СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многоаспектный анализ текста как этап подготовки к оценочным процедурам по русскому языку и литературе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации речь идёт о комплексном анализе текста, который стал в последнее время  очень актуален как на уроках русского языка, так и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Многоаспектный анализ текста как этап подготовки к оценочным процедурам по русскому языку и литературе.»

 Многоаспектный анализ текста : • композиционно-содержательный анализ : (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.); • стилистический анализ: (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); • типологический анализ: (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); • языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор; синтаксический анализ словосочетаний и предложений) и т.д.

Многоаспектный анализ текста :

• композиционно-содержательный анализ : (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);

• стилистический анализ: (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

• типологический анализ: (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

• языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор; синтаксический анализ словосочетаний и предложений) и т.д.

личностных: воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • личностных:
  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  метапредметных: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно–научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; готовность и способность к самостоятельной информационно–познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • метапредметных:
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно–научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно–познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
предметных: владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; сформированность представлений об изобразительно–выразительных возможностях русского языка; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово– родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
  • предметных:
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • сформированность представлений об изобразительно–выразительных возможностях русского языка;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово– родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
5 – 7 классы. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, составление примерного плана многоаспектного (комплексного) анализа текста, овладение основными мыслительными операциями, некоторыми приемами исследовательской деятельности. 8 – 9 классы. Это период развития аналитических способностей, абстрактного мышления, усложнения форм и методов поисковой деятельности, выработки умения самостоятельно находить наиболее значимые аспекты исследования текста, организовывать индивидуальную поисковую деятельность. 10 – 11 классы. На этом этапе происходит закрепление основных знаний, умений и навыков, совершенствование технологии многоаспектного анализа текста, воспитание читательской культуры.
  • 5 – 7 классы. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, составление примерного плана многоаспектного (комплексного) анализа текста, овладение основными мыслительными операциями, некоторыми приемами исследовательской деятельности.
  • 8 – 9 классы. Это период развития аналитических способностей, абстрактного мышления, усложнения форм и методов поисковой деятельности, выработки умения самостоятельно находить наиболее значимые аспекты исследования текста, организовывать индивидуальную поисковую деятельность.
  • 10 – 11 классы. На этом этапе происходит закрепление основных знаний, умений и навыков, совершенствование технологии многоаспектного анализа текста, воспитание читательской культуры.
Является эффективным способом проверки знаний учащихся;  Проверяет формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций;  Даёт возможность объективно оценить знания учащихся.  Таким образом, разноаспектный анализ текста:

Является эффективным способом проверки знаний учащихся;

Проверяет формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций;

Даёт возможность объективно оценить знания учащихся.

Таким образом, разноаспектный анализ текста:

Систематически работая с текстом, учащиеся: - Отрабатывают не только новый, но и повторяют пройденный материал; -Отрабатывают умения и навыки грамотного письма и грамотной речи; -Оперативно проверяют свои знания; -Поэтапно готовятся к мониторингу качества знаний, ОГЭ и ЕГЭ

Систематически работая с текстом, учащиеся:

- Отрабатывают не только новый, но и повторяют пройденный материал;

-Отрабатывают умения и навыки грамотного письма и грамотной речи;

-Оперативно проверяют свои знания;

-Поэтапно готовятся к мониторингу качества знаний, ОГЭ и ЕГЭ

Данная форма работы позволяет учителю: - Существенно экономить учебное время; -Получить дополнительный дидактический материал к уроку; -Получить вариант самостоятельной или контрольной работы; -Организовать текущий и итоговый контроль с учётом особенностей и способностей каждого учащегося (Дифференцировать задания для детей с ОВЗ); -Планомерно готовить учащихся к оценочным процедурам и ГИА
  • Данная форма работы позволяет учителю:
  • - Существенно экономить учебное время;
  • -Получить дополнительный дидактический материал к уроку;
  • -Получить вариант самостоятельной или контрольной работы;
  • -Организовать текущий и итоговый контроль с учётом особенностей и способностей каждого учащегося (Дифференцировать задания для детей с ОВЗ);
  • -Планомерно готовить учащихся к оценочным процедурам и ГИА