СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель построения индивидуального образовательного маршрута

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель построения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, посещающего инклюзивное  ДОУ. Виды образовательных маршрутов.

Просмотр содержимого документа
«Модель построения индивидуального образовательного маршрута»

Тема 11. Модель построения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, посещающего инклюзивное ДОУ

Виды образовательных маршрутов

Индивидуальный образовательный маршрут —это движение в обра­зовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопро­вождения в конкретном образовательном округе (образовательные учреждения муниципалитета) специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Движение ребенка может осуществляться по различным образова­тельным маршрутам. Отсюда вытекает основная задача специалис­та—предложить семье весь спектр существующих возможностей обу­чения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и помочь ей сделать выбор.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного обра­зования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

При определении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение необходимо учесть:

подходят ли условия дошкольного учреждения для комфортного существования в нем ребенка—создана ли безбарьерная среда;

насколько ребенок готов к посещению дошкольного образователь­ного учреждения;

есть ли возможность создания индивидуально-ориентированных программ на основе образовательной программы учреждения и будет ли ребенок, обучающийся по этим программам, достаточно успешен при их выполнении;

есть ли в данном учреждении структурные подразделения, допол­нительные специалисты, способные оказать профессиональную помощь ребенку;

организовано ли психолого-педагогическое сопровождение.

Движение ребенка может осуществляться по различным образователь­ным маршрутам (внешним—по округу или городу, и внутренним—внутри одного образовательного учреждения), которые реализуются одновремен-

но или последовательно. Выбор того или иного индивидуального образо­вательного маршрута определяется комплексом факторов:

возрастом ребенка;

состоянием здоровья;

уровнем готовности к освоению образовательной программы;

возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;

» особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

возможностями образовательного учреждения удовлетворить спе­циальные и особые образовательные потребности детей;

возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специа­листами и продолжать занятия ребенком дома;

наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррек- ционных) и других образовательных учреждений.

Структура проектирования индивидуального образовательного мар­шрута включает в себя следующие этапы.

Комплексная психолого-медико-педагогичеекая диагностика де­тей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образова­тельными потребностями с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Эту работу выполняют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), в которой по результатам обследования даются рекомендации по созданию усло­вий получения психолого-медико-педагогической помощи и организа­ции обучения и воспитания (внешние или внутренние образовательные маршруты) и направление в образовательные учреждения. При согла­сии родителей (законных представителей) с заключением и рекомен­дациями ПМПК им может быть выдано на руки заключение ПМПК с рекомендациями. Заключение ПМПК предоставляется родителями (законными представителями) в комиссию по комплектованию, ко­торая знакомится с заключением ПМПК и выдает родителям путевку в соответствующее образовательное учреждение (структурное подраз­деление). Родители (законные представители) при оформлении ребен­ка в указанное образовательное учреждение передают путевку руково­дителю этого образовательного учреждения.

ПМПК дает рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания).


При составлении индивидуального образовательного маршрута (внешнего или внутреннего) необходимо довести до родителей инфор­мацию:

о предельно допустимых нормах учебной на1рузки;

об основных образовательных программах;

о дополнительных коррекционно-развивакццих программах;

о содержании психолого-педагогической коррекции;

« о возможности и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Внешние индивидуальные образовательные маршруты .могут состав­ляться в рамках образовательного пространства округа или города. Приведем примерный бланк внешнего образовательного маршрута.

УТВЕРЖДАЮ Директор

наименование учреждения ОУО ДО г. Москвы

( _)

Ф И О.

« » 20 г.

Рекомендации по оказанию детям психолого-мелико-пелагогической помощи и организации их обучения и воспитания

(внешний образовательный маршрут)

Фамилия, имя, отчество ребенка:

Дата рождения (возраст):

Место жительства:

Образовательный маршрут разработан впервые, повторно (нужное под­черкнуть)

Дата проведения повторной ПМПК:


ОМ (адреса и телефоны)

Направление работы

Специалист

Форма pafioiu

гпмпк

П П.VIC-нснгр

Диагностики и консультирования





1 ICIIXO.'lOIO-MCilMKO-

социального сопровождения





Психолого-педагогической реабилитации и коррекции





Лечебной педагогики и диф­ференцированного обучения





ДОУ

Консультативный пункт





Группа обшератвивающей направленности





Логопедический пункт





Служба ранней помоши






ОМ (адреса н телефоны)

Направление работы

Специалист

Форма работы

Лекотека





Группа кратковременного пребывания





Интегративная группа





Инклюзивная группа





Группы для детей с аллергодерматоэами





Группа для детей со сложной структурой лефеюа





Специальные (коррекпионные) образовательные учреждения

1 вид





II вид





111 вил





IV вид





V вид





VI вид





VII вид





VIII вид





Учреждения социального обеспечения (указать)





Общеобразовательная школа





Учреждения дополнительного образования





Медицинские учреждения (санатории и др.) с образо­вательным процессом





Другое






Внутренние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться консилиумом образовательного учреждения (или специа­листами структурных подразделений ДОУ) при наличии к составе учреждения разных форм дошкольного образования и/или групп кра ковременного пребывания, возможности оказания аополнитепьных услуг. Приведем пример бланка индивидуальною образовательною маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф И. О. ребенка

В (наименование образовательного учреждения)

Направление работы (специалист)

Кол-во часов в неделю

Дата и время проведения

Используемые

программы н технологии

Форма провеления занятий

Ф. И. О. специалиста

Психологическая помощь (педагог- психолог)






Дефектологическая, логопедическая помощь (учитель- дефекто.чог, учитель-логопед)






Педагогическая

ПОМОЩЬ






ЛФК (тренер по ЛФК)






Плавание (тренер)






Другое







Варианты построения образовательного маршрута и условий включения ребенка с ОВЗ в работу различных структурных подразделений ДОУ

Рекомендации ПМПК по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и созданию условий для детей с ОВЗ

Ниже представлены краткие описания и организационные условия включения различных категорий детей с ОВЗ (в соответствии с заклю­чением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и уточ­ненные в ходе деятельности психолого-медико-педагогического кон­силиума (ПМПк) ДОУ) Ti различные подразделения инклюзивной образовательной вертикали ДОУ.

Приведем рекомендации по формированию индивидуального образовательного маршрута и условий включения ребенка с ОВЗ в соответствии с типологией отклоняющегося развития (дизонтогепеза) (М. М. Семаго, Н Я Семаго, 2005, 2010) и из исторически предшест­вующих ей типологий психического дизонтогенеэа Г. Е, Сухаревой, М.С Певзнср, К С. Лебединской и В. В. Лебелинского, Д. H. Исаева, О. С. Никольской.

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций

Основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.x-F79.x).

Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным вариантом тотального недоразвития

При легкой степени выраженности тотального недоразвития чаще всего может быть показано посещение инклюзивной группы массового ДОУ, инклюзивной группы ДОУ для детей с речевыми нарушениями (или нарушениями зрения, ОДА).

При средней степени выраженности рекомендуются СРП (идя детей соответствующего возраста) или лекотека ДОУ, ППМС-центра. По мере адаптации—ГКП «Особый ребенок» или группа для детей со сложной структурой дефекта с гибкой постепенной интеграцией в среду обычных сверстников. При успешной адаптации в этих условиях может быть рекомендована инклюзивная группа ДОУ комбинированного или ком­пенсирующего вида (речевые нарушения, ОДА; ЗПР; нарушения зре­ния). Наряду с этим может быть рекомендовано посещение групп ДОУ компенсирующего типа для детей с интеллектуальными нарушениями.

При выраженном тотальном недоразвитии психических функций целе­сообразно посещение групп кратковременного пребывания (СРП или лекотека ППМС-центра или ДОУ), по мере адаптации — ГКП «Особый ребенок» или группа для детей со сложной структурой дефекта с дози­рованным пребыванием (интеграцией) в среде обычных сверстников. Может быть рекомендовано посещение групп ДОУ для детей с интел­лектуальными нарушениями, в том числе и в системе соцзащиты.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

При легкой степени тотального недоразвития показаны индивидуаль­ные иди групповые занятия с учителем-дефекгологом, занятия с учите­лем-логопедом. Учет темпа овладения навыками, упрощение програм­много материала. Занятия с педагогом-психологом (формирование игро­вой деятельности, навыков коммуникации, формирование пространст­венных представлений и произвольной регуляции), ЛФК, ОФП в группе детей. Вне ДОУ—консультации врача невролога и/или психиатра.

При средней выраженности тотального недоразвития для максималь­ной адаптации ребенка в социальной среде необходимы индивидуальные занятия с учителем-дефекгологом, учителем-логопедом. Значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики, опора на практический опыт при овладении навыками. При этом важно соблю­дать правило постепенности включения ребенка в группу обычных детей или детей с другими нарушениями (ОНР, и т.п.), дозирование времени пребывания в группе с целью социальной адаптации. Необходимым условием является наблюдение и поддержка врача-психиатра.


При тяжелом тотальном недоразвитии психических функций необхо­димыми условиями для адаптации ребенка в инклюзивном пространсг-

ве являются наличие специалиста сопровождения (тьютора) и дозиро­вание времени пребывания ребенка в группе. 5 данном случае деятель­ность всех специалистов сопровождения—учителя-дефекголога, педа­гога-психолога, социального педагога и учителя-логопеда—должна быть направлена на решение не столько образовательных задач, Сколь­ко задач социальной адаптации и овладения бытовыми навыками. Курация врача-психиатра.

Образовательный маршрут для детей с аффективно-возбудимым вариантом тотального недоразвития

Ребенок с легкой степенью выраженности тотального недоразвития при аффективно-возбудимом варианте может заниматься и социаль­но адаптироваться в условиях группы кратковременного пребывания СРП или лекотеки (в ДОУ или ППМС-центре). По мере адаптации возможно посещение ГКП «Особый ребенок» с постепенный увеличе­нием времени пребывания в этом подразделении ДОУ; при отсутствии выраженных поведенческих деструктивных проявлений и нарушений режима возможна постепенная частичная интеграция в среду обычных сверстников. При успешной адаптации—инклюзивная группа ДОУ комбинированного или компенсирующего вида (речевые нарушения, ОДА; нарушения зрения). Может быть также рекомендовано посеще­ние групп ДОУ для детей с интеллектуальными нарушениями.

При средней степени выраженности тотального недоразвития при аф­фективно-возбудимом варианте рекомендовано посещение групп крат­ковременного пребывания СРП или лекотеки ДОУ. По мере адаптации возможно посещение ГКП «Особый ребенок» или группы для детей со сложной структурой дефекта с дозированным пребыванием (интегра­цией) в среде обычных сверстников, При условии управляемости ре­бенка взрослым. На ПМПК ребенку с самого начала может быть ре­комендовано посещение групп ДОУ для детей с интеллектуальными нарушениями.

При аффективно-возбудимом варианте и тяжелой степени тоталь­ного недоразвития могут быть рекомендованы индивидуальные занятия в СРП или Лекотеке ДОУ. По мере адаптации пробные посещения (по типу гостевых визитов) ГКП «Особый ребенок» или группы для детей со сложной структурой дефекта. Парциальная интеграция в Мини-группу детей (праздники, прогулки). На ПМПК с самого начала ребенку может быть рекомендовано посещение групп для детей с выраженными интел­лектуальными нарушениями, в том числе в системе соцзащиты.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Даже при легкой степени тотального недоразвития для такого ребен­ка (по крайней мере, на этапе адаптации в ДОУ) необходимо наличие

специалиста сопровождения (тьютора), врача-психиатра или невроло­га. Должны быть рекомендованы индивидуальные занятия с педаго­гом-психологом (формирование навыков адекватной коммуникации, игровой деятельности, простого управления своим поведением (регу­ляции)), занятия с учителем-дефектологом, занятия с учителем-логопе­дом. Необходимы упрощение и дозирование программного материала, обязательный учет темпа овладения навыками. Занятия ЛФК, ОФП.

