.Что такое половой диморфизм? (Предполагаемый ответ: внешние различия самцов и самок)
2.Хорошо ли у земноводных развит половой диморфизм? (Предполагаемый ответ: плохо)
3.К какому возрасту лягушки становятся половозрелыми? (Предполагаемый ответ: 3 года)
4.Почему икринки земноводных окрашены в тёмный цвет? (Предполагаемый ответ: для улавливания света)
Через какое время зародыш прорывает яйцевые оболочки? (Предполагаемый ответ: 8-10 суток)
С помощью чего головастик передвигается на первых этапах своего развития? (Предполагаемый ответ: с помощью хвоста)
Какие конечности первыми закладываются у головастиков? (Предполагаемый ответ: передние)
Какие признаки в строении головастика указывают на сходство с рыбами? (Предполагаемый ответ: жабры, наличие боковой линии, один круг кровообращения, двухкамерное сердце)
За счет чего живёт головастик на первых этапах своего развития? (Предполагаемый ответ: за счет запаса веществ в икринке)
Как долго длится процесс превращения головастика в лягушку? (Предполагаемый ответ: 2-3 месяца)
От чего зависит скорость развития земноводных (Предполагаемый ответ: от температуры)
Почему у большинства земноводных образуется огромное количество икринок? (Предполагаемый ответ: часть икринок может оказаться неоплодотворенной, быть съеденной другими животными, много личинок земноводных погибает, так и не достигнув взрослого состояния)
Почему же значительная часть потомства у земноводных погибает? (Предполагаемый ответ: так как большинство земноводных не заботится о своём потомстве, не оберегает его)
А вот у некоторых земноводных выражена забота о потомстве, поэтому они откладывают гораздо меньше икринок.
Интересно знать:
- жаба –повитуха носит икру на себе, (самец!!) Намотав на бедра.
- суринамская жаба-пипа ( в ячейках на спине) южноамериканский вид.
- тропический двухцветный листолаз – в пазухах листьев бромелий, где скапливается дождевая вода и переселяет головастиков по мере роста.
- случайные квакши- в специальных сумах. Ринодерма Дарвина (обитает в Чили) – заглатывает икринки и вынашивает их в голосовом мешке.
Прудовые, озёрные и травяные лягушки отложили икру — и ушли.
Но у остромордых лягушек именно самцы остаются её охранять. И они нападают на всех, кто приближаются к кладке! Они не покидают свои посты до тех пор, пока не вылупятся головастики. Лишь тогда изголодавшиеся отцы выйдут на сушу и смогут наесться.
2-й ученик: Подобным образом ведёт себя и самец африканской крапчатой роющей лягушки Пока головастики все вместе питаются у поверхности воды, отец плавает поблизости или среди них, частично высунув наружу голову. У него острые зубы и большие размеры (20-25 см в длину) и он сражается за своих детей, нападая даже на крупных животных и людей.
3-й ученик: Некоторые амфибии Южной и Центральной Америки — древолазы (слайд №3) — откладывают икру не в воду, а прячут её в лесную подстилку, в расселины под камнями, пристраивают на листьях, которые низко висят в тени над водой. И оба родителя или охраняют кладку постоянно, или навещают её время от времени. Они также смачивают икринки принесённой во рту водой.
4-й ученик: А самец ринодермы Дарвина вынашивает своих детей внутри собственного тела! Для этого он помещает откладываемые самкой немногочисленные крупные яйца в свой горловой мешок. Вылупившиеся из яиц личинки срастаются спинками со стенками горлового мешка отца и получают питание через его кровеносную систему. По завершении развития головастики отбрасывают свои хвосты и рождаются через рот папы, переходя к самостоятельной жизни в водоёме.
5-й ученик: Есть среди амфибий и способ вынашивания детёнышей, аналогичный сумчатым млекопитающим. Так, суринамская пипа выращивает головастиков в ячеистой «сумке» на собственной спине. Самки сумчатых квакш также вынашивают оплодотворённую икру в особом кожном кармане (сумке) на спине
6-й ученик: Забота о потомстве достигает крайней степени у двух видов австралийских Заботливых лягушек Эти виды — единственные известные животные, вынашивающие свое потомство в желудке. Самка заглатывает икринки после того, как их оплодотворит самец. Через 7–8 недель полностью сформированные лягушата выползают в рот матери, садятся к ней на язык и с него выпрыгивают в окружающий мир.
4!. Повышенной сложности. (ответ 2 балла при полном ответе).
Почему говорят, что каждую весну почти в любом водоёме мы можем наблюдать «краткое повторение великого эволюционного процесса», продолжавшегося миллионы лет?
( это превращение головастика: теряют жабры, хвост «у лягушек и жаб), отращивают конечности и выходят на сушу).
Экологический конкурс ( 2 балла).
В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках-около 1,5 тысяч. Объясните это.
Известно, что тритоны живут в воде. Как Вы думаете живут ли они на суше. Чем питаются. Впадают ли в спячку?
( 1,5-3 месяца весной и летом живут в тени лесов, кустарников, парков, в сырых оврагах. Ночной образ жизни. Едят слизней, дождевых червей, сороконожек, клещей, гусениц. Зимуют с октября по апрель тоже на суше, спят под корягами, в кучах листвы, в норах кротов и мышей, в подземельях, (собираются десятками и сотнями), в непромерзлых водоемах, гребенчатые иногда в подводной тине).
Зачем в Германии, Польше и других государствах защитники природы устанавливают вдоль автострад специальные низкие барьеры из проволок. Специальный знак «Острожно лягушки». Переходы подземные начали строить в Западной Европе.
