СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие видов компьютерных игр и их влияние на развитие внимания младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многообразие видов компьютерных игр и их влияние на развитие внимания младших школьников»

УДК 001.812



О.А. Лоскутова, Т.Э. Сизикова

магистрант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, г. Новосибирск

канд. псих. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный

педагогический университет»,Россия, г. Новосибирск


МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


В статье рассмотрены виды компьютерных игр, отмечено влияние компьютерной игры на развитие младших школьников, перечислены приемы, удерживающие внимание ребенка в компьютерной игре.

Ключевые слова: внимание, компьютерные игры, обучение, технологии, младший школьный возраст, развитие.


O.A. Loskutova, T.E. Sizikova

Master's student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia,

PhD. psycho. Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia


THE VARIETY OF TYPES OF COMPUTER GAMES AND THEIR IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF ATTENTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN


The article considers the types of computer games, the influence of computer games on the development of younger schoolchildren is noted, the techniques that hold the child's attention in a computer game are listed.

Key words: attention, computer games, education, technology, primary school age, development.



В течение всей жизни человека игры непрерывно используются для развития его психического, физического и социального потенциала. Однако со временем игры меняются под влиянием различных факторов. Появление различного рода цифровых технологий послужило образованию нового вида игр, которые стали называться компьютерными и быстро завладели сознанием как взрослого населения, так и детского. Идея применения игры в процессе познания, которая основана на привлечении внимания младших школьников, открывает широкие перспективы в процессе учебы. Компьютерная игра как инструмент обучения в настоящее время пользуется спросом в обучении, поскольку связана с познавательной и развлекательной сферой, что делает ее эффективной для нужд обучения.

Одним из первых определений компьютерной игры, которое остается и актуальным сегодня, дал Т. Йорки: «Под компьютерной игрой мы понимаем явные или скрытые методы трансформации окружающей детей среды с целью ее изучения, освоения и получения удовольствия» [10, с. 254-255].

Инструментами, удерживающими надолго внимание ребенка, в компьютерной игре выступают: сопровождение аудио и видео, презентация явлений и объектов в динамике, яркий и красочный эффект поощрения ребенка за правильно выполненную игровую задачу, что безусловно повышает его мотивацию к выполнению тех или иных заданий [9].

Впервые классификацию компьютерных игр в 1988 году предложил отечественный доктор психологических наук А.Г. Шмелёв [11], затем
О.В. Тараканова [10] и ряд других исследователей. При этом в процессе изменения жизни человека разрабатываются и появляются игры, которые имеют непосредственную связь с совершенствованием цифровых процессов. В жанре познавательных игр мы выделяем следующие виды игр:

  1. Традиционные игры, созданные на основе традиционных игр. Например, «Шашки», «Пятнашки» [1].

  2. Ролевые игры (РПГ). Их отличительная черта – присутствие у того или иного персонажа конкретного навыка и характеристики, который приобретается, и в дальнейшем его можно развивать, выполняя для этого какие-либо действия.

  3. Головоломки, преследующие своей целью решение разных задач, требующие от игрока применения логики и стратегии [2].

  4. Гонки – вид компьютерных игр, в каких игрок управляет наземным транспортным средством [9].

  5. Развивающие игры характеризуются наличием строгих определённых правил.

  6. Игры-симуляторы, которые полностью имитируют какую-либо сферу реальности. Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях [5].

  7. Обучающие игры – это вид компьютерных программ, служащих для упорядочения процесса игры с тем, чтобы обучающийся усвоил определенный образовательный материал.

  8. Шутеры, или Стрелялки – это игры, где играющему предстоит выполнение ряда заданий, завершение задания, в чем и заключается прохождение игры. Основное внимание уделяется стрельбе [6].

  9. Стратегии, игры которые представляют собой управление масштабными процессами. К таковым процессам мы можем отнести, например, строительство городов [2].

  10. Аркадные игры. Содержат различные виды состязаний. Игроку приходится действовать быстро, полагаясь, в первую очередь, на скорость принятия решений и быстроту реакции [2].

  11. Игры приключенческого характера, основная мысль которых заключается в путешествии, где игроку придётся решать различные задачи и преодолевать препятствия.

О.В. Володина [3] отмечает, что повышение интереса учащихся в процессе обучения можно провоцировать разными способами. Игра представляет один из таких способов. В ней, согласно возрастным особенностям игроков, соединяются игра и обучение в единую работу. Можно предположить, что наиболее успешным в выполнении задачи увеличения заинтересованности в обучении будет использование таких игровых форм, которые не только актуальны для того или иного возрастного отрезка, но и являются увлечениями младших школьников в текущий момент. Иными словами, во время обучения возможно применять как ту игру, которая соответствуют возрастным особенностям, но и популярные среди возрастных групп, в то же время опережающие или не доходящие до этих возрастных норм. Например, значительное количество развлекательных игр содержит большой объем информационного поля, поскольку насыщенно их содержание. Это является залогом того, что учащиеся получают познания в различных областях: история, география, экономика и многих других. В первую очередь это относится к стратегическим играм. Разработчики той или иной игры нередко намеренно предусматривают в них возможность усвоения определенного количества новых фактов, приобретение какого-либо навыка [12].

