Урок учителя высшей категории МБОУ СОШ № 3 г. Липецка им. К.А. Москаленко
Благовой Н.Д.
Предмет: биология
Уровень образования: средняя общеобразовательная школа
Тема: «Многообразие клеток живых организмов».
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок постановки и решения проблемы, лабораторная работа.
Время проведения: 08.11.2018
Участники: обучающиеся профильной группы 10а класса
Цель:
1.углубить понятие «клетка»;
2. основываясь на знаниях основных положений клеточной теории, выработать умения применять их для доказательства материального единства живой и неживой природы;
3. сформировать знания об особенностях строения клеток грибов, бактерий, сравнивать с клетками растений и животных;
4. развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное;
5. работать с микроскопом и микропрепаратами, готовить микропрепараты, формирование УУД.
Познавательные УУД: сформировать знания об особенностях строения клеток прокариот и эукариот
Коммуникативные УУД: умение работать в группе
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме, саморегуляция и самооценка,
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.
Основные понятия: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, муреин, хитин, волютин, гликоген, крахмал.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, готовые микропрепараты одноклеточных животных, бактерий, пеницилл; культура дрожжей, мукор, раствор йода, лук.
Ресурсы:
Учебник Биология 10 класс Дымшиц
Интернет ресурсы
Практические и лабораторные работы по биологии 10-11 класс Дымшиц
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. Форма деятельности обучающихся | Формирование УУД |
Определение потребностей и мотивов (3-5 минут) | Беседа по вопросам: Кем и когда была создана клеточная теория? Назовите основные положения клеточной теории. Каково значение клеточной теории? Используя знания о клеточной теории, докажите единство происхождения жизни на Земле. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. Каковы особенности строения клетки? Кто такие эукариоты? Прокариоты? Кто к ним относится? | Отвечают на вопросы. По итогам беседы заполняют «бортовой журнал» Что знаю по данной теме | Новое, неизвестное | |
| | Смыслообразование (личностные) регулятивные |
Принятие учебных целей и достижений | Формулируем цели урока: 1.Углубить понятие «клетка», 2.Сформировать знания об особенностях строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток. 3.Объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов. Подвожу учащихся к формулированию гипотезы. | Проблема: не зная строения бактериальной и грибной клетки, нельзя найти сходство и отличие их от растительной и животной клетки. Формулирование гипотезы: если мы узнаем строение бактериальной и грибной клетки, то можем их сравнить с растительной и животной клеткой. Найти сходство и отличие. Объяснить причины сходства и отличия. Попытаться объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов. | Целеполагание(регулятивные) |
Проверка принятой гипотезы. Время на работу в группах – 10 минут. Время на презентацию ответов – 3 минуты | Предлагаю обучающимся разбиться на группы. Каждая группа получает задание: 1 группа - приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите под микроскопом, выявите основные черты в строении растительных клеток: наличие вакуолей, пластид, прочной клеточной стенки. Зарисуйте, подпишите органоиды, схематично изобразите надмембранную структуру – целлюлозную клеточную стенку. Выявите особенности строения в связи со способом питания. 2 группа - рассмотрите под микроскопом строение животной клетки (готовые микропрепараты инфузории туфельки или амёбы) Выявите черты отличия от растительной клетки. Зарисуйте строение животной клетки, подпишите основные органоиды, схематично изобразите надмембранную структуру – гликокаликс. 3 группа - рассмотрите микрофотографии, схемы, рисунки с изображением бактерий, выявите особенности строения бактериальной клетки. Зарисуйте, подпишите основные органоиды. 4 группа – приготовьте и рассмотрите под микроскопом культуру клеток дрожжей. Зарисуйте строение грибной клетки. Сравните строение грибной клетки с растительной и животной клетками. Найдите сходство и отличие. Формулируем выводы: 1. Вывод: сходство в структурно-функциональной организации растительной и животной клетки свидетельствует об их общем происхождении и принадлежности их к эукариотам. Их различия связаны с разным способом питания: растения и некоторые бактерии – автотрофы, а животные, грибы – гетеротрофы. Возвращаемся к «бортовому журналу». Выясняем, всё ли мы выяснили в ходе урока. Возвращаемся к гипотезе, как бы мы теперь ответили на данный вопрос? | Работают в группах. Изучают материал учебника, рассматривают рисунки. Выполняют лабораторную работу, делают выводы. Изучают текст на с., рассматривают рис.. , ( см Приложение 2, ) готовят микропрепарат, выполняют лабораторный опыт, готовят презентацию ответа в виде таблицы. Изучают текст на с. , используют рис.( см. Приложение 3) , выполняют лабораторный опыт. Делают выводы. Готовят презентацию ответа в виде таблицы. Используя текст учебника, (см. Приложение 5, 11), выполняют лабораторный опыт. Делают выводы, готовят презентацию ответа в виде таблицы. Используя текст учебника, (см. Приложение 5, 11) выполняют лабораторный опыт. Делают выводы, готовят презентацию ответа в виде таблицы. В ходе самостоятельной работы, а также презентаций ответов выясняют и уточняют особенности строения изученных клеток. Заполняют таблицу. Заполнение таблицы на доске, остальные в тетрадях) (см. приложение) «Особенности строения клеток прокариот и эукариот» признак | бактерии | грибы | растения | животные | Способ питания | | | | | организация наследственной информации | | | | | Локализация ДНК | | | | | Плазматическая мембрана | | | | | Клеточная стенка | | | | | Цитоплазма | | | | | Органоиды | | | | | Органоиды движения | | | | | Вакуоли | | | | | Включения | | | | | Записывают выводы в тетрадь Заполняют вторую колонку «бортового журнала» Отвечая на вопрос гипотезы, поясняют | Регулятивные (планирование, контроль), познавательные, коммуникативные. Познавательные, регулятивные |
Итоговый самоконтроль и самооценка (5-7 минут) | Раздаю листы самонаблюдения по теме «Многообразие клеток живых организмов» | Выполняют задания, делают практические выводы | |
Приложение 1
Бортовой журнал
Что знаю по данной теме | Новое, неизвестное |
|
|
Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение5

