МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ПРАКТИКУМА
Тема: диалог в процессе обучения
Тип занятия: практикум
Вид, форма практикум с элементами тренинга
проведения:
Цели и задачи актуализация знаний по данной теме; развитие
занятия: социокультурной, коммуникативной компетенций;
развитие навыка диалогической речи; развитие готовности
к творчеству, самообразованию.
Оборудование: подборка литературы по теме (см. список литературы)
Сегодня мы будем говорить о таком виде компетенции как коммуникативная.
Диалогу мы отводим особое место как форме реализации этой компетенции. Цель нашего занятия – пополнить теоретические знания по данной теме, ознакомиться с некоторыми методиками с дальнейшей практической работой.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ - воспитание личности, имеющей свою точку зрения и умеющую ее отстоять.
ДИАЛОГ В ОБУЧЕНИИ – своеобразная форма обучения с целью реализации задач обучения и воспитания, взаимодействующая с участниками педагогического процесса в условиях учебной ситуации, в результате которой происходит обмен мнениями между партнерами и регулируются взаимоотношения между ними.
Д
иалог (взаимодействие)
обмен информацией регулирование взаимоотношений
Общение имеет обязательный характер.
Функция диалога: а) воспитывающая;
б) информационная;
в) стимулирующая;
г) психотерапевтическая.
Форма диалога:
учитель – ученик
учитель – ученик – ученик
ученик – текст
ученик – компьютер
диалог культур
диалог с самим собой
Формы работы (проблемно-диагностические)
Беседа
Проблемная лекция
Семинар
Конференция
Диспут, дискуссия
Разрешение проблемной ситуации
Деловые игры
Задания на трансформирование текста
Поисково-исследовательская работа
Педагогическое общение = мотивация + результативность + творческий характер + воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
Знаки общения
Язык
Движение (манера поведения)
Тональность
Проксимика (пространственное расположение коммуникантов):
а
) интимная зона (от 15 до 40 см) не нарушать
б) личная зона (от 40 до 120 см) без разрешения
в) зона социального общения (120 – 300 см)
г) зона общественная (от 300 см и более)
5. Ролевые игры
Теперь мы с вами рассмотрим и попробуем на практике варианты игр, игровых моментов, которые учитель может применить на уроках языка и литературы для индивидуальной работы, работы в парах, группах, развивая при этом навыки диалогической речи.
«КУБ». Учебная методика, которая предлагает участникам ответить на шесть вопросов разных типов, которые касаются темы.
Алгоритм работы.
Опиши это
Сравни это
Подбери ассоциации
Проанализируй (составляющие)
Как можно использовать
«За» и «против»
Данную методику можно использовать на этапе усвоения, закрепления и контроля знаний.
Вопрос аудитории: Что дает данная методика?
Ответ: Развивает умение работать в паре, речевую компетенцию.
«ГРОЗДЬ». Стратегия, которая побуждает участников свободно думать и открыто высказываться на определенную тему, направлена на стимулирование мышления о связях между отдельными понятиями.
Алгоритм работы.
Для работы выбирается опорное слово, понятие, словосочетание. Соответственно этому подбираются слова по определенным связям.
Можно использовать на этапе актуализации знаний, проверки домашнего задания, подаче нового материала, закрепления; уроках проверки и контроля знаний.
По заданию учителя участники строят ассоциативные, информативные, одно- и многоуровневые грозди.
Ассоциативная используется на этапе актуализации и усвоения знаний. Не комментируется и не оценивается. Работа над ними помогает аккумулировать мнения вокруг понятий, рассматриваемых на уроке.
Информативная гроздь применяется для проверки знаний. Вводятся слова, которые легко объясняются на уровне темы (опорное слово, словосочетание). Может поддаваться сомнению (со стороны учителя) и, соответственно, защите (со стороны автора). Оценивается как отдельный вид деятельности на уроке.
Одноуровневая гроздь. Особенность в том, что все связи находятся на одном уровне, т.е. от одного отправного слова.
В многоуровневой каждое слово следующего уровня становится опорным в подборе информации. Представляет собой опорную схему по всей теме.
Задание для слушателей курсов. Объединитесь в пары. Используя алгоритм, составьте многоуровневую гроздь по теме нашего занятия. Время работы – 5 минут.
Например:
Д
иалог (Д)
обмен информацией регулирование взаимоотношений
учитель – ученик воспитывающая
учитель – ученик – ученик информационная
у
ченик – текст форма Д функция
учитель – компьютер стимулирующая
диалог культур
диалог с самим собой психо-терапевтическая
«СВОБОДНОЕ МЕСТО». Данная стратегия помогает участникам
с
обрать воедино свои мысли путем записи их без остановки.
Алгоритм работы
Выделяется от 5 до 10 минут, на протяжении которых участник записывает свои мысли по данной теме, не отрывая ручки от тетради. Ошибки, стиль не учитываются. Суть работы заключается в том, чтоб помочь зафиксировать свои эмоции, не стесняясь и не боясь.
Можно применять на этапе осознания материала и на уроках по лирике.
