Мотивация.
Пришла Тетушка Сова и очень просит помочь ей ответить на вопросы, которые ей задал ___
Создание проблемной ситуации.
Какую косу нельзя заплести?
Какой лук не употребляют в пищу?
Каким ключом не откроешь дверь?
Сможем помочь тетушке Сове?
Так какую косу нельзя заплести? Которой косят траву.
Какой лук не употребляют в пищу? Из которого можно стрелять.
Каким ключом не откроешь дверь? Ключ скрипичный или ключ-родник. (слайд)
Дети, почему тетушка Сова не смогла сама ответить на эти вопросы.
Она не знала о словах с множеством значений.
Предположите, какая тема нашего занятия?
цель
задачи
1. Узнать, какие слова называются многозначными.
2. Учиться находить многозначные слова в тексте.
3. Развивать умение правильно употреблять многозначные слова.
Дети, как вы думаете, какие слова называются многозначными. (много значений)
А если у слова одно значение, как оно называется?
А где мы можем узнать, какое слово: однозначное или многозначное?
в словаре.
Верно, об этом мы можем узнать в Толковом словаре. (слайд Толковый словарь)
Например, у слова идти их 25, у слова рука – 8, бить – 11.
Предлагаю изучить словарные статьи из толкового словаря и определить сколько значений у слова … (задание в парах или группах через куаркод)
Давайте потренируемся в нахождении многозначных слов в тексте (работа в парах)
Найдите многозначные слова в данных текстах.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
(Г. Бойко)
2) Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел? –
Лучше взял бы да и съел!...
(А. Шибаев)
3) Со столба кричит он: «Есть!
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
Помогли две кошки.
(Е. Руженцев)
Чтение рассказа Б. Рябинина «Острые вещи».
- Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.
?-Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, ли Гриша, который сказал, что она
горькая?
- Какой из данных предметов можно назвать острым: сабля, соус, ножницы,
лампа, перец?
- В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?
Итак, помогли мы тетушке Сове с данной темой. Как вы думаете, она поняла, что многие слова в русском языке являются многозначными.
Задачи
Цель
Мы можем сказать, что словарь наш помощник?