Назови органоиды и ткани организмов определи, чьи это клетки. (приложения 6-9)
Приложение 6

Приложение 7

Рисунок 1 Чья это клетка? Приведите доказательства своего утверждения.
Приложение 8

Рисунок 2 Назовите ткани. Что представлено на рисунке?
Приложение 9

Рисунок 1 Назовите клетки

Рисунок 2 Назовите ткани
Приложение 10
Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных

Признак | Бактерии | Животные | Грибы | Растения |
Способ питания | Гетеротрофный или автотрофный | Гетеротрофный | Гетеротрофный | Автотрофный |
Организация наследственной информации | Прокариоты | Эукариоты | Эукариоты | Эукариоты |
Локализация ДНК | Нуклеоид, плазмиды | Ядро, митохондрии | Ядро, митохондрии | Ядро, митохондрии, пластиды |
Плазматическая мембрана | Есть | Есть | Есть | Есть |
Клеточная стенка | Муреиновая | — | Хитиновая | Целлюлозная |
Цитоплазма | Есть | Есть | Есть | Есть |
Органоиды | Рибосомы | Мембранные и не мембранные, в том числе клеточный центр | Мембранные и не мембранные | Мембранные и не мембранные, в том числе пластиды |
Органоиды движения | Жгутики и ворсинки | Жгутики и реснички | Жгутики и реснички | Жгутики и реснички |
Вакуоли | Редко | Сократительные, пищеварительные | Иногда | Центральная вакуоль с клеточным соком |
Включения | Волютин | Гликоген | Гликоген | Крахмал |
|
Приложение 11
Информация к уроку
1.Бактерии – обширная и многообразная группа живых организмов. Это одноклеточные простейшие организмы, которые могут обитать как в кислородной, так и бескислородной среде. Каждая бактерия – отдельная клетка, имеющая прочную клеточную стенку. Над ней располагается ещё и капсула, которая защищает внутреннее содержимое клетки. Типичного ядра в цитоплазме нет. Ядерное вещество рассеяно. Главная наследственная молекула –ДНК – замкнута в виде кольца. В бактериальной клетке отсутствуют многие органоиды: ЭПС, митохондрии, апп. Гольджи. Из органоидов имеет рибосому. Клеточная стенка содержит вещество – муреин. Запасным веществом является волютин.
2.Грибы- выделяют в отдельное царство. В состав клеточной стенки входит особое вещество азотсодержащий полисахарид – хитозан, близкий по составу к хитину насекомых. Плазматическая мембрана окружает протопласт - живое содержимое клетки. Уровень ядерной организации грибной клетки- мезокариотический: они имеют однослойную ядерную мембрану, не связанную с каналами ЭПС, хромосомы находятся в конденсированном состоянии, не подвергаются спирализации, деспирализации, ДНК – кольцевая, не связана со специфическими белками гистонами. Есть митохондрии, апп. Гольджи, рибосомы, ЭПС. Для грибной клетки известны особые структуры – ломосомы –пузырьки, располагающиеся на границе между клеточной стенкой и плазматической мембраной. Много включений: гранулы гликогена, липидные капли, кристаллы белка. Ядро у грибов способно к миграции по всему организму. Их может быть одно, два или много. В вакуолях могут откладываться токсические вещества. Запасное питательное вещество – гликоген.
3.Клетка как этап эволюции живого в истории Земли – жизнь на Земле возникла около 3,5 млрд лет назад. Наиболее древней клеточной формой была, вероятно, примитивная прокариотическая клетка, возникшая около 3,5 млрд лет назад. Клетки этого типа вначале использовали для своего существования и размножения органические молекулы небиологического происхождения из «первичного бульона». Непрерывный рост гетеротрофных примитивных живых клеток привёл к истощению «первичного бульона». В условиях истощения пищевых ресурсов появившаяся способность самостоятельно синтезировать пищу с помощью Солнца из неорганических веществ – давала преимущество. В дальнейшем у примитивных прокариотических клеток стали формироваться особые механизмы синтеза и энергетического обеспечения.
Эволюция прокариотических клеток шла в направлении появления прокариот с разными типами метаболизма.
Эволюция примитивных эукариотических клеток шла в направлении увеличения разнообразия форм клетки, её размеров, внутренней структуры, функций биохимических систем, при сохранении общего для всех клеток аэробного метаболизма. Считается, что эукариотические клетки возникли из прокариотических клеток около 1 млрд лет назад.
Сходство грибов с растениями и животными свидетельствует об их происхождении от далёкой общей предковой группы, а их отличия – об историческом развитии живого мира, результатом которого явилось возникновение царства грибов.
Приложение 12
Заполнить таблицу, используя приобретённые на уроке знания
признак | бактерии | грибы | растения | животные |
Способ питания | | | | |
организация наследственной информации | | | | |
Локализация ДНК | | | | |
Плазматическая мембрана | | | | |
Клеточная стенка | | | | |
Цитоплазма | | | | |
Органоиды | | | | |
Органоиды движения | | | | |
Вакуоли | | | | |
Включения | | | | |
Приложение13