При средней степени выраженности тотального недоразвития обяза­тельным условием включения ребенка в детскую среду является нали­чие специалиста сопровождения (тьютора). Помимо этого (вне ДОУ) необходимо постоянное наблюдение (лечение) у врача-психиатра и/или невролога. Необходимо разумное дозирование времени пребывания в группе ГКП. Рекомендуются индивидуальные занятия с педагогом- психологом (формирование игровых навыков, навыков соблюдения режимных моментов и т.п.), учителем-дефектологом, учителем-лого­педом. В развивающей работе необходимо использование специальных программ. При возможности организация индивидуальных занятий ЛФК, ОФП.

Тяжелая степень тотального недоразвития (аффективно-возбуди­мый вариант) характеризуется не только грубым недоразвитием всех психических функций, но и серьезными нарушениями поведения ре­бенка, при которых он может нанести вред своему здоровью и здоровью окружающих детей. Именно поэтому собственно инклюзивное обуче­ние и воспитание в ДОУ, даже компенсирующего вида, для детей с по­добными нарушениями не показано. Даже при дозированном посеще­нии ГКП (лекотека, или «Особый ребенок») такой ребенок нуждается в обязательном сопровождении специалиста (тьютора) и наблюдении психиатра и невролога. Важным параметром включения в ГКП являет­ся дозирование времени пребывания в ДОУ в зависимости от состояния ребенка. Ключевым в данном случае является решение задач социаль­ной адаптации и овладения простыми бытовыми и коммуникативными навыками. Занятия с ребенком проводит учитель-дефектолог по соот­ветствующим специальным программам в ДОУ.

Образовательный маршрут для детей с тормозимо-инертным вариантом тотального недоразвития

Ребенок с легкой степенью выраженности тотального недоразвития при тормозимо-жертном варианте может быть включен в инклюзивную группу ДОУ общеразвивающеш или комбинированного вида. Также возможно включение в инклюзивную группу ДОУ для детей с речевыми нарушениями (или нарушениями зрения, ОДА, для детей с ЗПР).

При средней степени выраженности тотального недоразвития при тормозимо-инертном варианте может быть рекомендовано посещение

ГКП (СРП или лекотека), а по мере адаптации—ГКП «Особый ребе­нок» или группа для детей со сложной структурой дефекта с гибкой интеграцией в среду обычных детей — парциальная интеграция в мини- группу (праздники, прогулки, занятия музыкой или физической куль­турой, логоритмикой и т.п.). ПМПК может быть рекомендовано посе­щение групп для детей с интеллектуальными нарушениями.

При выраженном тотальном недоразвитии при тормозимо-инертном варианте посещение ГКП (СРП или лекотека) является для начала оптимальным, поскольку мать присутствует на занятиях вместе сребен- ком. По мере адаптации ребенка в группе кратковременного пребыва­ния возможна организация занятий в мини-группах, парах (в том числе и в рамках деятельности ГКП «Особый ребенок» уже без матери, но в сопровождении одного из специалистов групп СРП йлй лекотека). Посещение группы для детей со сложной структурой дефекта возможно только при условии адаптации ребенка в ДОУ в целом, сформирован­ное™ простейших навыков самообслуживания, постепенно и при отсутствии медицинских противопоказаний (эпилептический синдром и схожие состояния). В этом случае возможна частичная интеграция (с дозированным временем пребывания) в среде обычных сверстников. При этом на ПМПК ребенку, скорее всего, будет рекомендовано посе­щение групп для детей с выраженными интеллектуальными нарушени­ями, в том числе и в системе соцзащиты.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ я условия включения.

