Классный час «Успех в учебе - завтрашний успех в жизни!»
Цель: Дать представление об успешной личности и помочь подросткам выстроить собственную траекторию успеха.
Задачи:
познакомить учащихся с понятиями «успех», «успешный человек», с основными качествами успешной личности.
учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.
формировать свое отношение к таким вопросам, как развитие качеств успешной личности.
формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность;
побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Человек должен учиться, потому, что он человек.
В.А.Сухомлинский.
1. Настрой
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне и всем присутствующим свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Тема нашего классного часа «Успех в учебе - завтрашний успех в жизни!»
Сегодня мы рассмотрим с вами следующие вопросы:
- Подведение итогов по результатам участия в различных конкурсах
- Итоги учебного года
- Планы на будущее
2. Успешный человек
Иногда кажется, что успешная жизнь - это жизнь трудная и доступная только избранным волевым людям. Это не так. Жизнь может быть и легкой, и успешной одновременно. Вы можете уверенно стремиться к своим целям, каждый день получая то, что вы хотите и при этом радоваться жизни. Каждый новый день дарит вам новые открытия и достижения, и приближает вас к вашей заветной цели. Вы полны сил и энергии каждый день. У вас богатые и далекие планы, вам много чего хочется сделать, и вы точно знаете, что все это возможно. Именно таким можно представить портрет Успешного человека. И такой образ жизни может стать вашим.
Как вы думаете, что же такое "Успех", "Успешный человек"?
(обучающиеся высказывают свои мнения) сегодня мы поговорим о секретах достижения успеха, о том, что для этого необходимо, и как стать успешным человеком.
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы для начала нам необходимо разобраться с понятием успех. А для этого давайте обратимся к словарям. Обращаю ваше внимание на то, что вы разделились на 3 группы не случайно – это поможет нам с вами продуктивно сегодня поработать. У каждой группы на столе лежит несколько словарей. Ваша задача составить древо понятий к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас 5 минут.
Группы работают со словарями и составляют древо понятий.
Ведущий. Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. Сообщение
( «Успех» - это ни что иное как естественный результат последовательного применения основных принципов успеха в жизни.
«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.
«Успех» - это процесс поворота от чего-то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.
«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, продвинуться на лучшее место.
Поработав со словарями мы выяснили, что в Толковом словаре Ожегова успех - хорошие результаты в работе, учебе
Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. успех - удача в каком-л. деле, удачное достижение поставленной цели.
Значение слова Успех по словарю Ушакова: УСПЕХ - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.)
Каждая группа вывешивает полученное древо на доске и комментирует его.
В результате получается примерно такой вариант (рисунок 1)
Рисунок 1. Древо понятий к слову “успех”.
Ведущий. Вот видите, как много значений имеет понятие “успех”. Как вы думаете, какое из них наиболее полно отражает суть? Из какого можно получить однозначный ответ на такие вопросы: в чем заключается жизненный успех – в миллионном состоянии или душевном спокойствии? Какого человека можно назвать успешным? Какую роль играет человек в собственной успешности? Может успех – это случайность, удача, фортуна? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице?
Учащиеся высказывают свое мнение. Ведущий подводит их к мысли, что ни одно из них в отдельности не дает полного и однозначного ответа на заданные вопросы, а успех нужно рассматривать как совокупность нескольких определений.
Ведущий. Молодцы. Рассмотрев разные определения понятия успех, давайте попробуем поразмыслить и ответить еще на два вопроса:
Какими качествами должен обладать успешный человек?
Что должен делать (сделать) человек, чтобы добиться успеха?
Свои ответы вы запишите в табличку (рисунок 2).
Группы работают над заполнением таблицы.
Ведущий. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Каждая группа комментирует и прикрепляет на доску свою таблицу.
Ведущий. Вот видите, как много всего нужно сделать, чтобы достичь успеха в жизни и какими качествами нужно для этого обладать. Скажите, а у вас есть все необходимые качества, которые помогут вам стать успешным человеком?
Ответы детей (чаще всего отрицательные).
Ведущий. А вы хотели бы обладать недостающими качествами?
Ответы детей (чаще всего положительные).
Ведущий. Тогда я вам предлагаю сейчас представить, что вы пришли в магазин. Но это необычный магазин, в котором продаются продукты или книги. В нем, каждый желающий, может приобрести те или иные качества личности. А оплатой за приобретение будут те положительные качествами, которые у покупателя в избытке. Я буду играть роль продавца.
Происходит процесс купли-продажи качеств. Ребята по очереди называют положительные качества, которые им необходимо приобрести для достижения успеха.
Ведущий. Теперь, когда вы обладаете всеми необходимыми качествами чтобы стать успешными людьми, осталось только начать реализацию тех действий, которые вы сами прописали. И я уверена, что у вас все получится.
А сейчас я предлагаю каждому выразить свое отношение к тому, что мы сегодня обсуждали, сделать выводы, подвести итог. И попробовать ответить на вопросы, поставленные в начале нашей беседы: что необходимо для достижения успеха и как стать успешным человеком?
Участники высказывают свое мнение, предлагают варианты ответов на вопрос, обобщают, делают заключения и выводы.
Ведущий. У меня тоже сложилось впечатление, что наш сегодняшний разговор не прошел бесполезно и помог каждому задуматься о том, кем же мы сейчас являемся и кем хотим стать в будущем, какие качества нам необходимо развивать в себе, чтобы достичь успеха в жизни.
Закончить беседу я хочу одной притчей.
Ведущий рассказывает притчу.
Однажды сын спросил у отца:
— Что нужно, чтобы добиться успеха?
