СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель разноуровневого обучения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит методику разноуровневого обучения по географии и примеры разноуровневых заданий по теме климат.

Просмотр содержимого документа
«Модель разноуровневого обучения на уроках географии»

Модель разноуровневого обучения на уроках географии (из опыта работы Моисеенко Людмилы Ивановны).


Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы (группа “А”)

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа “В”)

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа “ С”)

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Разделение на уровни происходит к концу 6 класса. Так как, это первый год изучения географии и происходит знакомство с детьми. В течение первого года обучения учитель определяет уровень интереса и мотивации к изучению предмета, уровень развития обще-учебных умений и навыков. На основании наблюдения и срезовых работ составляются диагностические карты, в которых дети делятся на три группы: высоко мотивированные ученики, средне-мотивированные ученики и слабые учащиеся. Такие группы вполне подвижны и динамичны. У каждого ребенка есть возможность повысить свой уровень притязаний и перейти из одной подгруппы в другую.

В этих картах обозначены основные темы курса и основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у детей в процессе обучения. Таким образом, можно отслеживать усвоенность различных тем курса каждым ребенком.

Наиболее ярко выражен разно-уровневый подход при выполнении домашней работы, на этапе закрепления изученного материала, и во время контроля за усвоенностью учебной программы.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся);

Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;

Индивидуальные дифференцированные задания;

Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;

Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения;

Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам;

Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Однако, разноуровневый подход можно реализовывать и при объяснении нового материала. Наиболее сильным ученикам даются задания по подготовке материала к следующему уроку, и тогда урок строится на основе сообщений детей. Учитель в данном случае выполняет функцию консультанта. Он поправляет, корректирует и уточняет рассказ детей. Разъясняет наиболее сложные аспекты изучаемой темы.


Примеры разноуровневых заданий.

Тема: «Климат Земли»

1 уровень

1. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами?

а) изотерма; б) изобара; в) изобата; г) изогипса

2. Что влияет на образование различных поясов атмосферного давления на поверхности земли?

а) угол наклона земной оси;

б) неравномерный нагрев океана и суши;

в) неравномерное распределение солнечного тепла в зависимости от широты;

г) постоянный ветер.

3. Пассаты – это:

а) постоянные ветры, дующие от 30 - х широт к экватору;

б) ветры, летом дующие с океана на сушу;

в) ветры, зимой дующие с океана на сушу;

г) ветры западного переноса.

4. Расставьте правильно климатические пояса от экватора к Северному полюсу:

Субэкваториальный___ Тропический____ Субтропический___

Умеренный____Экваториальный___Арктический____Субарктический____

5.Дайте определения терминам:

а) пояс увлажнения_____________________________________________

б) атмосферное давление________________________________________

6. Что такое воздушная масса? Назовите зональные воздушные массы.

7. Дополните предложения.

Главный фактор, определяющий климат Африки — это________________________________. Африка полностью расположена между _______________________. От тропиков к экватору постоянно дуют _____________________, которые приносят __________________ воздух

с океана. Наиболее сильное влияние на климат оказывают _____________________ течения. Значительный по высоте уступ на востоке и юге материка приводит к возникновению _____________________ осадков.


2. уровень


1Сравните климатограммы экваториального и субэкваториального поясов. Покажите в чем разницы и сделайте соответствующий вывод.

2. Объясните причины сезонных изменений в переходных климатических поясах.

3. Объясните, как образуется летний муссон, и какие последствия он имеет для населенного пункта Черапунджи в Индии?

4. Вам предстоит путешествие на паруснике от берегов Африки в Индию. В какое время года лучше отправиться в путь? Объясните свой выбор?

5. Объясните процесс образования циклона. Какая погода будет в зоне циклона зимой?

6. Тропические широты земного шара — один из самых засушливых, в которых выпадает менее 100мм осадков в год — пояс самых больших тропических пустынь. Чем объясняется такое распространение пустынь?

7. Работа с климатической диаграммой.

1) Определите тип климата и полушарие, в котором расположен г. Дурбан, используя данные климатограмы. Сделайте вывод.



Средняя температура января ______________

Средняя температура июля _____________

Годовая амплитуда температур ____________

Количество осадков _____________________

Режим выпадения осадков.__________________________________________________________

Тип климата ______________________________________________________________________


Вывод: г. Дурбан расположен в _____________________________________ полушарии, так как

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Определите географические координаты г. Дурбан. В какой стране он находится?

Географические координаты ________________________________________________________

Страна_______________________________________________________________________8. Дополните и подпишите рисунки, схематически изображающие циклон и антициклон.




3 уровень.


1.Используя схему, составьте определения понятий: жаркий тепловой пояс, холодный пояс освещенности, умеренный тепловой пояс, пояс мороза. Дайте краткую характеристику этим поясам

2.Нарисуйте схему перемещения воздушных масс в экваториально - тропическом круговороте и объясните этот процесс.

3.Объясните в чем причина различий в количестве выпадающих атмосферных осадков в центральной Америке и северной части Южной Америки, которые лежат в экваториальных поясах.

4.Расскажите о климате на территории своего проживания: а) о годовом ходе температуры воздуха; б) о суточном ходе температуры воздуха зимой и летом. Объясните причины имеющегося сходства и различий в суточной амплитуде температуры в разные сезоны года?

5.Нарисуйте схему и объясните общую циркуляцию атмосферы.

Нарисуйте схему образования летнего муссона и объясните, почему над сушей летом формируется область низкого давления?