СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие форм в окружающем мире

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многообразие форм в окружающем мире»

Тема: «Понятие формы. Многообразие форм в окружающем мире».

По программе Б.М. Неменского, 6 класс,

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире, объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм, учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира, продолжить работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел из бумаги, развивать пространственные представления, воспитывать наблюдательность, способствовать углублению межпредметных связей ( математика, черчение, изобразительная деятельность).

Зрительный ряд: плакаты с изображением развёрток геометрических тел, геометрические тела ( параллелепипед, конус, шар, куб).

Литературный ряд: стихотворение М. Бородницкой «Художник».

Музыкальный ряд: лирическая мелодия.

Конечный результат: пробуждение интереса к конструированию геометрических тел.

Техническое оснащение: магнитофон и кассета с записью мелодии.

Материалы для работы учащихся: бумага формата а4, простой карандаш, линейка, циркуль, клей.

Ход урока:

  1. Создание эмоциональной атмосферы.

  2. Постановка проблемы.

  3. Поиск способов решения проблемы.

  4. Художественное творчество.

  5. 5. Анализ работ.







Этапы урока

Художественно- педагогическая деятельность учителя

Художественно- эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Эмоциональный настрой

На фоне лирической мелодии звучит стихотворение М. Бородницкой «Художник».

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

-Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался- видно не зря.


- О чём это стихотворение?

Художественное восприятие музыки, стихотворения.














Свободные высказывания детей.

Внимание и заинтересованность.













Способность высказаться и слушать других.

Постановка проблемы

-Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об увиденном рядом. Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное множество форм: и сложных и простых.

- Зачем нам необходимо знание формы?






Свободные высказывания детей.





Эмоциональный отклик, желание высказаться

Поиск способов решения проблемы

Определение понятие формы мы находим в «Толковом словаре» русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Швецовой:

Форма – это способ существования содержания, неотделимый него и служащий его выражением ( единство формы и содержания), внешнее очертание, наружный вид предмета.

При работе над каким – либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, т. Е. обобщить их. Наблюдая любые обобщённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, цилиндру, конусу, шару.

- Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел.

- Какую форму имеют ящики, книги?

- Форму параллелепипеда.

- Вспомните из математики, что такое параллелепипед?

- Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

- Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетании этих последних с шаром. Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

- Цилиндр- геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Колонновидный предмет.

- Что представляет собой конус?

- Конус- геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусовидный.

Уже при рисовании простейших геометрических тел необходимо развивать в себе это чувство формы .Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб.Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Рисующему рекомендуется изучить форму предмета с различных точек .Освоив главные правила рисования на простейших предметах, в дальнейшем можно будет и перейти к более сложным конструкциям. Под «конструкцией»или строением предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие "конструкция» приложимо ко всем существующим предметам, созданным природой или человеком. Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов. Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявить характер конструкции изображаемой натуры.

Сегодня на уроке вы будете выполнять конструирование из бумаги геометрических тел.При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба надо знать размер одного ребра.(Развёртки простейших геометрических тел даны на плакате.)

Свободные высказывания детей

Желание участвовать в школьной выставке рисунков

Выбор материала

Конструирование из бумаги используя примеры развёрток на плакате.

Самостоятельный выбор учащимися геометрических тел.

Желание воплотить свой замысел в материале.

Художественное творчество

Индивидуальная работа с учащимися.

Дети плодотворно работают.

Пробуждение интереса к художественному творчеству.

Рефлексивный анализ работ

Организация выставки работ. Анализ работ.

Самооценка.

Желание заниматься искусством в школе и дома.