При легкой степени выраженности в первую очередь необходимо упрощение и «дозирование» программного материала, учет его темпа и инертности при овладении даже простыми навыками. Рекомендуются индивидуальные или мини-групповые занятия с учителем-дефекголо­гом, учителем-логопедом, педагогом-психологом (развитие познава­тельной активности; формирование пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, игровых интересов). Ритмика, ЛФК, ОФП в малой группе детей. Наблюдение врача-психиатра.

При средней степени выраженности на период адаптации часто необ­ходимо наличие специалиста сопровождения (тьютора) при интегра­ции в мини-группу, курация врача-невролога и Психиатра (эпилептоло­га). Важным условием является дозирование времени пребывания в группе ДОУ. Индивидуальные занятия с учителем-дефекгологом по соответствующим специальным программам ДОУ. Часто основными становятся задачи социальной адаптации и овладения простыми навы­ками взаимодействия и коммуникации, в том числе и бытовыми.

При выраженном недоразвитии на первый план выступает решение задач социальной адаптации и овладения простыми навыками самооб­служивания, бытовыми навыками. При интеграции в мини-группу необходимым условием является наличие специалиста сопровождения (тьютора), наблюдение и поддержка (в том числе медикаментозная, вне ДОУ) врача-психиатра и невролога. Важным параметром является дозирование времени пребывания в интегративной среде ДОУ. Занятия с педагогом-психологом по активизации познавательной активности. Индивидуальные занятия с учителем-дефекгологом, использование специальных образовательных программ и соответствующей дидакти­ки. Опора на практический опыт при овладении навыками.

Варианты искаженного развития

Это варианты дизонтогенеза, при которых наблюдается поврежде­ние структур аффективной организации как одного из базовых компо­нентов психического развития в целом (О. С. Никольская). Помимо этого происходит искажение наиболее общих законов психического развития (что и дало наименование данной подгруппе асинхронного развития).

Выделяют три варианта искаженного развития:

искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы;

искажение преимущественно когнитивной сферы;

мозаичные (смешанные) варианты искаженного развития.

Подобные типы психического развития относят к расстройствам

аутистического спектра.

В основе искажения преимущественно аффективно-эмоциональной сферы—развития по типу раннего детского аутизма—лежит «...тяже­лейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая фор­мированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господс­тво отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим... стремление стереотшшзировать и упрощать эти кон­такты» (О. С. Никольская). По классификации О. С. Никольской все разнообразие детей с РДА может быть условно отнесено к 4 группам (по специфической для каждой группы сформированности всей системы аффективной организации поведения и сознания).

Образовательный маршрут в ДОУ для детей с искажением преимущественно аффективно-эмоциональной сферы

I группа РДА (по О. С. Никольской)

Образовательный маршрут в ДОУ для такого ребенка целесообраз­нее всего начать с индивидуальных занятий со специалистами СРП или лекотеки ДОУ. Далее, по мере возникновения интереса к окружающим и частичной адаптации, возможно посещение ГКП «Особый ребенок» с гибким включением в среду детей. На этом этапе возможна парциаль­ная интеграция в мини-группу обычных детей (праздники, прогулки)

при условии сопровождения специалистами (педагог-психолог, учи- тель-дефектолог). Посещение инклюзивной группы без специальной работы специалистов сопровождения может нанести вред ребенку и затормозить его эмоциональное развитие.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Наличие специалиста сопровождения (психолога, дефектолога) при посещении (парциальное включение) группы детей. Обязательное дозирование времени пребывания в группе детей. Индивидуальные занятия с психологом, «простраивание» алгоритма простой продуктив­ной деятельности, формирование стереотипных игровых навыков. Могут быть рекомендованы занятия ЛФК, ритмикой. Для всех детей с вариантами искаженного развития (расстройствами аутистического спектра) необходимо наблюдение и сопровождение врача-психиатра.

