Просмотр содержимого документа
«Многоаспектный анализ текста как этап подготовки к оценочным процедурам по русскому языку и литературе.»
Многоаспектный анализ текста :
• композиционно-содержательный анализ : (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);
• стилистический анализ: (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
• типологический анализ: (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
• языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор; синтаксический анализ словосочетаний и предложений) и т.д.
- личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- метапредметных:
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно–научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
- готовность и способность к самостоятельной информационно–познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- предметных:
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- сформированность представлений об изобразительно–выразительных возможностях русского языка;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово– родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
- 5 – 7 классы. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, составление примерного плана многоаспектного (комплексного) анализа текста, овладение основными мыслительными операциями, некоторыми приемами исследовательской деятельности.
- 8 – 9 классы. Это период развития аналитических способностей, абстрактного мышления, усложнения форм и методов поисковой деятельности, выработки умения самостоятельно находить наиболее значимые аспекты исследования текста, организовывать индивидуальную поисковую деятельность.
- 10 – 11 классы. На этом этапе происходит закрепление основных знаний, умений и навыков, совершенствование технологии многоаспектного анализа текста, воспитание читательской культуры.
Является эффективным способом проверки знаний учащихся;
Проверяет формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций;
Даёт возможность объективно оценить знания учащихся.
Таким образом, разноаспектный анализ текста:
Систематически работая с текстом, учащиеся:
- Отрабатывают не только новый, но и повторяют пройденный материал;
-Отрабатывают умения и навыки грамотного письма и грамотной речи;
-Оперативно проверяют свои знания;
-Поэтапно готовятся к мониторингу качества знаний, ОГЭ и ЕГЭ
- Данная форма работы позволяет учителю:
- - Существенно экономить учебное время;
- -Получить дополнительный дидактический материал к уроку;
- -Получить вариант самостоятельной или контрольной работы;
- -Организовать текущий и итоговый контроль с учётом особенностей и способностей каждого учащегося (Дифференцировать задания для детей с ОВЗ);
- -Планомерно готовить учащихся к оценочным процедурам и ГИА