— Не знаю, сынок, — ответил отец, — это очень сложный вопрос. Задай его маме.
— Не знаю, сынок, — сказала мама, — спроси об этом у того мудреца, что живет на горе в старом красивом замке.
И мальчик отправился в старый замок, чтобы задать этот вопрос мудрецу.
— Мудрец, — обратился мальчик к седому старцу, — скажи мне, что нужно человеку, чтобы добиться успеха?
— Трудный вопрос ты мне задаешь. Я отвечу на него, но позже. А пока пойди и посмотри на мой дворец. Он заслуживает восхищения! А потом возвращайся ко мне.
Мальчик с радостью принял приглашение мудреца и отправился, было, осматривать дворец, но старец остановил его со словами:
— Чуть не забыл. Возьми вот эту ложку, в ней две капли масла. Ни в коем случае не разлей их, пока будешь бродить по дворцу.
Через какое-то время мальчик вернулся. В его руке была ложка с каплями масла.
— Ну, как, тебе понравился мой дворец? — спросил мудрец.
— Я ничего не видел, — ответил мальчик, — я боялся, что разолью масло.
Мудрец снова отправил его осматривать свои владения. Через час мальчик вернулся. Он был очень доволен и рассказал, что ничего подобного раньше не видел! Когда мудрец спросил его про масло, оказалось, что пока мальчик радовался красотам дворца, пролил все масло
— Ты спрашивал меня, что нужно для того, чтобы добиться успеха? — сказал ему старец, — я готов тебе ответить.
— Мы рождаемся на свет и каждый день любуемся окружающим миром, впитывая в себя все, что видим, слышим, чувствуем. Со временем это становится нашим жизненным опытом, который нам помогает во всех наших начинаниях. Но так же, со временем, мы становимся более осторожными и осмотрительными, боясь потерять приобретенное, как те капли масла, которые ты разлил, осматривая мой дворец. И это правильно. Секрет успеха в том, чтобы всегда помнить о каплях масла в своей ложке. Найти что-то стоящее сложно, но ничего не стоит это потерять...
Я желаю вам, чтобы вы смогли добиться успеха в жизни, но для этого вам необходимо сохранить те качества и способности, которые вы уже приобрели на сегодняшний день.
Наверное, вы сейчас думаете: «Хорошо взрослым рассуждать об успехах. Они уже работают, поэтому и добиваются успехов. А что можем сделать мы, ученики школы?» Каких же успехов можете достигнуть вы, сегодняшние ученики?
К сожалению, не всё в жизни можно стереть так же легко, как ошибку на доске.
«Знание – сила!» - эти слова, сказанные выдающимся учёным Ф.Бэконом более 300 лет назад, ещё убедительнее звучат сегодня. В XXI веке сила знаний, накопленных всеми предшествующими поколениями учёных, так очевидна. На наших глазах человек шагнул в космос, проник в тайны микромира, создал искусственные вещества, изменил течение рек. Благодаря знаниям, он во сто крат помножил свои силы, создавая материальные богатства общества. Учёные становятся «главными мастеровыми», а научные лаборатории и институты - «главными цехами» стремительного развивающегося народного хозяйства.
Перед вами, ребята, сегодня распростерся самый великий из океанов – океан знаний. Необозримые широты и глубины его поражают своей фантастичностью. И вы, школьники, должны осваивать их, двигаться по основным магистралям океана – науки. Этого требует от вас современная жизнь. Постоянное накопление знаний не прихоть, не погоня за внешней эрудицией и образованностью. Это необходимость, продиктованная всем социальным укладом нашей жизни, стремлением к всестороннему и гармоничному развитию каждой личности. Человек идёт к своему таланту, к расцвету сил и способностей через знания, через осознание необходимости учиться. «Не знать, - говорил ещё в своё время М. Горький, - значит не развиваться, не двигаться».
Предназначение человека состоит в том, чтобы приносить пользу другим людям, приносить пользу обществу. Мало желать быть полезным – надо найти ту точку приложения сил, когда все твои способности раскроются в полной мере. Надо найти свою профессию. «Только тот человек… может быть счастлив, который ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами, - говорил М.И. Калинин.
«Счастье даётся только знающим,- писал К.Г. Паустовский. – Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями». Так говорили великие люди о пользе знаний.
Сегодня, когда в России осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, вы должны учиться под девизом: «Знание – наше завтра».
Хорошая оценка по одному предмету - это ещё одна ступенька по лестнице «успеха», хорошие оценки за полугодие, год - это третья и четвертая ступени к успеху.
Получение аттестата особого образца или аттестата с хорошими оценками - это уже успех. Сдача выпускных экзаменов на высокие баллы - это тоже успех, потому что от этого зависит, будете вы получать среднее специальное образование или высшее. А это в свою очередь влияет на успешность карьерного роста.
4. Рефлексия
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто»
К.Д.Ушинский
Если один учится в школе плохо, ленив и привыкает к плохим отметкам, лености, а другой работает старательно и привыкает работать старательно, то это будут две разные судьбы. Человека только встречают по одежке, а далее его ценят, уважают или презирают за его личные качества. и судьбу человека определяют его личные качества: ум, культура, доброта, стойкий характер, сила и ловкость, умения и знания. И развивая свой ум, повышая уровень культуры, укрепляя характер и силу воли, приобретая умения и навыки, будучи добрым и благожелательным, человек пожинает добрую судьбу.
Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи мысленно нарисуйте «Дерево жизни»:
Корень дерева, ствол – вся дальнейшая жизнь, ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные), вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.
Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.
В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский).