СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель развития карьерного потенциала личности специалиста в процессе профессиональной подготовки в техникуме

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогрессивное развитие современного общества актуализирует проблему более эффективного использования человеческого потенциала, поиска новых возможностей построения специалистом успешной карьеры. Карьерный потенциал личности специалиста способен обеспечить достижение продуктивной профессиональной деятельности и прогрессивное развитие самой личности. В связи с существующими противоречиями остается нерешенной проблема развития карьерного потенциала личности современного специалиста.

Просмотр содержимого документа
«Модель развития карьерного потенциала личности специалиста в процессе профессиональной подготовки в техникуме»



Модель развития карьерного потенциала личности специалиста в процессе профессиональной подготовки в техникуме

Инёшина Людмила Геннадиевна, к.п.н.,

преподаватель русского языка и литературы

ГАП РС (Якутия)

ОУ «Якутский автодорожный техникум»

Актуальность исследования. Прогрессивное развитие современного общества актуализирует проблему более эффективного использования человеческого потенциала, поиска новых возможностей построения специалистом успешной карьеры. Карьерный потенциал личности специалиста способен обеспечить достижение продуктивной профессиональной деятельности и прогрессивное развитие самой личности. В связи с существующими противоречиями остается нерешенной проблема развития карьерного потенциала личности современного специалиста.

Объект исследования – карьерный потенциал личности будущего специалиста.

Предмет исследования – психолого-акмеологическая модель развития карьерного потенциала личности будущего специалиста.

Цель исследования – разработать психолого-акмеологическую модель развития карьерного потенциала личности будущего специалиста и апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению карьерного потенциала личности и его развитию в образовательном процессе профессионального техникуме.

  2. Определить психологическое содержание, структурные компоненты, показатели и уровни развития карьерного потенциала личности будущего специалиста.

  3. Разработать и апробировать психолого-акмеологическую модель процесса развития карьерного потенциала личности будущего специалиста.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что карьерный потенциал личности будущего специалиста будет успешно развиваться, если реализовать психологическую модель этого процесса, включающую целевой, содержательный, развивающий, результативный блоки, при актуализации духовной, интеллектуальной, творческой активности личности с учётом таких психолого-акмеологических факторов как самоэффективность, самооценка, самоорганизация, упорство, ответственность.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные идеи и принципы психологии – единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский и др.), развития (Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков и др.); подходы: личностный (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.); деятельностный (Е.М. Иванова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); акмеологический (Н.В. Васина, А.А. Деркач, Н.А. Коваль и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научных источников; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.

Теоретическая значимость. Доказано, что развитие карьерного потенциала личности будущего специалиста зависит от наличия и актуализации личностных ресурсов, сформированности ценностно-смысловой направленности личности и профессиональных компетенций.

Уточнено понятие «карьерный потенциал личности будущего специалиста. Расширено представление о психологической структуре и содержании карьерного потенциала личности специалиста.

Практическая значимость.Разработана и апробирована на практике программа развития карьерного потенциала личности студентов – будущих специалистов. Материалы работы могут быть использованы преподавателями в различных учебных курсах, а также при разработке комплексных программ и психологических семинаров, тренингов в работе со студентами и специалистами.

Теоретико-методологические предпосылки исследования карьерного потенциала личности специалиста

    1. Характеристика процесса профессиональной подготовки будущего специалиста

Среднее специальное профессиональное образование имеет целью подготовку профессионально компетентных специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении профессионального образования. Обеспечить это призван профессионально-образовательный процесс в системе СПО.

Современный молодой человек сталкивается со многими проблемами, которые важно решить в самом начале трудового пути. Первая проблема заключается в трудоустройстве: профессия теряет статус первичности при выборе работы.Вторая проблема заключается в высоком уровне конкуренции на рынке труда. Третья проблема связана уже с началом трудовой деятельности и заключается в трудностях должностного и финансового продвижения на работе.

