Тема (название и кол-во часов) | Много. Один. Числа от 1 до 5. Нумерация. – 8 часов |
Цель изучения темы | познакомить с числами и цифрами от 1 до 5; научить образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; научить читать, писать и сравнивать числа от 1 до 5; дать представление о длине предмета. |
Термины и понятия | «Много», «один», «число», «цифра», знаки «+» (прибавить), «-» (вычесть), «=» (получится), «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» |
Информационно - образовательная среда |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | Межпредметные связи |
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч (стр.21-39). Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.9-14). Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.17-18). Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 48 - 55). | Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.8-9). Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 10. Таблицы: 1. Числа от 1 до 10. 2. Числа в жизни. 3. Один. 4. Два. 5. Три. 6. Четыре. 7. Пять. Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = (находятся в карманах кассы). Наборное полотно. Магнитная доска. Набор карточек с числовыми фигурами, иллюстрирующими числа 1 – 5. Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета. Таблица «Числовая лесенка». Циферблат часов с подвижными стрелками. Набор карточек с числовыми фигурами и цифрами для проведения игры «Математическое домино». Двухцветные кружки на резинке, которые легко поворачиваются. | Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Нумерация»: «Много. Один». «Числа от 1 до 5». «Знаки +, -, =. Прибавить, вычесть, получится». | Окружающий мир (растительность леса, домашние и дикие животные, насекомые, овощи и фрукты), изобразительное искусство (дымковская игрушка, виды росписей), литературное чтение (сказки: русская народная «Три медведя») |
I. Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в последовательности от 1 до 10 среди изученных чисел. Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Понимать и пользоваться понятиями «длиннее», «короче». | Ученик научится: Познавательные УУД устанавливать закономерности следования объектов, чисел от 1 до 5; сравнивать предметы по количеству, длине; классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку; классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры. Ученик получит возможность научиться: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях; применять знания и способы действий в измененных условиях; объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); выделять из предложенного текста информацию по заданному условию. Регулятивные УУД понимать и принимать учебную задачу; выполнять самооценку по критериям. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним. Ученик получит возможность научиться: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Коммуникативные УУД строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; задавать вопросы; работать в паре; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению. Ученик получит возможность научиться: применять математические знания и математическую терминологию («много», «один», «число», «цифра», знаки «-, +, =», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине») при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; слушать партнёра по общению (деятельности); аргументированно выражать свое мнение. | Ученик получит возможность формирования: Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика). Положительного отношения к математике как предмету изучения. Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. Осознания себя частью (членом) классного коллектива. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности. |
II. Этапы изучения темы |
Название этапа, темы уроков | Содержание | Кол-во часов | Способы действий учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Вводное занятие Много. Один. Число и цифра 1. | Работа с вопросами шмуцтитула «Что знаем? Чему научимся?». Постановка учебной задачи на изучение темы. Знакомство с понятиями «много», «один», «одна», «одно». | 1 | Фронтальная работа. Рассматривают предметные картинки шмуцтитула (У - с. 21).Читают название темы. Работают с ключевыми вопросами рубрики «Что узнаем. Чему научимся». Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на уроке. Отвечают на вопросы учителя «Как связаны между собой предметные картинки и числа, написанные рядом?». Прогнозируют свои действия, используя вопросы «Что мы должны узнать?», «Чему научиться?». Проверяют свои предположения по рубрике «Что узнаем. Чему научимся». Работают с иллюстрациями и заданиями к ним (У - с. 21-23). Отыскивают в пространстве предметы с количеством соответствующим словам «один», «одна», «одно», «много». Индивидуальная работа. Учатся писать цифру 1 по показу и устному объяснению учителя с последующим комментированием. (РТ - с. 9). | Ставит учебную задачу. Определяет количество предметов и сравнивает с количеством, обозначенным цифрой. Развивает наблюдательность. Умеет различать понятия «много», «один». Умеет обозначать число один на письме. | Рассмотри картинки на поле (У - с.22). Определи количество изображённых предметов. Сопоставь с количеством точек в рамке. Напиши цифру 1 в рабочей тетради. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний Число и цифра 2. Как получить число 2. Число и цифра 3. Как получить число 3. Знаки «+» (прибавить), «-» (вычесть), «=» (получится). Число и цифра 4. Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. Число и цифра 5. | Работа с сюжетными иллюстрациями. Составление рассказа по рисунку. Обозначаем и определяем время на циферблате. Знакомство с составом чисел первой пятёрки. Уравнивание количества предметов разными способами (добавление, убирание). | 6 | Фронтальная работа. Работают с сюжетными иллюстрациями (У - с. 24, 26, 32, 34), выполняют задания к соответствующим иллюстрациям, составляют рассказ. Учатся определять и записывать цифрой количество предметов, сравнивать количество предметов в разных группах по заданиям (У - с. 27, 28, 29, 30). Выбирают для каждого рисунка подходящую запись по заданиям (У - с. 25, 27, 28, 29, 31, 33). Учатся составлять математический рассказ по картинке, схеме и записи. (У – с. 28, 29, 31, 33, 35, 37) Индивидуальная работа. Учатся писать цифру 2, 3, 4, 5 по показу и устному объяснению учителя с последующим комментированием (У - с. 24, 26, 30, 34). Располагают объекты в таблице в соответствии с заданием (У - с. 27). Записывают числа в порядке возрастания и убывания. (РТ – с.11, 13). Решают логические задачи (У - с. 23, 25, 27, 31, 33). Работа в паре Выполняют задания по уравниванию количества предметов (У – с. 27), Играют в игру «Математическое домино» (У – с. 37). | Знают порядок расположения чисел от 1 до 5. Умеют каллиграфически правильно писать цифры первой пятёрки. Умеют определять на глаз, какой отрезок короче, какой длиннее. Умеют сравнивать количество объектов в разных группах. Умеют записывать и читать математические выражения, используя слова «прибавить», «вычесть», «получится». Выполняют задания на раскрашивание геометрических фигур по заданному количеству объектов на рисунке. | Расположи на парте числа от 1 до 5 в прямом и обратном порядке. Определи количество яблок (грибов, квадратов, кругов) на рисунке и обозначь их количество нужной цифрой. Составь математические выражения, используя числа 2, 1, 3 и знаки +, -, =. |
Закрепление новых знаний и освоение способов действий Числа от 1 до 5: получение, запись, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | Работа со с. 36-37 учебника и с. 14 рабочей тетради. | 1 | Фронтальная работа. Рассматривают иллюстрации (У - с. 36). Отвечают на вопрос учителя: «Сколькими способами можно рассадить пять девочек на две скамейки? Расскажите обо всех способах». Выполняют соответствующие записи по каждому рассмотренному случаю. Сравнивают числа между собой с опорой на иллюстрацию (У - с. 37). Индивидуальная работа с опорой на помощь учителя по пояснению задания. Соотносят рисунок с математической записью (РТ - с. 14): считают количество геометрических фигур на заданном рисунке. | Развивает наблюдательность. Подбирает необходимые предметы и фигуры для составления таблицы. Умеет сравнивать полученный результат с образцом, предложенным учителем или выявленным при обсуждении. | Нарисуй лесенку по образцу (РТ - с. 14). Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР – с. 8, 9) |
Комплексное применение знаний и способов действий «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | Работа со с. 38 - 39 учебника | 1 | Рассматривают содержание таблиц (У - с. 38-39). Анализируют содержание предметов в таблицах. Подбирают необходимые недостающие предметы в таблицах. | Определяет закономерности построения рядов, содержащих предметы и геометрические фигуры, использует найденные закономерности для выполнения заданий. | Проследи, как расположены геометрические фигуры в ряду. Какая фигура пропущена? Обоснуй ответ. |
Коррекция знаний и способов действий | Для усвоения принципа построения натурального ряда чисел от 1 до 5 целесообразно использовать электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Нумерация»: «Много. Один». «Числа от 1 до 5». «Знаки +, -, =. Прибавить, вычесть, получится». Для усвоения состава чисел рекомендуются упражнения на составление примеров по схеме, набор и размен монет, игра «Заселяем домики», использование таблицы «Числовая лесенка». |
III. Рефлексия педагогической деятельности |