Определенно, в первую очередь ребенок сам проявляет значительную заинтересованность в компьютере, который является частью сферы взрослых окружающих его людей, к приемам работы на нем и потенциалу для достижения целей обучения. Любой гаджет в первую очередь игрушка для ученика, а в процессе игры представляет собой инструмент взрослых – учащийся играя в трудовую деятельность на ПК по аналогии с игрой водителем автомобиля. Та или иная компьютерная игра, используемая в специализированном программном обеспечении, является игрой, ориентированной на формирование таких процессов как восприятие и логическое мышление. В подобных ситуациях важной является профессиональная компетентность педагога, способного имеющийся «под рукой» материал применить в целях обучения и воспитания.

Благотворное влияние компьютерных игр отмечают многие исследователи. В частности, глубоко тему психологии компьютеризации разрабатывал О.К. Тихомиров (Человек и компьютер, 1972; Человек и ЭВМ, 1973; «Искусственный интеллект»…, 1976; Психологические механизмы…, 1977; Психологические исследования…, 1979; Интеллект…, 1979; Тихомиров, Бабанин, 1986; Психологические проблемы…, 1987; Тихомиров, 1988; Корнилова, Тихомиров, 1990; Арестова, Бабанин, Войскунский, 1995). Перечисленные в хронологическом порядке книги содержат существенные теоретико-методологические обобщения и эмпирические результаты). Основные идеи их заключаются в том, что при адекватно подобранной продолжительности и видов игр на компьютере с соблюдением здоровьесберегающих условий, развитие произвольного внимания как высшей психической функции, тесно связанной со всеми познавательными процессами, будет положительно влиять на: развитие математических и пространственных способностей, логического мышления и познавательной активности, улучшению памяти, внимания в целом, волевых качеств, навыков ориентации в пространстве.

Отрицательное влияние компьютерных игр также проговаривается. Как отмечает А.Е. Елкина [4], игры данного вида приводят к дефициту общения, не дают возможности проявить свои чувства и эмоции. М.В. Королёва [7] рассматривала влияние на физическое здоровье детей. В современном обществе одним из факторов, разрушающих здоровье ребенка, является компьютеризация. У многих детей наблюдается компьютерная зависимость. Уже в детских садах у большинства дошкольников имеются современные телефоны, и даже планшеты. Л.Ф. Обухова и С.Б. Ткаченко [8] утверждают, что содержание многих компьютерных игр носит враждебный характер, что может плохо отразиться на психике ребенка.

Стоит заметить, что дети много свободного времени от обучения посвящают игре в компьютерные игры, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на их интеллектуальное и физическое развитие, но если компьютерную игру использовать в обучении, то это позволит сделать интересным и увлекательным учебный процесс, а также позволит развивать внимание учащихся для успешного усвоения новых знаний.


Список литературы

  1. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Москва, 2011. – № 4. – С. 35-58.

  2. Артемьева, В.В. Компьютерные игры как средство развития младших школьников // Педагогические системы развития творчества: сб. науч. тр. Уральский государственный педагогический ун-т. – Екатеринбург, 2010 – C. 141-148.

  3. Володина, О.Ю. Пространство компьютерной игры на уроке как средство повышения интереса младших школьников к математике и русскому языку / О.Ю. Володина, Д.Ш. Аджимуллаева, М.Г. Мещерякова, Н.Я. Вьюшкова // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2021. – № 5. – (39). – С. 5-9.

  4. Елкина, А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой учёный. – 2017. – № 20 (154). – С. 394–396.

  5. Жеребненко, О.А., Кузнецова О.А. Особенности отношения современных младших школьников к компьютерным играм // Казанский педагогический журнал. – Казань, 2015. – №4. – С. 393-399.

  6. Кодиров, Ф.Э. Компьютерные игры и их текущие виды и преимущества / Ф.Э. Кадиров, З.А. Мансурова, М.Б. Шамсиддинов, Ж.Р. Орзикулов // Теория и практика модернизации научной деятельности: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Узбекистан, Карши, 2019. – C.59 – 61

  7. Королёва, М.В. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье детей // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2015. – № 5. – С.44-441.

  8. Обухова, Л.Ф., Ткаченко, С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 49-61.

  9. Садыков, М.И., Хаустов, Р.А. Компьютерные игры – психология, классификация, будущее // Инноватика – 2016: сб.науч.тр. / Национальный исследовательский Томский гос. ун-т. – Томск, 2016. – С.403-406.

  10. Смирнова, Л.Е Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников // Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2007. – № 7. – С. 254-257.

  11. Шмелёв, А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Вычислительная техника и её применение. – М.: Знание, –1988.– С. 16-84.

  12. Scott, D. The effect of video games on feelings of aggression // Journal of Psychology. 1995. V. 129.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!