При анализе условий, необходимых для адаптации в образователь­ном учреждении, важно учитывать, что такой ребенок адаптируется в любой новой ситуации, но все же лучше себя чувствует в привычной, предсказуемой обстановке. Среди условий можно особо выделить не­обходимость присутствия специалиста сопровождения (тьютора) при посещении группы детей, дозирование времени пребывания в группе, индивидуальные занятия со специалистами—учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом —простраивание алгорит­ма простой продуктивной деятельности, формирование стереотипных игровых, а впоследствии и простых умений выполнять законченные действия, важно и адекватное медикаментозное сопровождение.

II группа РДА (по О. С. Никольской)

Для такого ребенка целесообразнее всего начинать посещение ДОУ с ГКП СРП или лекотеки и лишь через достаточно длительный проме­жуток времени, по мере адаптации и по решению ПМПк ДОУ, реко­мендуется посещение ГКП «Особый ребенок» С гибкой интеграцией в среду обычных детей—парциальная интеграция в мини-группу (про­гулки, продуктивная деятельность, игра) совместно с близкими или при сопровождении специалиста (психолога или дефектолога). После этого возможна интеграция в инклюзивную группу ДОУ небольшой наполняемости.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Обязательным условием является сопровождение ребенка специалис­том (тьютором) при посещении группы детей, чуткое наблюдение его состояния, дозирование времени пребывания в инклюзивной группе ДОУ.

Необходимы индивидуальные занятия с психологом, простраивание алгоритма простой продуктивной деятельности, формирование стереотипных игровых и коммуникативных навыков. Рекомендуются инди­видуальные занятия с дефектологом, а при необходимости и с логопе­дам (по развитию связной осмысленной речи). Обязательно сопровож­дение врача-психиатра (вне ДОУ).

группа РДА (по О, С. Никольской)

Поскольку родители такого ребенка обращаются за помощью доста­точно поздно, то редко можно рекомендовать посещение СРП или лекотеки ДОУ: обычно посещение ДОУ начинается ГКП «Особый ребе­нок» с гибкой интеграцией в среду обычных сверстников в мини-груп­пе (структурированные занятия, игра, прогулки). Возможно включение в инклюзивную группу ДОУ (массового типа, речевого типа или ДОУ для детей с ОДА) при сопровождении тьютора на период адаптации и гибком дозировании времени посещения группы.

Основные рекомендапни no сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения. Обязательным условием чаще всего является сопровождение ребен­ка врачом психиатром по месту жительства или в ППМС-центр, нали­чие сопровождения (тьютора) при. посещении группы детей в ДОУ и дозирование времени пребывания в группе ДОУ. Могут быть реко­мендованы «индивидуальные и групповые занятия с психологом по формированию коммуникативных навыков и стереотипов разделенно­го внимания в общении и совместной деятельности; индивидуальные занятия с дефектологом (формирование алгоритма продуктивной деятельности, в том числе и учебной), занятия с. логопедом (по форми­рованию диалоговой речи осмысленной речи).

группа РДА (по О. С. Никольской) „

Учитывая трудности адаптации такого ребенка и чрезмерную болез­ненную привязанность- к матери в начале целесообразно посещение ГКП СРП или лекотеки ДОУ. В дальнейшем, по мере адаптациипоследние ГКП «Особый ребенок» с постепенной и гибкой интеграцией в среду обычных сверстников (недлительные структурированные простые заня­тия, прогулки, простые повторяющиеся и знакомые ребенку игры, про­дуктивное творчество, музыкальные занятия). После успешной адапта­ции возможно посещение инклюзивной группы ДОУкомбинированного типа или компенсирующего типа (для детей с речевыми нарушениями, для детей с ОДА, для детей с нарушениями зрения), поскольку именно в условиях малой группы детей такой ребенок легче адаптируется.

Основные рёкомендации по сопровождению ребёнка специалистами ДОУ и условия включения.

