Модель методической разработки учебного занятия по математике с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Тема: «Пропорции». 6 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с понятием «Пропорции».
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения.
Планируемые результаты: Учащийся научится формулировать основное свойство пропорции, находить крайние и средние члены пропорции.
Этапы учебного занятия с описанием:
1. Мотивационно-целевой.
Запишите число. Классная работа. С каким настроением вы пришли на урок математики? Отметьте в тетради.
Просмотр видеоролика
Смогли ли бы вы жить в доме, в котором трубы расположены наклонно и окна разной формы?
Говорят, что в таком доме нет соразмерности, нет гармонии. Гармония (от греч, - связь, стройность) - соразмерность отдельных частей, слияние объектов в единое целое. В математике слово соразмерность определяется таким понятием как пропорция. И сегодня мы будем говорить о пропорции.
Пожалуйста, посмотрите на тему урока и определите задачи, которые мы поставим перед собой на уроке (ученики называют - узнать, что такое пропорция). Сегодня на уроке я помогу вам ответить на вопрос, что такое пропорция.
2. Поисково-исследовательский
Историческая справка. Слово "пропорция" означает " соразмерный, имеющий правильное соотношение частей. Например, размеры модели машины или сооружения отличаются от размеров оригинала одним и тем же множителем, задающим масштаб модели. Пропорции начали изучать в Древней Греции. Сначала рассматривали только пропорции, составляемые из натуральных чисел.
В IV веке до н. э. дренегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.
3. Практико-ориентированный
Работа с учебником и интерактивной доской.
Пропорция
a : b = c : d | 18 : 6 = 24 : 8 | 0,5 : 0,3 = 5 : 3 | 1/50 : 0,04 = 1 : 2 |
Крайние члены | | | | |
Средние члены | | | | |
Произведение крайних членов | | | | |
Произведение средних членов | | | | |
- Что вы заметили? (Произведение крайних членов верной пропорции равно произведению средних членов пропорции.)
- Это свойство называют основным свойством пропорции.
Для пропорции a : b = c : d оно записывается a x d = b x c.
Верно и обратное утверждение: “Если a x d = b x c, то a : b = c : d.”
-Чтобы убедиться в том, что пропорция составлена, верно, достаточно проверить, равны ли произведения крайних и средних членов. Если эти произведения равны, то пропорция составлена, верно.
Примеры: 1) Пропорция 0,9 : 3,6 = 0,4 : 1,6 составлена верно, так как 0,9 x 1,6 = 1,44 и 0,4 x 3,6 = 1,44.
2) Пропорция 5,4 : 1,8 = 4 : 3 составлена неверно, так как 5,4 x 3 = 16,2; а 1,8 x 4 = 7,2.
Работа в тетради по учебнику (номер взят из учебника).
№602-604, 606
Работа в рабочей тетради.
Проверка на интерактивной доске. Давайте рассмотрим задачу.
Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод?
Решим задачу. В классе учатся 24 человека. Число мальчиков относится к числу девочек как 3:5. Сколько в классе мальчиков и девочек?
4. Контрольно-оценочный
Игра «Полет на планету Миф».
Проверка бортового компьютера. Всем членам экипажа приготовиться к операции «Компьютер».
Начинаем проверку блока памяти. 1.Сформулируйте определение пропорции 2.Прочитайте пропорции: 2:5=4:10; Проверка бортового компьютера (записи в бортовом журнале) Процессор Верны ли пропорции? а) 10:28=0,5:1,4 б) 4:3=75:100 Составьте как можно больше пропорций
5. Рефлексивно-обобщающий.
- Скажи, какие трудности были на уроке?
Как ты думаешь, почему возникли трудности?
Что ты можешь сделать, чтобы этих трудностей не возникало?
Формы оценивания и примеры заданий для оценивания
На уроке используется модульно-рейтинговая система оценки знаний (по накопительной шкале)
8 баллов – отметка «5» 6 баллов – отметка «4»
На уроке открытия новых знаний отметки 3, 4, 2, 1 не ставятся