Исследовательская работа
на тему: «Многозначные слова»
выполнила ученица 2 «Б» класса
школы №3
Арискина Ксения
г. Троицк, 2013 год
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения.
Многозначностью – называется свойство слов употребляемое в разных значениях.
Слово в процессе своего исторического развития кроме исходного, основного значения может приобретать новые, производные значения.
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист)
В дневнике он – огорченье,
Стыд, позор ученика,
А козе на приключенья
Не дает сбежать с лужка.
(кол)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть.
(молния)
Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла,
Из волос, и из песка.
(коса)
В них духи храниться рады,
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть.
(пузырьки)
Есть он в двадцати полушках,
Маленьком земли клочке,
Есть на мордочке у хрюшки,
В кассе, в банке, в кошельке.
(пятачок)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.
(ключ)
Мы над нею руки моем
И посуду губкой трем,
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем.
(раковина)
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты «Азбуки» ("Букваря"). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения, правильность работы с толковым словарем.
В результате знакомства со структурой многозначных слов, типами переносов наименований ученик получает возможность распространить приемы определения разных значений слова на непонятные ему слова; его будут интересовать закономерности сочетания слова в разных значениях с другими словами, при чтении он будет устанавливать типы этих связей. Он будет думать над языком. Будет совершенствоваться техника отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении таких слов нельзя не затронуть вопроса о разной принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.