Сопровождение ребенка тьютором необходимо на период его адап­тации в группе; Важны дозирование времени пребывания в инклюзив-

ной группе ДОУ, гибкий режим посещения. Как правило, рекоменду­ются индивидуальные и групповые занятия с психологом по формиро­ванию навыков взаимодействия в среде детей, групповые фольклорные игры; индивидуальные и групповые занятия с дефекгологом (формиро­вание алгоритма продуктивной деятельности, в том числе и учебной), занятия с логопедом (в частности, по формированию диалоговой речи, осмысленной речи), с психологом (формирование коммуникативных навыков, игровой деятельности и т.п.). Как и для детей с более глубо­кими проявлениями аутистических черт, рекомендовано сопровожде­ние врача-невролога или психиатра.

При анализе условий, необходимых для адаптации ребенка с РДА в образовательном учреждении, важно учитывать, что он трудно адап­тируется в любой новой ситуации и при ее изменении, комфортнее чувствует себя в привычной, предсказуемой обстановке, поэтому лучше ведет себя на занятии, чем в свободной игре или на празднике. Такие дети имеют трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий, но даже в случае индивидуализации задания часто не демонстрируют то, что мы понимаем как внимание. При ответах наблюдается латент- ность, иногда, наоборот,—мгновенность, по сравнению с другими детьми. Ребенок имеет очень неровный темп и продуктивность деятель­ности в целом и нуждается в индивидуализации образовательного плана.

Наиболее адекватной развивающей и коррекционной работой пси­холога при данном варианте отклоняющегося развития является уров- невый подход к коррекции эмоциональных нарушений, детально разра­ботанный школой К. С. Лебединской—О. С. Никольской, тем более что именно модель раннего детского аутизма лежит в основе этой работы. Также возможна работа, основанная на использовании фольклора, на бихевиоральном подходе, поведенческая терапия. Не исключены такие формы терапевтического вмешательства, как иппотерапия, общение с дельфинами и т. п., но необходимо помнить, что любые дополнитель­ные виды поддержки такого ребенка не являются самодостаточными и могут лишь разумно дополнять основное направление коррекцион­ной работы. Часто необходимо подключение медикаментозной тера­пии, которую может назначить и проводить исключительно врач-психи­атр. Важно, чтобы все специалисты равно понимали сущность проблем ребенка, что позволит им эффективно взаимодействовать между собой.

Образовательный маршрут в ДОУ при искажении развития преимущественно когнитивной сферы (атипичный аутизм по В.М. Байтной)

Посещение СРП или лекотеки ДОУ может казаться не вполне адек­ватным, поскольку ребенок часто демонстрирует высокий уровень

развития в отдельных областях, но именно в подобно организованной и простроенной среде он имеет возможность и время для снятия стра­хов и адаптации, а уже по мере адаптации целесообразнее посещение ГКП «Особый ребенок» с гибкой интеграцией в среду обычных детей на хорошо структурированных занятиях —парциальная интеграция в мини-группу. После успешной адаптации возможно посещение инк­люзивной группы ДОУ комбинированного вида.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Как и при других расстройствах аутистического спектра, необходи­мы наблюдение врача-психиатра (вне ДОУ) и сопровождение специ­алиста (тьютора) при посещении группы детей. Дозирование времени пребывания в группе ДОУ в первую очередь зависит от состояния ребенка и уровня его возбуждения, отражающего степень адаптации. Рекомендуются индивидуальные и групповые занятия с педагогом-пси­хологОм, индивидуальные занятия с учителем-дефекгологом (формиро­вание алгоритма продуктивной деятельности, в том числе и учебной).

Варианты дефицитарного развития

Под дефицитарным развитием подразумевается различной этиоло­гии и степени недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем.

Очевидно, что при различных вариантах дефицитарного развития система не только педагогической, но и специальной коррекционно- развивающей .помощи и комплексного сопровождения специалистами и условия включения ребенка в среду обычных сверстников будут обла­дать своей уникальной спецификой.