В этой связи встает вопрос о необходимости каждого студента -будущего специалиста иметь четкое, обоснованное и целостное представление о собственных актуальных и потенциальных способностях.Важно отметить, что полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации будущим специалистом себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

1.2. Понятие самоопределения в психологической науке

Проблема самоопределения является актуальной для современной психологии. На настоящий момент в отечественной науке существует более девяти тысяч работ, отражающих результаты исследований данного феномена, но единства, как такового, нет.

При этом большинство исследователей рассматривают сущность и механизмы различных видов самоопределения. В частности, выделяются социальное, личностное жизненное, нравственное, семейное, экономическое, карьерное самоопределение.

Анализ литературы позволяет заключить, что в отечественной психологии большинство авторов связывают самоопределение с самосознанием и жизненной позицией личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.Ю. Коржова, А.К. Маркова)через сознание.

В зарубежной психологии понятие самоопределения используется достаточно редко, но вместе с тем многие исследователи затрагивают те или иные аспекты данной проблемы. При этом большинство авторов также связывают самоопределение с самосознанием и с процессами саморазвития и обретения собственной идентичности(А. Маслоу, Г. Олпорт, В Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Процесс самоопределения является центральным в психической жизни юношеского возраста и представляет собой поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире. Осуществляется процесс самоопределения посредством рефлексии и познавательной деятельности.

Таким образом, проведенный анализ литературы по проблеме самоопределения показал, что данный феномен связан с самосознанием личности и представляет собой поиск человеком себя, своего места в жизни, оценку своих способностей и возможностей.

1.3. Понятие карьеры в отечественной и зарубежной психологии

Понятие «карьера» является предметом изучения во многих науках. При этом большинство исследователей под карьерой понимают продвижение по служебной лестнице, в процессе которого происходит развитие профессиональных навыков, способностей, умений, повышаются квалификационные возможности специалиста. Также происходит изменение статуса человека в обществе, расширяются его социальные связи, а также личное пространство (Таблица 1 в Приложении).

А.К. Маркова приводит широкое и узкое понимание понятия «карьера».В широком смысле карьера рассматривается как профессиональное продвижение от выбора профессии к ее овладению. Результатом успешной карьеры в этом случае является профессионализм, достижение признанного профессионального статуса.

В узком смысле карьера понимается как должностное продвижение, обеспечивающее профессиональное и социальное самоутверждение человека. Результатом карьеры в данном случае является достижение социально признанных стандартов профессии.

Зарубежные исследователи трактуют понятие карьеры чаще в широкомсмысле, понимая под нею связанный с работой жизненный путь человека, разбитый на определенные промежутки (Таблица 2 в Приложении).

В данном исследовании карьера понимается как динамичный процесс организационного продвижения, в рамках которого происходит профессиональное и личностное развитие, а также самореализация личности.

При описании понятия карьеры большинство исследователей рассматривают вопросы стадий карьерного продвижения, а также личностных условий их реализации.

В настоящее время выделение типов карьеры проводится по нескольким основаниям. В таблице 3 (в Приложении) приведены наиболее распространенные классификации.

Что касается этапов развития карьеры, то традиционно в психологии они выделяются согласно возрастному периоду и во многом совпадают со стадиями жизненного пути профессионала (Таблица 4 в Приложении).

Обобщая результаты исследований, И.П. Лотова выделила четыре этапа развития профессиональной карьеры:

  1. Выбор карьеры (профессиональное, личностное и карьерное самоопределение). На этом этапе профессиональная карьера представляет собой неструктурированный, но эмоционально насыщенный образ.

  2. Вхождение в должность и профессиональная адаптация. На данной стадии идет освоение пространственно-временной структуры образа будущей профессиональной карьеры.

  3. Становление в должности, овладение ролью. Задача данного этапа – определение целей профессионального и должностного продвижения.

  4. Оценивание результата профессиональной карьеры как личностно-значимого новообразования, детерминированного собственной активностью.

Таким образом, анализ стадий карьерного развития позволяет заключить, что определение карьерных целей, планов, формирование образа будущей карьеры начинается еще в школе, задолго до начала профессиональной деятельности, которое дает старт карьерному продвижению.

Отдельным вопросом, который рассматривают многие исследователи, является вопрос о стратегиях карьерного продвижения.