( Огромное число земноводных гибнет под колёсами. Например В Росси за 1 год гибнет около 10 миллионов лягушек и жаб.
Можно ли это допустить. В Западной Европе под охраной государства земноводные и ловля их запрещена).
Экологическая задача.
По наблюдению учёных 1 травяная жаба съедает за сутки ~ 7 вредных насекомых. Сколько насекомых съест жаба за 6 месяцев активной жизни.
Герой Гоголевских «Мертвых душ» Собакевич, как известно категорически заявлял: « Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму её в рот». Как сейчас обстоит дело. Где взять столько лягушек для блюд, которые стали блюдами национальной кухни?
( Например: во Франции уже созданы специальные фермы по разведению лягушек для пищевой промышленности).
Знаете ли Вы, почему лягушек называют мучениками науки? Как люди отметили великие заслуги.
( Медицина, биология. Отработана техника физиологического эксперимента. Опыты и наблюдения. Памятники поставлены в Токио и Париже. В Токио на деньги студентов.
Почему Альфред Брем писал: « Жаба- настоящее благословение для места, где она поселилась»?
Зачем, например французские крестьяне, английские садовники сотнями покупали жаб, чтобы выпустить в сады и огороды, на поля. ( В Париже в 19 веке даже существовал специальный жабий рынок).
Конкурс: «Самая самая!!!»
Безногие амфибии –червячок.
Хвостатые:
- тритон гребенчатый 18 см.
- тритон обыкновенный 10 см
- самый красивый –малоазиатский тритон
( 600-2750 м. над уровнем моря, в воде горных рек и озер).
- огненная саламандра 32 см.
- альпийская саламандра до 20 см ( рожает только 2-х детенышей длиной 4 см готовых к жизни на суше-вынашивает их 2-3 года, растут в яйцеводах матери).
- удивительная древесная саламандра 10-12 см.
- исполинская саламандра- самая крупная пойманная весила65 кг и длиной 1,8 м. вымершие сородичи до 9 м. в длину.
- лягушка –голиаф. Особь имела длину 3,6 см ( с вытянутыми ногами -87 см), вес 3 кг 657 гр.)
- озерные лягушки до 17 см.
- жаба –ага – величиной с обеденную тарелку и весом свыше 2 кг.
- самый крупный головастик -25 см. с южно-американской удивительной лягушки ( название вида),но затем она уменьшается, как будто сдувается, превращаясь в маленькую 5 см лягушку.
Срок жизни:
- В неволе чесночница и прудовая лягушка до 10 лет
- Лягушка-бык 16 лет.
- травяная лягушка 28 лет.
- серая жаба -36 лет. Причем до глубокой старости растет и увеличивается в размерах.
Это интересно: Самый сильный яд.
Джунгли Южной Америки и Колумбии.
Лягушка «Кокоа»-местное название или «ужасный листолаз» называют ученые.
Золотистая кожа, умещается в чайной ложке. Её яд в 1000 раз сильнее цианистого калия, в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. 1 дозы яда достаточно, чтобы умертвить 1500 человек. Самый сильный из всех животных ядов. Одной лягушки хватит, чтобы изготовить 50 ядовитых стрел, для духовой трубки (используют индейцы). Сохраняет свои свойства высушенный яд 15 лет. Её размер 2-3 см.
III Итоги урока .
Жюри подводит итоги конкурсов и объявляет победителей.
Итоги по тематическому оцениванию
Рефлексия (с помощью смайликов показать настроение в конце урока).
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему:
« Жизнь замечательных животных», придумать экологическую сказку. Стихотворение или составить кроссворд, ребус, головоломку.
творческое задание – нарисовать рисунок в защиту Земноводных.
Страничка № 5 «Удивительные факты»
Выступают ученики с заранее подготовленным материалом.
1 ученик: Самая большая в мире жаба – это жаба ага, ее вес может достигать более двух килограммов. Помимо того, жаба ага – одна из самых ядовитых среди жаб и лягушек. Самая маленькая в мире жаба имеет длину всего 2,4см.
2 ученик: Квакши отличаются небольшими размерами, тонким телом и лапами с присосками на концах пальцев. Присоски позволяют квакшам удерживаться на листьях и стволах деревьев.
Самая мелкая банановая лягушка (длиной 3-4 см), а самая крупная – лягушка голиаф (длиной до 25 см и массой более 3 кг). Крепкие ноги лягушки-голиафа позволяют ей совершать прыжки длиной в три метра.
3 ученик: Не все виды лягушек безобидны. Например, лягушки «кокои», обитающие в джунглях Южной Америки, в Колумбии, были признаны самыми ядовитыми сухопутными животными на нашей планете. Яд одной этой лягушки в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры.
Однако не так безобидны и жабы. Бородавки жабы – это железы, вырабатывающие яд. Из них яд с силой выбрызгивается, когда собака, кошка или другой хищник хватают жабу зубами. Академик Паллас писал о том, что его собака не упускала ни одного случая схватить жабу, и каждый раз после этого у неё распухали губы.
4 ученик: Многие виды лягушек, обитающие в умеренных и холодных широтах, ежегодно уходят в спячку, замерзая, а весной вновь воскресают. Дело в том, что лягушки производят незамерзающую молекулу – глюкозу. Жидкость в тканях становится от морозов сиропообразной, не образовывая кристаллов льда, что позволяет амфибиям выжить. Это заинтересовало учёных, которые пытаются найти способы заморозки людей на непродолжительное время.