Образовательный маршрут в ДОУ при развитии в условиях дефицитарности слухового анализатора

При III (среднетяжелой) степени тугоухости показано посещение СРП или лекотеки ДОУ, а в случае успешной адаптации—инклюзив­ной группы ДОУ комбинированного или компенсирующего вида (рече­вые нарушения, нарушения зрения). Специальные (коррекционные) ДОУ II вида с включением в обычную детскую среду в рамках спортив­но-оздоровительной деятельности и дополнительного образования.

Ребенку с тяжелой (IV) степенью тугоухости, тотальной глухотой (глубокая степень нарушения слуха) (при условии ранней имплантации и специальных занятий с сурдопедагогом) рекомендованы посещение СРП или лекотеки ДОУ, посещение инклюзивных групп ДОУ комби­нированного или компенсирующего вида с комплексным сопровожде­нием специалистов ППМС-центра. Посещение дошкольного учрежде­ния компенсирующего вида с включением в обычную детскую среду

в рамках спортивно-оздоровительной и культурно-развлекательной деятельности.

Основные рекомендации яо сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

I (легкая), II (средняя) степень тугоухости: постоянное наблюдение у врача-сурдолога и решение вопроса о необходимости слухопротезиро­вания. Индивидуальные занятия с сурдопедагогом и логопедом. Посещение ГКП (совместно со слышащими детьми). Обязательной явля­ется работа педагога-психолога и социального педагога с семьей ребенка.

При III (среднетяжелой) степени тугоухости необходимы постоян­ное наблюдение у врача-сурдолога, адекватное слухопротезирование с педагогическим контролем, занятия со специалистами (сурдопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог), На фронтальных занятиях в инк­люзивной группе ДОУ ребенок должен сидеть только на первой парте и видеть лицо говорящего. Необходимы индивидуальные занятия с сур­допедагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Работа педагога-психолога и социального педагога с семьей ребенка. Адаптация программного материала ДОУ, использование специальных приемов и соответствующей дидактики.

При IV (тяжелая) степени тугоухости, тотальной глухоте (глубокая степень нарушения слуха) необходимы постоянное наблюдение у вра­ча-сурдолога, адекватное слухопротезирование или решение вопроса о кохлеарной имплантации; сопровождение тьютора в инклюзивной группе. Занимаемый ребенком на фронтальных занятиях в ДОУ стол— только первый. Регулярные индивидуальные занятия с сурдопедагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Важна работа психолога и социального педагога с семьей ребенка.

Образовательный маршрут в ДОУ

при развитии в условиях дефицкгарности зрительного анализатора

Слабовидящий ребенок. Рекомендовано посещение ДОУ компенсиру­ющего типа для детей с нарушениями зрения. Могут быть рекомендо­ваны как общеразвивающие группы ДОУ, так и инклюзивные.

Незрячий ребенок. Может быть рекомендовано посещение ДОУ ком­пенсирующего вида для детей с нарушениям зрения (или его структур­ных подразделений: лекотека, ГКП «Особый ребенок»), СРП или лекот теки ППМС-центра. По мере адаптации — включение в ГКП ДОУ с постепенной частичной интеграцией в среду обычных сверстников. Возможна полная инклюзия в группе ДОУ при наличии сопровождения (тьютор) и занятий с тифлопедагогом (возможно и вне ДОУ).

Амблиопия, косоглазие. Рекомендовано посещение ДОУ компенси­рующего типа для детей с нарушениями зрения. Могут быть рекомен­дованы как общеразвивающие, так и инклюзивные группы ДОУ.Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Слабовидящий ребенок. Одним из условий включения является орга­низация специально приспособленной, в том числе сенсорной, среды. Крайне важно соблюдение режима освещения и дозирование зритель­ных нагрузок, рекомендованы занятия с тифлопедагогом, в том числе и в СКОУ или ППМС-центре, занятия с дефектологом и/или логопе­дом (при необходимости); соответствующее методическое и дидакти­ческое оснащение.



1