Вопрос аудитории: Чем интересна эта методика?
Ответ: Развивает мыслительную операцию понимания текста.
«СОХРАНИ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ЗА СОБОЙ». Методика стимулирует размышление после прочитанного или услышанного.
Алгоритм работы.
Участник, начавший обсуждение, передает эстафету другому. Высказав свое мнение, этот участник передает слово следующему и т.д. (в кругу не более 3-5 человек), пока не придет очередь первого. Он должен подвести своеобразный итог, согласившись или оспорив мнения других.
Лучше применять на этапе закрепления полученных знаний.
Задание. Объединившись в группы по 5 человек. Назовите принципы работы группы.
Участники: 1. Не перебивать, говорить по очереди.
2. Говорить кратко, по существу.
3. Быть активным.
4. Не критиковать, а убеждать.
5. Взаимовежливость.
Для обсуждения предлагаю вопросы:
– Как диалог регулирует взаимоотношения?
– В чем смысл педагогического общения?
Время – 10 минут.
«КРУГИ ВЕНА». Используется для того, чтобы научить понять целостность литературных процессов путем анализа с обязательным синтезом его результатов.
Алгоритм работы.
Учитель выделяет направление (подтемы, проблемы)
Информация по каждому вопросу заносится в отдельный круг.
В общую часть записывается общая информация.
Данный метод может быть эффективным на уроках проверки и контроля знаний.
Вопрос аудитории: Как можно использовать данную методику?
Ответ: Для развития мыслительных операций анализ и синтез текста.
«МЕТОДИКА ВЗАИМОВОПРОСОВ» (имитационная игра). Вид деятельности, которая дает возможность участникам быть в роли учителя, руководить процессом обучения (работа в парах).
Алгоритм работы.
Участник задает вопрос соседу по парте. Получив ответ, соглашается или корректирует его. В ответ получает встречный вопрос и дает на него ответ.
Обращение к такому виду деятельности уместно во время проверки домашнего задания и на этапе закрепления нового материала.
Вопрос аудитории: Что развивает?
Ответ: Умение работать в паре, диалогическую речь, мыслительную операцию оценивания.
«ДЖИГСОУ». Стратегия направления на формирование умений совместно добиваться результата, если отдельно успеха достичь нелегко.
Алгоритм работы.
Участники объединяются в группы (по количеству частей текста).
Учитель подбирает материал (текст) к теме и делит его на части.
Каждая группа получает определенную часть текста.
За отведенное время группа знакомится с текстом, составляет по три контрольных вопроса.
Затем группы перераспределяются (произвольно), по очереди каждый участник информирует остальных, чему научился в первой группе, проверяет знания с помощью контрольных вопросов.
После завершения работы учитель подводит итог, дает каждой группе презентовать полученные знания (текст выстраивается в первоначальном виде).
Работа рассчитана на урок. Может применяться на уроках всех типов, кроме проверки компетенции знаний и умений школьников.
«СЕТКА ЭЛВЕРМАНА». Метод направлен на организацию дискуссии в аудитории и формирование четкой позиции по проблеме на уровне подобранных аргументов.
Алгоритм работы.
Учитель формулирует проблему, над которой группы работают. Предлагается таблица:
Да | Проблема | Нет |
Подтверждающие проблему аргументы | | Отвергающие проблему аргументы |
Вопрос аудитории: Что дает данная методика?
Ответ: Развивает умение работать в группе, коммуникативную компетенцию.
«КАРУСЕЛЬ». Методика используется как итог сделанного и понятого слушателями или группой на занятии.
Алгоритм работы.
На чистом листе учитель записывает вопрос. Количество листов зависит от количества вопросов, которые учитель выделяет как главные.
Участники объединяются в группы (по количеству листов), получают свой лист с вопросом, обговаривают его, фиксируют ответ. Лист складывается в виде гармошки, чтоб ответ был спрятан, остается виден только вопрос и место для ответа. Группы обмениваются листами, работа повторяется, только с другим вопросом и т.д. Когда вопрос вернется в первоначальную группу, зачитываются все варианты ответов. Учитель подводит итоги.
Этот вид работы применяется на этапе закрепления новых знаний (эффективная форма для проведения этапа рефлексии).
Задание. Объединитесь в группы (3-5 чел.), выберите из предложенных технологий одну, отработайте ее согласно теме занятия (10 минут). Проведите игру со всей аудиторией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для самостоятельной работы и самообразования
Синиця І.О. Педагогічний такт – майстерність учителя. – К.: Просвіта, 1981.
Смелкова З.С. Педагогическое общение. – М.: Просвещение, 1999.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – м.: Просвещение, 1987.
Нісімчук А.С., Падалка О.С., Шпак О.Т. Сучасні педагогічні технології: Навчальний посібник. – К.: Просвіта, 2000.
Освітні технології: Навчально-методичний посібник (за заг. 8ед... О.М.Пєхоти) – К.: А.С.К., 2001.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Збірка: Діалогічна взаємодія у навчально-виховному процесі в загальноосвітній школі. – К.: Освіта, 1997.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.