В целом, анализ литературы позволяет выделить три основных подхода в выделении стратегий карьеры:

  1. Процессуальный подход: стратегии карьеры выделяются, исходя из особенностей карьерного продвижения как процесса (последовательность смены должностей, длительность пребывания в той или иной должности и пр.) (А.П. Егоршин).

  2. Содержательный подход: карьерные стратегии выделяются, исходя из содержательной стороны карьерного продвижения (чем человек занимается в процессе карьерного роста, особенности управленческой деятельности, развитие профессионализма) (И.В. Куколев, Т.И. Рыскова, Н.С. Слепцов).

  3. Личностный подход: выделение стратегий карьеры, исходя из внутренней направленности личности, Я-концепции (А.Я. Кибанов, А.С. Мельничук, Е.Г. Щелокова).

1.4 Особенности мотивационного компонента карьерного самоопределения студентов

Как уже было представлено в теоретическом анализе проблемы карьерного самоопределения, мотивационный компонент выражается в карьерных ориентациях и включает цели, ценности и мотивы будущей карьеры.

В числе рассматриваемых карьерных целей были представлены следующие: материальное благополучие, безопасность, общение, свобода и независимость, успех и достижения, творчество, хорошая работа, уважение, хороший заработок, командировки и путешествия, борьба и преодоление препятствий, высокая должность, стабильность в жизни, любовь и семья, выполнение долга, статус, власть, компетентность, доверие, новые знания, саморазвитие, уверенность, обучение, самореализация. Данные цели оценивались студентами по бальной шкале, следовательно, высшим баллом является 10.

Наиболее выраженной карьерной целью у студентов является - «хорошая работа» (среднее значение равно 10). (График 1 в Приложении) Также выражены цели: «уважение» (среднее значение равно 9,07), «хороший заработок» (9,06) и «уверенность в завтрашнем дне» (9,13). Менее всего выражены такие цели, как «власть» (5,74), «командировки и путешествия» (6,68) и «борьба и преодоление препятствий» (6,31) (График 2 в Приложении).

Эмпирические исследования по развитию карьерного потенциала личности (на примере будущего специалиста ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»)

2.1 Модель развития карьерного потенциала личности специалиста в процессе профессиональной подготовки в профессиональном техникуме

Теоретико-методологический анализ состояния проблемы в области развития карьерного потенциала личности современного специалиста показал недостаточность представленных практических разработок и рекомендаций.

Целостность изучения процесса развития карьерного потенциала личности студентов обеспечивалась внедрением модели его развития в процессе профессиональной подготовки.

Термин «модель» происходит от латинского «modulus» - мера. В педагогике «...под моделью понимаетея система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала...», способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Научная обоснованность разработанной нами модели заключается в наличии четкой цели ее создания и функционирования – раскрытие и развитие карьерного потенциала личности будущего специалиста, повышение его профессиональной и социальной ответственности, содействие более полной самореализации каждого студента в учебно-профессиональной деятельности.

2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию карьерного потенциала личности специалиста

Полученные данные в ходе реализации модели развития карьерного потенциала специалиста показали ее действенность. Для доказательства эффективности разработанной модели развития карьерного потенциала специалиста нами был проведён эксперимент.

Методический замысел исследования позволил провести опытно-экспериментальную работу по развитию карьерного потенциала личности специалиста, проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты. Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка разработанной модели с точки зрения возможности развития карьерного потенциала личности специалиста.

За основу была выдвинута рабочая гипотеза, заключающейся в предположении о том, что карьерный потенциал личности будущего специалиста будет успешно развиваться, если реализовать модель этого процесса, включающую целевой, содержательный, развивающий, результативный блоки, при актуализации духовной, интеллектуальной, творческой активности личности с учётом таких факторов, как самоэффективность, самооценка, самоорганизация, упорство, ответственность.

В ходе эмпирической части исследования решались следующие основные задачи:

  1. Разработать и обосновать методический инструментарий опытно-экспериментальной работы.

  2. Разработать содержание и технологии процесса развития карьерного потенциала личности специалиста.

  3. На основе результатов опытно-экспериментальной работы подтвердить значимость психолого-акмеологической модели развития карьерного потенциала специалиста.

Основными методами опытно-экспериментальной работы явились: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент, экспертный опрос, статистические методы.

Экспериментальную группу составили 134 студента в возрасте от 16 до 19 лет (из них все – юноши), контрольная группа - 30 человек (из них 30 человек - юноши). Группу экспертов составили преподаватели техникума, ведущие занятия у студентов контрольной и экспериментальной групп.

В эксперименте использовались реально существующие группы студентов, поэтому перед проведением эксперимента была проведена проверка эквивалентности экспериментальной и контрольной групп. С этой целью было проведено социометрическое исследование структурных и статусных составляющих (интеллектуальные способности, социальное положение, здоровье) студентов.

Психолого-акмеологический тренинг «Развитие карьерного потенциала личности» проводился в экспериментальной группе. Контрольная группа в психолого-акмеологическом тренинге участие не принимала.

Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методики:

  1. «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому развитию» (Н.П. Фетискин);

  2. «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник);

Рассмотрим краткое содержание методик, использованных в исследовании.

Методика «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому развитию» (Н.П. Фетискин) (Приложение 3), заключается в том, что студентам предлагается оценить себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определить уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Об уровне готовности к профессиональному саморазвитию свидетельствуют количественные показатели, соответствующие низкому, среднему и высокому уровням.

Методика «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник) (Приложение 4) позволяет определить особенности творческой личности, изучить креативность, открытость новому опыту.

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р).

Основные критериальные проявления исследуемых факторов: любознательность – субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, ищет разные возможности решения задач и т. д.

В ходе участия студентов в тренинге произошли значимые изменения в содержании показателей всех компонентов карьерного потенциала личности специалиста:ресурсном, ценностном, компетентностном. Это также свидетельствует об эффективном росте и качественном преобразовании уровней в содержании показателей всех компонентов карьерного потенциала личности будущего специалиста (График 3 в Прил.).

Таким образом, карьера представляет собой должностное, ролевое и статусное продвижение субъекта, реализуемое в рамках профессиональной деятельности, в процессе которого происходит профессиональное и личностное развитие, а также самореализация личности. Начало карьеры совпадает с началом профессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Для успешности карьерного продвижения важен процесс планирования карьеры ещё в школьном возрасте.

Заключение

Как показывают результаты проведенного исследования, начальный этап карьерного самоопределения приходится на возраст 15-16 лет. При этом содержание карьерного самоопределения в этот период является противоречивым и неопределенным, поэтому эффективным является осуществление психолого-педагогического сопровождения данного процесса у обучающихся. Исследование показало, что наиболее эффективным при этом является использование методов интерактивного обучения, в частности методов психологического тренинга, арт-терапии, когнитивных методов.

Преобладающим видом деятельности в карьерном самоопределении у студентов является деятельности саморазвития (14% - высокий уровень, 26% - уровень выше среднего). Это означает, что обучающиеся стремятся выделить и развивать те личностные качества и способности, которые, по их мнению, являются необходимыми для будущей карьеры.

Деятельность самопознания выражена у 36% обучающихся (16% - высокий уровень, 20% - уровень выше среднего). Это означает, что значительная часть студентов пытаются разобраться в себе, проанализировать имеющиеся возможности и ресурсы для успешности будущего карьерного роста.

Отсутствие реальных действий в карьерном самоопределении наблюдается у 34% обучающихся (16% - высокий уровень, 18% - уровень выше среднего). Такие обучающиеся пока только размышляют и фантазируют на карьерные темы.

На основе авторского исследования раскрыты структурные компоненты карьерного потенциала личности будущего специалиста: ресурсный, ценностный, компетентностный. Выявлены их показатели: критичность мышления, лидерские способности, креативность; акме-мотивация, нравственное сознание и профессиональные притязания; специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность. Определены уровни развития карьерного потенциала личности: высокоперспективный, перспективный, малоперспективный.

Психолого-акмеологическая модель развития карьерного потенциала личности будущего специалиста включает следующие взаимосвязанные блоки: 1) целевой (цель, принципы), 2) содержательный (компоненты, показатели, уровни карьерного потенциала личности), 3) развивающий (тренинг, технологии, факторы), 4) результативный (прогнозируемый уровень развития карьерного потенциала личности).

Психолого-акмеологический тренинг «Развитие карьерного потенциала личности будущего специалиста» реализуется на диагностическом, мотивационном, развивающем, аналитическом этапах, включает теоретический и практический блоки и способствует развитию актуальных и потенциальных возможностей студентов, их карьерному становлению.

Список литературы

  1. Большая советская энциклопедия. URL: bse.sci-lib.com. Загл. с экрана.

  2. Васецкий А.А., Тарасов Н.А., Яновский В.В. Основы менеджмента. СПб., 2007.

  3. Словарь по профориентации и психологической поддержке. 2003-2010. URL: www.terms.com.ua/pages/hr_dict.html. Загл. с экрана.

  4. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой. М., 2007. ISSN 1810-0201.

  5. Толочек В. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г. URL: vocabulary.ru. Загл. с экрана.

  6. Келле В.Ж. В диапазоне гуманитарного знания: сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители». СПб., 2001.

  7. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

  8. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Учебно-методическое пособие. – М.: «Академия», 2007.

  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000.

  10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.





Приложение

Таблица 1

Факторы построения карьеры

1

Психологические факторы

включают способности личности, целеустремленность и волю

2

Макроэкономические факторы

представляют собой господствующий тип общественно-экономических отношений

3

Социальные факторы

включают те объективные возможности, которые предоставляет субъекту общество для построения карьеры.


Таблица 2

Разные подходы к построению карьеры

1

Карьера как жизненный путь и профессионализация

К.А.Абульханова-Славская, Е.А. Климов, К. МакДениэлз, Н.С. Пряжников

2

Карьера как процесс профессионального развития, достижение высокого профессионального статуса и признания

А.К. Маркова

3

Карьера как должностное продвижение в рамках организационной иерархии

Ф.Р. Филиппов,

С.В. Шекшня

4

Карьера как процесс саморазвития личности в целом, реализации личностного потенциала

Н. Джисберс, Е.А. Могилевкин, И. Мур, Е.В. Садон

Таблица 3

Критерии и подходы к типологизации карьеры

Критерий

Типы карьеры

Авторы

Характер динамики

Обычная карьера – прохождение всех основных стандартных этапов профессиональной жизни;

Стабильная карьера – наличие постоянного места работы;

Нестабильная карьера – добровольная или вынужденная смена мест работы, профессиональная переориентация;

Комбинированная карьера – короткие периоды стабильности сменяются периодами безработицы или профессиональной переориентацией.

Ю.В. Укке,П. Синисало, Ю.П. Хяюрюнен

По сфере деятельности

Образовательная

Трудовая

Научная

Политическая и др.

Ф.Р. Филлипов,

О.В. Москаленко

По признаку индивидуальной профессионализации

Профессиональная карьера – профессиональная специализация в выбранной трудовой сфере

Должностная карьера – изменение должностного статуса

А.Я. Кибанов,

Е.В. Каштанова

По направленности

Вертикальная карьера – должностной рост

Горизонтальная карьера – перемещение в другую функциональную область деятельности, может не сопровождаться должностным ростом

Ступенчатая карьера – совмещает элементы вертикальной и горизонтальной карьеры

Скрытая карьера – продвижение к ядру, руководству организации

А.Я. Кибанов,

Е.В. Каштанова

Таблица 4

Таблица 5





График 1

График 2



Рисунок 1.Схема основных факторов выбора карьеры

Сводный график результатов статистических данных по диагностике карьерного потенциала личности будущего специалиста экспериментальной и контрольной групп до и после опытно-экспериментальных работ

График 3

Таблица 6

Динамика уровней карьерного потенциала личности будущего специалиста (%)

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа


До эксперим.

После

эксперим.

До эксперим.

После

эксперим

малоперспективный

43,9

12,5

63,3

36,6

перспективный

42,8

53,1

24,4

33,3

высокоперспективный

13,3

34,4

12,3

30,1